Советский актер Михаил Жаров настолько убедительно вживался в роли, что в реальной жизни его принимали за своего и воры, и бильярдисты, и милиционеры... Хотя на самом деле он был далек от созданных им экранных образов и даже тяготился своей популярностью. Да и личных драм у него хватало с избытком.
Театрал-передвижник
Родители Жарова никакого отношения к театру не имели. Отец будущего актера и вовсе был подкидышем в приюте, а когда повзрослел, стал печатником в типографии. Подросшего Мишу он тоже устроил к себе наборщиком, но тот бредил театром. В 16 лет парню удалось устроиться в заведение «Опера С. И. Зимина» - он разносил билеты, выполнял мелкие поручения, иногда выходил на сцену в крошечной роли без слов.
Потом была революция, и Жаров выступал по всему Восточному фронту с передвижным театром Красной Армии. Там он и встретился с уроженкой Минска Надеждой Гузовской, Диной, как все ее называли. Избранница была старше Михаила на два года, но он все равно женился на ней, а вскоре на свет появился сын Евгений.
В 30-х годах к актеру пришла всесоюзная слава: Фомка Жиган в «Путевке в жизнь», Меньшиков в «Петре Первом», учитель Коваленко в «Человеке в футляре», помещик Артынов в «Анне на шее»… В этих, как сейчас бы сказали, культовых фильмах зрители по-настоящему любили Жарова. А вот в личной жизни у него все было не так безоблачно.
«Возмущен вероломством»
С Диной Жаров прожил восемь лет, а потом, как удар молнии, - новая любовь: к актрисе Людмиле Полянской. Когда Михаил подавал на развод, мать поставила ему ультиматум: Дина стала ей как дочь, поэтому она и внук остаются жить с ними. И запретила Михаилу приводить в дом новую избранницу.
Жаров и Полянская прожили вместе 15 лет. Они очень хотели детей, но оба их ребенка умерли в младенчестве. Особенно разобщила супругов смерть второго малыша.
А потом у Жарова начался бурный роман с актрисой Людмилой Целиковской, известной по фильмам «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство». В «Воздушном извозчике» они снимались вместе: по сюжету немолодой мужчина влюблялся в хорошенькую юную певицу - ее-то и играла Целиковская. Эту же сюжетную линию они вели и в реальности - Михаил Иванович был на 20 лет старше Людмилы.
Скандал вышел громкий: муж Целиковской, писатель Борис Войтехов, отправлял общим знакомым телеграммы: «Возмущен вероломством», через ЦК комсомола потребовал, чтобы Людмила вернула его вещи... Драматический развод обсуждала вся Москва, но в конце концов Жарова с Целиковской оставили в покое, и они смогли пожениться.
Вместе до конца
Актер молодую жену буквально носил на руках - снял ее в главной роли в своем режиссерском дебюте «Беспокойное хозяйство», дарил антикварные украшения… А потом счастье закончилось: Целиковская полюбила известного архитектора Каро Алабяна и ушла к нему.
Жаров такого удара от судьбы не ждал и заболел. Нервы, бессонницы, дошло до сердечных приступов. Он отправился в санаторий, и там все болезни как рукой сняло - Михаил Иванович познакомился с известными врачами Элиазаром и Гиндой Гельштейнами и их дочерьми Майей и Викой. Майе было 18, Жарову - 49, он встретил ее на дорожке санаторного парка и забыл про свои страдания по Целиковской. А Майя записала в дневнике: «Я влюбилась в старого некрасивого артиста Жарова...».
Жаров просил руки Майи у ее родителей, и растерянный отец дал согласие. Через год у супругов родилась дочь Анна. Но совсем скоро и Гинда, и Элиазар Гельштейн были арестованы по «делу врачей». Жаров не только не отрекся от них на партсобрании, чего от него все ждали, но и стал активно хлопотать за родственников. Анна рассказывала, что ее отец даже добился приема у Сталина, но понимания не нашел. Вику, сестру Майи, Жаровы поселили у себя.
Такого поведения в те времена не прощали: в театре устроили специальное собрание, на котором прорабатывали «артиста Жарова», его перестали снимать в кино... К счастью, после смерти Сталина Гельштейнов освободили и полностью реабилитировали, а у Майи и Михаила Ивановича примерно в то же время родилась младшая дочь Елизавета.
С Майей Жаров прожил тридцать лет до самой смерти 15 декабря 1981 года. Она пережила мужа на 16 лет, и не было дня, чтобы она не вспоминала человека, которого любила всю жизнь.
От Жигана до Анискина
Популярность персонажей Жарова была и фантастической, и анекдотической. После исполнения роли Жигана на него с опаской косились пожилые дамы в трамваях, прижимая сумочки, а если вытаскивали кошелек у него - тут же возвращали и извинялись за «недоразумение»…
После того как в фильмах о революционере Максиме («Возвращение Максима» и «Выборгская сторона») Жаров сыграл конторщика Дымбу, певшего знаменитую доныне песенку: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить!..», ему и вовсе нельзя было появиться на улице - собиралась толпа... Однажды на южном курорте Жарова окликнул сам Сталин: «А я вас знаю!» «Конечно, - буркнул Жаров. - Меня все знают...» Сталин, говорят, погрозил артисту пальцем. Однако если в театре зрители неизменно встречали Жарова аплодисментами, то в кино про его славу с годами стали забывать. Пока в
1966-м главой МВД не назначили Николая Щелокова, который начал работу по «очеловечиванию образа советского милиционера».
Сотрудникам идеологического отдела на глаза попалась повесть Виля Липатова «Деревенский детектив» о пожилом участковом, который стережет мирную жизнь советских граждан. Киностудии имени Горького заказали фильм по этой книге, режиссер Иван Лукинский сразу позвонил Жарову.
Жаровский Анискин так полюбился зрителям, что через десять лет решили снять продолжение.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть