29 июля исполнилось 205 лет со дня рождения художника Ивана Айвазовского. Гений живописца был по достоинству оценен при его жизни — творчеством Айвазовского восхищались императоры и султаны, он стал первым российским художником, удостоенным французского ордена Почётного легиона.
При такой широкой известности и возможности жить в любом городе мира Айвазовский предпочитал родную Феодосию. Этому крымскому городу он оставил в наследство свои шедевры.
Бедное детство и счастливый случай
Ованнес Геворкович Айвазян, который вошел в историю как Иван Константинович Айвазовский, появился на свет в Феодосии в 1817 году в обедневшей армянской семье. Когда-то его отец был состоятельным торговцем, однако разорился, и семья с трудом сводила концы с концами.
С детства у Ивана проявились способности к музыке и живописи. Мальчик самостоятельно научился играть на скрипке. Не меньше увлекало его и рисование. Однако семья не могла позволить себе приобретать для Ивана краски и бумагу. Помогали друзья — талант юного художника был заметен уже тогда.
Мальчику рано пришлось начать работать — в 10 лет он устроился помогать в зале городской кофейни. В свободное время из-за отсутствия красок и бумаги Иван часто рисовал пейзажи углем на стенах домов. Один из таких настенных рисунков увидел местный архитектор Яков Кох. Он заинтересовался юным художником. Для начала подарил ему запас красок и бумаги. А затем показал рисунки Айвазовского феодосийскому градоначальнику Александру Казначееву. Это был тот самый счастливый случай, который помог молодому человеку вырваться из лап бедности и получить необходимое образование. Казначеева вскоре назначили на должность главы Таврической губернии. Чиновник переехал в Симферополь, а после помог Ивану поступить в Симферополе в гимназию.
Донос француза
По окончании гимназии юноша поступил в Императорскую Академию художеств. Как у любого таланта, у Айвазовского были завистники. Одним из таких недоброжелателей был педагог Ивана — французский художник Филипп Таннер. Видя, что дарование ученика превосходит его собственное, он решил нагружать Айвазовского ненужной работой, чтобы тому не хватало времени для собственных картин. Но Айвазовский, который в будущем часто произносил фразу «жить — значит работать», выполняя поручения француза, успевал писать и собственные картины. И на ежегодной выставке Академии, не поставив в известность Таннера, представил и свои произведения. Француз был в ярости. И написал донос императору Николаю I, мол, дерзкий ученик позволил себе ослушаться преподавателя. Ивана могли выгнать из академии. Но мир не без добрых людей. Кроме завистников. у Айвазовского были и почитатели в той же преподавательской среде. Конфликт уладили.
Пройдет не так много времени, и Николай I, увидев работы Айвазовского скажет: «Я готов покупать все картины этого художника».
К слову, академию Иван закончил экстерном, на два года раньше. Домой в Крым он возвращается дипломированным художником в 1838 году. Два года он пишет местные пейзажи, а в 1840 году за казённый счёт направляется в Рим для совершенствования творческих навыков — в царской России было принято поощрять таланты.
Писал картины под свист снарядов
За счет государственного бюджета Айвазовский посетил Италию, Швейцарию, Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию. В общей сложности его творческая командировка продолжалась 4 года. Он активно работал все это время. Одну из картин художника того периода — «Хаос. Сотворение мира» — приобрел Папа римский Григорий XVI.
А еще 26-летний Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре.
Осенью 1844 года Айвазовский возвращается в Петербург. Здесь он, выросший на море и любивший изображать морскую стихию, становится живописцем Главного морского штаба России. А спустя еще несколько лет — профессором Петербургской Академии художеств. Вместе с признанием к Айвазовскому пришло материальное благосостояние. Его постоялым заказчиком был сам император Николай I.
В России Айвазовского знали не только как талантливого живописца. Он проявил себя бесстрашным человеком. В 1854 году Иван Константинович по зову сердца приехал в осаждённый Севастополь и стал свидетелем кровопролитного штурма города британскими войсками и боёв за Малахов курган. В условиях осажденной крепости он продолжал работать, написал несколько картин и покинул Севастополь лишь по настоянию адмирала Корнилова, который считал лишним рисковать жизнью великого художника.
Развод и позднее счастье
Принято считать, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Айвазовский нашел свое счастье во втором браке. Впервые он женился в 31 год на англичанке Юлии Гревс. У пары родились четверо дочерей. В 1857 году у супруги художника врачи обнаружили нервное расстройство. Состояние Юлии сильно сказалось на жизни супругов. У них часто возникали скандалы. После 12 лет брака Юлия покинула Айвазовского. После этого она умудрилась влезть в крупные долги, которые даже для такого состоятельного художника, как Айвазовский, пробили существенную брешь в бюджете. Долги супруги Иван Константинович выплатил. А после сумел получить разрешение на развод в Синоде города Эчмиадзина.
В своем ходатайстве он писал: «Руководствуясь человеческим и христианским долгом, я многие годы терпеливо относился к недостаткам жены, что могут засвидетельствовать не только родные и друзья, но и все знакомые во многих городах России. Перенесённое ею в 1857 г., по свидетельству столичных врачей, неизлечимое нервное заболевание ещё более несносным сделало её характер. Исчезло спокойствие в моём доме. Почти двадцать лет она клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного. Моя жена Юлия, относясь ко мне враждебно, живёт в столице за мой счёт, часто путешествует в Австрию, Францию, Германию, вовлекая меня в колоссальные расходы. Жизнь в Одессе мотивирует болезнью, хотя на самом деле одесские врачи рекомендуют ей уезжать из города. Юлия Гревс, руководствуясь советами сомнительных лиц, в последнее время обращается к губернатору и другим высоким чинам государства с просьбой забрать моё имущество и имение, хотя я постоянно обеспечиваю жизнь её, посылая в Одессу ежемесячно по 500-600 рублей. Она восстанавливает дочерей против меня, беря у них подписи, что после развода они будут жить с ней».
Вторая супруга — Анна Бурназян-Саркисова — была значительно моложе художника. Этот брак стал для Айвазовского тихой счастливой гаванью. Вместе они прожили вплоть до кончины художника.
Воду и картины подарил людям
Говорят, талант часто бывает эгоистичен. В случае Айвазовского это правило не работало. Любя город своего детства — Феодосию — он много сделал для помощи местным жителям. Так, в 1886 году Феодосия столкнулась с острой нехваткой воды. Айвазовский не мог остаться в стороне. Сохранилось его обращение к городской думе: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника».
Он действительно передал горожанам в безвозмездное пользование Субашский источник, который находился в его имении Шах-Мамай и давал ежедневно 50 тысяч ведер чистейшей питьевой воды. Источник так и остался достоянием города. Неудивительно, что городские власти сделали художника почётным гражданином Феодосии.
До 83-летия Иван Константинович не дожил несколько месяцев. Проводить в последний путь Айвазовского вышел весь город. В его завещании было сказано: «Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».
15 картин Айвазовского без моря
15 картин Айвазовского без моря
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть