Уроки труда в Советском Союзе серьезно готовили учеников ко взрослой жизни. Мальчики учились плотничать или столярничать (это зависело от того, чем был оборудован класс труда), а девочки — вести домашнее хозяйство, шить и готовить. Рассказываем, чему учили на кулинарных уроках.
Конечно, после них девочки не превращались в отличных кулинаров, кроме одного урока в неделю у плиты нужно было еще осваивать кулинарное искусство самостоятельно или под руководством родителей, но о том, как включать плиту, как нарезать овощи для супа или замешивать тесто для простого печенья, они представление составляли.
Что такое примус
В середине XX века, в 1960-х годах, уроки труда довольно сильно отличались от позднесоветских. Девочки изучали устройство примуса, учились обращаться с керогазом (это нагревательный прибор, работающий на горючей смеси, состоящей из паров керосина и воздуха, последнее поколение керосинок, грубо говоря). Ученицам объясняли, как обращаться с электрическими нагревательными приборами, такими как одно- и двухкомфорочные плитки, электрические чайники.
В обязательном порядке ученицы знакомились с санитарно-гигиеническими правилами, которые нужно соблюдать при приготовлении пищи. Например, им объясняли, что нужно завязать волосы косынкой, надеть передник, хорошо вымыть руки и вытереть их чистым полотенцем. Что на кухне должны присутствовать отдельные полотенца для вытирания рук и для посуды.
Школьниц знакомили с правилами хранения продуктов, методами борьбы с насекомыми.
Конечно, их обучали работе с продуктами питания, показывали, как нарезать овощи, чистить картофель.
В учебнике «Домоводство для 5-7 классов» 1963 года приводятся следующие незатейливые рецепты.
Зеленый салат со сметаной и яйцом
Летом к картофельным, мясным и рыбным вторым блюдам, к отварному мясу подают зеленый салат. Приготовляют его так: листья салата старательно перебирают, удаляют поврежденные листья, сорняки и траву. Отобранный салат хорошо промывают в нескольких водах, выкладывают на сито или дуршлаг, чтобы стекла вода, а затем мелко нарезают (берут сразу пучок листьев, сжимают их в руке и режут на кухонной доске). Нарезанный салат складывают в глубокую тарелку, миску или другую посуду; кладут нарезанные тонкими ломтиками яйца, заливают соусом из сметаны с уксусом и перемешивают.
Перед тем как подать к столу, салат выкладывают в салатник, сверху обкладывают кружочками из свежих огурцов и посыпают мелко нарезанной зеленью укропа или петрушки.
На 200 г зеленого салата берут: 1 свежий огурец, ½ яйца, ¼ ст. л. уксуса, на кончик ножа горчицы, ½ ч. л. сахару, ½ ст. л. сметаны, соль, укроп по вкусу.
Картофель жареный
Очищенный картофель режут ломтиками, брусочками или соломкой, кладут не толстым слоем на разогретую с жиром (масло сливочное или растительное, сало, смалец) сковороду и жарят на сильном, а затем на небольшом огне. Чтобы картофель прожарился равномерно, его время от времени перемешивают. Перед тем как подать к столу, картофель посыпают мелко нарезанной зеленью петрушки или укропа. Зелень придает блюду приятный вид и запах.
На порцию берут: 250-300 г картофеля, 1,5-2 ст. л. масла, соли и зелени по вкусу. Солить картофель рекомендуется после того, как он подрумянится, тогда кусочки не будут крошиться.
Селедка, борщ и молочные каши
Кроме простых салатов и картофеля ученицы 5-7 классов в 1960-х годах учились готовить винегрет с квашеной капустой, они чистили селедку и вымачивали ее в чае или в молоке, чтобы была не слишком соленой и мягкой. Затем рубили соленую рыбу, добавляли к ней белый хлеб, сливочное масло, мелко нарезанный лук, сваренное яйцо — и получался форшмак. Правда, в учебнике это блюдо называется просто рубленой сельдью.
Не обходили учителя вниманием молочные супы и каши. Девочки варили рисовый молочный суп, молочный суп с макаронными изделиями, готовили манную кашу.
Конечно, не обошлось и без классических первых блюд. Ученицам предлагали сварить борщ под руководством педагога или же попробовать справиться с такой задачей дома с помощью старших.
Вообще же ученицам 5-7 классов предлагалось ознакомиться с довольно большим количеством разнообразных блюд, они даже могли попробовать лепить вареники, разделывать сырую рыбу и познакомиться с дрожжевым тестом.
Закат советской эпохи
На закате советской эпохи и в 1990-х годах девочки все так же осваивали кулинарные навыки под руководством учителя труда. Они готовили простые блюда на сдвоенных уроках труда, а потом угощали ими одноклассников. Или съедали сами, бывало и такое.
На уроках труда девочкам уже не предлагали лепить вареники или справляться с большим количеством блюд, программы стали более короткими.
Конечно, ученицам рассказывали о разделке продуктов, большое внимание уделялось сервировке стола и правилам поведения: какими приборами есть разные блюда, с какой стороны класть вилку и нож и так далее.
Набор блюд, предлагавшийся для приготовления на уроках, был разным, зависел он от кулинарных навыков учителя, от продуктов, которые получалось достать для уроков.
Девочкам показывали или просто рассказывали, как разделывать рыбу и мясо, часто это можно было увидеть только на картинках. Учили школьниц, как работать с горячей посудой, как стерилизовать и закатывать банки с домашними заготовками. Иногда на уроках труда девочки квасили капусту, могли делать компоты, даже осваивали принципы работы мясорубки (механической, разумеется). Многие выпускницы 1990-х годов вспоминают, что они пекли на уроках простейшее печенье.
Все же эпоха дефицита конца 1980-х годов и гиперинфляции 1990-х наложила свой отпечаток и на обучение девочек кулинарии.
Рецепт из учебника «Трудовое обучение для 7 класса» (Бешенков, Васильченко, Иванов и др.), 1990 год.
Суп с мясными фрикадельками
Инвентарь и посуда: кастрюля, 2 миски, сковорода, доски разделочные (для мяса и для овощей), мясорубка, пестик, ножи желобковый и кухонный, шумовка, столовая ложка.
Нормы продуктов:
Для супа:
- 100 г картофеля
- 10 г моркови
- 10 г лука
- 0,01 г лаврового листа
- 3 г масла
Для фрикаделек:
- 23 г мяса
- 2 г лука
- 2 г яйца
- 2 г соли
- 0,02 г перца
- 2-3 г зелени петрушки и укропа
- 4 г воды или молока
Схема приготовления:
Первичная обработка овощей. Промытые и очищенные морковь и картофель нарезать кубиками или брусочками. Лук и зелень очистить, промыть и мелко нарезать.
Пассерование овощей. Пассеровать лук с морковью для супа.
Первичная обработка мяса. Мясо обмыть, зачистить от пленок и сухожилий, нарезать поперек волокон на небольшие кусочки.
Приготовление фрикаделек. Мясо вместе с сырым луком дважды пропустить через мясорубку. Добавить сырое яйцо, соль, перец, немного холодной воды или молока, все перемешать. Приготовленную массу разделить на фрикадельки (шарики).
Отваривание фрикаделек. Вскипятить воду, посолить и сварить в ней фрикадельки. Готовые фрикадельки вынуть шумовкой.
Варка супа. В полученный после отваривания фрикаделек кипящий бульон положить картофель, дать снова закипеть, добавить пассерованные овощи и лавровый лист. Варить при слабом кипении 10-12 минут.
Оформление готового блюда. Готовый суп налить в тарелку, положить фрикадельки и посыпать зеленью.
Совет: чтобы суп получился прозрачным, можно разделанные сырые фрикадельки положить на сковороду, смазанную жиром, прогреть в жарочном шкафу 3-4 минуты, а затем уже сварить.
Источники:
О.Ф. Бунина, З.С. Нечипорук, С.К. Сайко «Домоводство. Учебник для 5-7 классов», 1963 г.
А.К, Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др. «Трудовое обучение для 7 класса», 1990 г.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть