Советский актер театра и кино Валентин Никулин оставил после себя множество прекрасных образов. Он был неподражаем в серьезных, драматических ролях, хотя больше всего запомнился своими героями-«чудаками». Но в любой роли – главной или эпизодической – никогда не терялся на фоне других…
Коллеги по театру в шутку говорили про Валентина Юрьевича: «интеллигентен до неприличия». И действительно, он родился и вырос в семье настоящих интеллигентов. Отец Юрий Никулин - советский драматург, дядя Лев Никулин - известный писатель, поэт и журналист, автор романов «России верные сыны» и «Мертвая зыбь». Мать Евгения Брук - пианистка, лауреат международных конкурсов: от нее Валентин унаследовал абсолютный музыкальный слух, который очень пригодился ему в актерской карьере - песни и баллады в его исполнении стали подлинным украшением многих фильмов и спектаклей.
В актеры Никулин подался не сразу. Поначалу он окончил юридический факультет МГУ и мог бы стать блестящим адвокатом, но к моменту получения диплома уже точно знал, что юриспруденция - это не его призвание.
Тогда Евгения Брук посоветовала сыну поступить в Школу-студию МХАТ. И попала в самую точку - уже с первого курса Валентин буквально загорелся театром. К слову, он стал однокурсником Владимира Высоцкого.
Еще во время учебы Никулин познакомился с Олегом Ефремовым, который пригласил его в труппу своего только созданного театра «Современник». И совсем скоро Никулин стал одним из ведущих артистов. Однако, безусловно, всесоюзную известность актеру принес именно кинематограф.
В 1961 году Валентин Юрьевич начал сниматься в кино. Первой его работой стала небольшая роль в кинодраме «Девять дней одного года». Через год он сыграл моряка Марата Чепина в картине «Путь к причалу». Кстати, в этом фильме Никулин впервые запел. Вместе с артистом Бруно Оя он исполнил «Песню о друге» - «Если радость на всех одна, на всех и беда одна…».
Огромную популярность Никулин обрел после выхода фильмов «Три толстяка» и «Братья Карамазовы». «Женщины аплодировали ему бесконечно», - вспоминали знакомые.
«Никогда бы не уехал»
Дамы и впрямь были без ума от Валентина Юрьевича и даже, как он сам рассказывал со смехом, «сами делали ему предложение и сами отводили в загс». Такое в его жизни случалось трижды. В первый раз Никулин женился на девушке, жившей по соседству. Но этот брак был совсем недолгим, и о нем актер практически не вспоминал. Вторая его жена по имени Анна – режиссер на «Мосфильме»: знакомые отзывались о ней как о «симпатичной девушке с копной рыжих волос».
В третий раз Никулин женился на работнице театра Марине Ганулиной. Этот брак стал для него роковым – и он же стал в конце концов спасением. В 90-е годы, когда работы практически не было, жена убедила Валентина Юрьевича переехать в Израиль. В интервью актер вспоминал: «Она говорила, что ситуация в стране станет еще хуже. Я, честно признаться, этого боялся. Если бы не мой страх за будущее родины, я бы никогда отсюда не уехал».
В 1991 году 60-летний Никулин с Мариной уехали в Израиль (как он думал, навсегда). Там он устроился на работу в местный театр, где играл в русскоязычных антрепризах и других постановках. Казалось, что жизнь складывалась удачно, он был востребован в профессии, однако тоска по родине буквально сжирала Никулина изнутри…
Что в багаже
Спустя семь лет Валентин Юрьевич решил возвратиться в Россию, а вот жена категорически отказалась уезжать из Израиля. Супруги оформили развод, и в 1998 году актер в гордом одиночестве вернулся в Москву, оставив Марину после 20 лет совместной жизни... Впоследствии он называл эмиграцию своей самой большой ошибкой.
Однако на «старой новой» родине актеру тоже оказалось непросто найти свое место. Никулин, правда, снова начал выступать на сцене «Современника», снялся в нескольких сериалах («Спас под березами», «Сыщики-2», «МУР есть МУР»)… И на этом все.
«У меня в багаже больше 60 фильмов, которые были сняты в «совке». Но это были настоящие роли, пусть и маленькие. Мне тогда говорили коллеги: «Вас видно даже в эпизоде». Алексей Баталов как-то написал обо мне добрую статью в журнале «Советский экран», где назвал мои роли: «свое, никулинское». Поэтому после распада СССР почти не снимаюсь, чтобы сохранить вот это «свое, никулинское», – вспоминал Валентин Юрьевич.
В начале 2000-х врачи поставили Никулину диагноз «остеопороз». Когда Марина узнала, что у него появились проблемы со здоровьем, она сразу же приехала, чтобы заботиться о муже.
Никулину назначили лечение, которое поначалу давало результаты. Но однажды из-за врачебной ошибки ему вкололи очень сильную дозу препаратов, и у него отнялись ноги. Для лечения требовалась крупная сумма денег. Друзья актера бросились собирать средства, но не успели.
Валентин Юрьевич скончался в 2005-м на 74-м году жизни. Перед смертью он написал для Марины стихотворение – признание в любви и прощание…
Роли «добрая» и «злая»
В 1966 году на экраны вышел детский фильм «Три толстяка», снятый Алексеем Баталовым по одноименной сказке Юрия Олеши.
В этой картине Валентин Никулин сыграл одну из главных ролей, принесших ему всесоюзную популярность: доброго доктора Гаспара Арнери. И не просто сыграл, а, как писали критики, по-настоящему в него перевоплотился.
Но сам Никулин считал эту роль неудачной и нелюбимой. Дело в том, что после широкого показа ленты люди на улицах часто говорили ему: «Гаспар, привет!». Артист едва не стал заложником одной роли и в то время воспринимал это очень болезненно.
Все изменилось в 1968 году, после показа трехсерийной картины «Братья Карамазовы» по роману Достоевского. В этом фильме Никулин сыграл главного отрицательного персонажа - Павла Смердякова. Но сыграл настолько талантливо, что его герой, несмотря на всю свою никчемность и подлость, запомнился и полюбился зрителям.
О том, насколько огромной была популярность Никулина после «Братьев Карамазовых», рассказывала актриса Людмила Иванова.
Однажды поздно вечером Иванова с мужем пришли в гости к Никулину. Но у того, как назло, не оказалось никакой еды. Бросились в ближайший магазин, но опоздали - двери уже были закрыты. И тогда Никулин, постучав, приложил к стеклу журнал со своей фотографией в роли Смердякова. Прибежали продавщицы, ахнули и… открыли дверь.
«Очень полная продавщица из мясного отдела воскликнула: «Какой же ты худенький!» Валя с гордостью ответил: «Сорок четыре килограмма». Она повела его куда-то вглубь магазина: «Идем, накормлю ветчинкой!» - вспоминала Иванова.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть