1122

Тут было чудное мгновенье. Что творится возле могилы Пушкина

"Аргументы и факты" в Беларуси № 33. «Я в блогеры пойду…» 16/08/2022

«Пушкин? Да кому это сейчас интересно, кто по доброй воле нынче туда поедет? — удивляется знакомая женщина пятидесяти лет, которой я рассказываю о командировке в Пушкинские Горы. — Нас его стихами в советской школе мучили, я ночами наизусть зубрила, сплошной официоз». Я на минутку задумался — вот захотелось бы мне увидеть место жительства Исаака Ньютона, если в школе я откровенно ненавидел физику?

Тем не менее усадьба и село Михайловское в Псковской области, где в 1824-1826 гг. поэт находился в ссылке, до сих пор популярны у наших людей. Поток туристов и почитателей Пушкина не прекращался даже в девяностые, когда с деньгами у народа было совсем плохо. Побывав в Михайловском, обозреватель «АиФ» узнал две новости — во-первых, на могиле поэта не пьют, а во-вторых, его усадьба...«новодел». Настоящий дом Пушкина в разное время сгорел аж целых три (!) раза: но на его месте потом всегда строили новый.

«Еле в комнату влезают»

«Власти Российской империи выкупили имение у наследников поэта в государственную собственность в 1899 году, — рассказывает учёный секретарь Государственного мемориального историко-литературного музея Эдуард Узенев. — Уже через 9 лет оно впервые сгорело. Здание деревянное, тогда такие нередко возгорались по разным причинам — неосторожное обращение с огнём, свечи, лампады у икон. В 1918-м заново возведённый домик Пушкина разграбили и спалили дотла бунтующие крестьяне — в то время не разбирались, жгли любые помещичьи усадьбы. В 1936-м году обитель поэта восстановили, но уже в 1941-м году её разрушили нацистские оккупанты: были уничтожены и другие здания усадеб. Восстанавливали кропотливо и долго — в 1949 году вновь построили Михайловское, к 1962 году — Тригорское, к 1977 году — Петровское. Домик няни Пушкина Арины Родионовны немцы разобрали на брёвна, использовали для строительства блиндажей и укреплений: впоследствии пришлось аккуратно собирать».

Разумеется, после постоянных пожаров принадлежавших лично «солнцу поэзии» предметов практически не сохранилось: кроме подлинников рукописей и рисунков. Сотрудники музея кропотливо собирают вещи производства первой половины XIX века (то есть времени жизни Пушкина), обставляют помещения усадеб. Антикварная мебель, фарфоровая посуда, изразцы для голландских печек, даже такие предметы, как кочерга или щипцы для снятия нагара со свечей. Посетителей в Пушкиногорье чрезвычайно много — особенно туристов, приезжающих на своих машинах целой семьёй: организованные туры менее популярны.

«В сезон столько народу, что иногда на экскурсии в Михайловском по 60 человек в одной комнате, еле влезают, — объясняет гид. — В этом году, учитывая закрытие границ, ждём большего наплыва. Пушкина уважают, он народу любопытен — люди, проходя по комнатам имений, вслух цитируют стихи. В советское время посетителей было около миллиона в год, сейчас мы подбираемся к этому числу: но в целом интерес никогда резко не снижался. До пандемии сюда приезжали и иностранные группы — немцы и англичане из зарубежных “пушкинских сообществ”».

Дама свободных нравов

Кстати, на могилу Александра Сергеевича в Святогорском монастыре заходит народ культурный. Кладут цветы, юные девушки с экспрессией читают стихи — бывает, что пытаются поцеловать надгробие, но это максимум. Я вспоминаю захоронение Есенина на Ваганьковском кладбище в Москве, куда поклонники постоянно приходят с выпивкой и закуской — помянуть талант, а служба охраны их неустанно гоняет.

«У нас такого нет, — строго информируют меня в музее. — Всё же, Пушкин у людей ассоциируется не с алкоголем. “Выпьем с горя, где же кружка?” — не считается».

А вот личная жизнь поэта интересует многих, особенно его отношения с Анной Керн. Эта замужняя дама посещала Пушкина в Михайловском, нравов она была свободных, и посему экскурсоводам часто задают вопросы насчёт подробностей пушкинского романа с Анной. Недаром же Александр Сергеевич именно здесь после встречи с ней написал знаменитые строки — «Я помню чудное мгновенье». Так и напрямую спрашивают — это тут Пушкин спал с Анной Керн? Сотрудники музея скучно отвечают, что со свечкой не стояли.

Кстати, экскурсоводы в Пушкинских Горах потрясающие — ощущение, что они знают все стихи поэта без исключения и буквально на каждом шагу цитируют подходящие к случаю вирши.

«Хороший экскурсовод обязан быть профессиональным артистом, — улыбается учёный секретарь Узенев. — Это ведь словно в театре, ты должен не читать текст, как пономарь, а обязан вовлекать людей в свои мысли, чтобы они видели твой рассказ, словно наяву». Хочу заметить, работникам музея явно удаётся обеспечить гостям погружение в прошлое — идя по Михайловскому и слушая гида, ты постепенно и в самом деле проваливаешься в XIX век: видишь мужчин в цилиндрах и дам в платьях с вырезом.

Могут лягнуть и укусить

Зарплаты в музее небольшие — в среднем экскурсовод получает 25-28 тыс. российских рублей в месяц (около 1100 белорусских рублей). Сотрудники обычно живут Пушкинских Горах — небольшом городке с населением в 4 380 человек, снимают там квартиры.

«У нас случается нехватка работников, — признаёт Узенев. — Ведь заповедник — это не только усадьбы семьи Пушкина. Например, один раз ударили сорокоградусные морозы, и погибли все яблони в Михайловском — пришлось высаживать деревья заново. Нужны и садовники, и конюхи (лошади ведь тоже есть), и специалисты по ландшафту».

Лошади действительно пасутся на лугу, рядом с табличкой-предупреждением для туристов, что их нельзя гладить и кормить: животное может лягнуть или укусить. Наследие Александра Сергеича даёт работу многим местным жителям— кто-то продаёт сувениры (матрёшки и магниты с лицом поэта), кто-то возит туристов, кто-то устраивается в рестораны для туристических групп. В меню имеются любимые блюда Пушкина — «наше всё» любил простую еду, поэтому гостям предлагают щи с уткой, гречневую кашу, пироги. Порция щей обильна, только вот цена не радует — 350 рублей (15 белорусских рублей в пересчете). Пушкин как человек небогатый вряд ли бы пришёл в восторг от счёта.

У подножия Святогорского монастыря, на территории коего похоронен поэт, закреплена табличка — с именами восьми советских сапёров, погибших в 1944 году при разминировании церкви. Перед отступлением немцы пытались взорвать монастырь: но стены, возведённые зодчими Ивана Грозного, устояли. А вот надгробие на могиле Пушкина треснуло посередине, памятник завалился назад: всё восстановили в первозданном виде уже после войны. Говорят, якобы монахи почитателями поэта недовольны — мол, монастырь создан для удаления людей от мира, а не для толп народу, фото и букетов цветов. Правда, подтверждения этому я не получил — служители церкви на пушкинскую тему общаться отказались. У нас часто любят заламывать руки и говорить об уничтожении культуры. Да, видя, какая на эстраде бездарная музыка, смотря убогое кино и читая книги, годящиеся лишь на макулатуру, так легко подумать. Однако Пушкиногорье показывает — интерес к культуре вовсе не угас. Просто за стонами попсы с эстрады его не слышно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно