1705

Самая привлекательная. История любви актрисы Ариадны Шенгелая

"Аргументы и факты" в Беларуси № 33. «Я в блогеры пойду…» 16/08/2022

Советская актриса Ариадна Шенгелая благодаря своему таланту, изяществу и красоте всегда притягивала поклонников. Необыкновенная, нездешняя, словно инопланетянка, она разжигала всеобщее любопытство – особенно после того, как на пике популярности исчезла с экранов…

Барышня-дворянка

Благородная стать, нежный взгляд и завораживающий голос Шенгелая до сих пор действуют на зрителей гипнотически. После ролей Татьяны Лариной в «Евгении Онегине», Маши в «Выстреле» и княгини Шеиной в «Гранатовом браслете» актрису стали называть «советской графиней», а в ее адрес приходили тысячи писем с предложениями руки и сердца, даже когда она была уже в зрелом возрасте.

«Ариадна» - греческое имя: выбрав его для дочери, родители и представить не могли, как оно ей подойдет. Первая его часть означает «самая», вторая часть - «привлекательная». Родилась будущая актриса в 1937 году в Узбекистане, куда родители Ариадны переселились в попытке избежать репрессий из-за национальности отца девочки, Всеволода Шпринка: его предки приехали из Германии еще во времена Петра Первого. Через некоторое время супруги решили вернуться в Москву, но пути из Ташкента Всеволода Эдуардовича арестовали прямо в поезде по подозрению в шпионаже. Его признали «врагом народа» и отправили в лагеря на целых 26 лет. Он был реабилитирован лишь в 1955 году.

К счастью, его жену и дочь не тронули и разрешили остаться в Москве, где и выросла будущая актриса. Сразу после окончания школы Ариадна успешно сдала вступительные экзамены во ВГИК и слыла среди студентов одной из самых красивых и умных девушек в институте.

Без подробностей

На втором курсе она познакомилась с Эльдаром Шенгелая - грузином по национальности, потомком знатного княжеского рода, вся семья которого была так или иначе связана с кино: мать Нато Вачнадзе - знаменитая актриса, отец Николай Шенгелая - не менее знаменитый режиссер.

Эльдар и сам учился на режиссерском факультете. У молодых людей закрутился роман, и вскоре они поженились. Советский актер Лев Прыгунов, с которым Ариадна снималась в фильме «Увольнение на берег», однажды сказал: «Конечно, Эльдару можно было только позавидовать. Ведь Ариадна – одна из самых прелестных, умных и добрых женщин, которых я когда-либо в жизни встречал».

Ариадна взяла фамилию мужа, под которой и стала известна во всем Советском Союзе. В 1958 году, когда ей шел 22-й год, у супругов родилась дочь, которую назвали Нато (Наталья) - в честь матери Эльдара.

Примерно в то же время к актрисе пришла первая слава. В 1957 году, еще будучи студенткой, Ариадна замечательно справилась с ролью Ирины Ледневой в фильме «Екатерина Воронина». Еще через год она получила главную роль в экранизации «Евгения Онегина» - за роль Татьяны Лариной актриса была награждена премией Всесоюзного кинофестиваля.

Окончив институт, Эльдар вернулся на родину в Грузию, только уже с женой и маленькой Нато. Теперь молодая актриса стала служить в Тбилисском театре им. Грибоедова и предложила свои услуги киностудии «Грузия-фильм», не слишком рассчитывая на успех. Девушка была уверена, что рождение ребенка и переезд из Москвы поставят точку на ее актерской карьере. Однако именно в 60-х Ариадна Всеволодовна была невероятно востребована. Она сделала перерыв в съемках лишь раз, в 1967 году, когда родила вторую дочь Екатерину.

А вот в семейной жизни все складывалось не так удачно. В конце 70-х, прожив в браке 22 года, Эльдар и Ариадна неожиданно для всех развелись. О причинах расставания можно только догадываться: сама актриса с присущим ей благородством не стала выносить сор из избы. «Мама с папой нелегко расходились, - рассказывала их дочь Екатерина. - Подробности даже и вспоминать не хочется».

Своя философия

Впоследствии Эльдар Шенгелая женился снова, у них с новой женой Нелли Новлинидзе родилась дочь. Ариадна же переехала в Москву, а дочерей оставила с отцом. Переживая расставание с мужем и разрываясь между Москвой и Тбилиси, актриса с головой ушла в работу.

Вскоре она познакомилась с артистом и мастером дубляжа Игорем Копченко. В свое время он выступал и с сольными концертами как мастер художественного слова, а потом увлекся работой в кино и на телевидении, только за кадром. Был диктором и режиссером дубляжа, трудился в телекомпании НТВ и на «Культуре», где читал анонсы программ и фильмов и считался фирменным голосом канала.

Несмотря на то что муж был младше актрисы на 9 лет, семья жила очень счастливо. Общих детей у пары так и не появилось, зато Игорь прекрасно относился к дочерям Ариадны Всеволодовны. В 1986 году, снимаясь в фильме «Голова Горгоны», Шенгелая попросила режиссера Юрия Мастюгина дать роль и ее мужу. Тогда она даже не подозревала, что эта картина окажется их единственной совместной работой.

В 2002 году Ариадна Всеволодовна сыграла одну из главных ролей в фильме о Великой Отечественной войне «Бабий Яр». А спустя год в ее семье произошла страшная трагедия: Игорь Копченко внезапно скончался от сердечного приступа, не дожив всего двух месяцев до 57 лет.

По словам близких, Шенгелая очень тяжело переживала смерть любимого мужа. Она приняла решение уйти из кинематографа и больше не выходила на сцену театра. Некоторое время она преподавала актерское мастерство и сценическую речь, а затем вернулась в Грузию, где живут ее дети, внуки и правнуки.

В январе нынешнего года Ариадне Всеволодовне исполнилось 83 года. Она по сей день живет в Тбилиси в окружении большой семьи и много лет не изменяет своей философии: отказывается от любых предложений режиссеров, не выходит на театральные подмостки и никому не дает интервью.

КСТАТИ

В начале 60-х картины с Ариадной Шенгелая в главной роли появлялись одна за другой: «Евгения Гранде», «Осторожно, бабушка», «Люблю тебя жизнь», «Увольнение на берег»… И каждая из них приносила актрисе еще больше популярности.

Но самый большой успех ждал Ариадну Всеволодовну после выхода экранизации повести Александра Куприна «Гранатовый браслет», в которой она блистательно сыграла роль княгини Веры Николаевны Шеиной.

Актрисе удалось очень точно воплотить на экране образ настоящей аристократки, которая, как написано в повести, «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Но вместе с тем зрители видят, что за светской холодностью княгини Веры Николаевны скрывается ранимая душа, мечтающая о настоящей о любви…

За роль в фильме «Гранатовый браслет» читатели журнала «Советский экран» единодушно назвали Шенгелая «актрисой 1965 года», а режиссеры наперебой стали приглашать ее сыграть знатных особ минувшей эпохи - благодаря утонченной красоте и врожденному аристократизму Ариадна Шенгелая очень органично выглядела в образах дам XIX столетия. К примеру, вскоре после «Гранатового браслета» ей предложили еще одну костюмную роль - Маши в фильме «Выстрел» по повести А. С. Пушкина.

Даже сейчас, хотя актриса чаще всего отказывается от интервью и не появляется на светских мероприятиях, в сердцах миллионов зрителей она до сих пор остается «главной графиней советского кинематографа».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно