Неуловимые движения
Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 г. в Феодосии, в армянской семье. С детства наблюдение за жизнью моря и рисование стали любимейшими занятиями Ивана. Его дарование было замечено влиятельными людьми города. А. И. Казначеев, градоначальник Феодосии определил подростка в Симферопольскую гимназию и в дальнейшем ходатайствовал о его поступлении в Академию художеств в Петербурге, которую тот окончил с золотой медалью.
Айвазовского уже при жизни окружала всемирная слава. Он был избран членом европейских академий художеств: Петербургской, Парижской, Римской, Амстердамской. Сам Папа Римский пожелал приобрести для Ватикана картину Айвазовского «Хаос», а в 1844 г. мастеру было присвоено звание академика Петербургской Академии художеств.
Айвазовский был поразительно работоспособным: написал около 6000 полотен и считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры», - говорил он.
Практически всю жизнь Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу моря. Преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской.
«Море - это моя жизнь», - говорил художник. Он обладал способностью передать движение и дыхание моря. Глядя на его картины, трудно себе представить, что их создавал человек, долгие годы переживающий неустроенность семейной жизни, разлуку с любимыми детьми.
На юге, у моря
Первая любовь буквально наскочила на Ивана Айвазовского. В тот день 20-летний студент императорской Академии художеств мечтательно глядел вдаль, когда его задел экипаж. От неожиданности молодой человек упал. Ехавшая в карете итальянская балетная дива Мария Тальони распорядилась подвезти несчастного до дома и в знак извинения прислала ему билет в театр. В тот же вечер Иван при параде отправился на балет, ведь билетов на выступления Тальони было не достать. Почтенная публика сходила с ума! Знатные дамы увлеклись танцами и вставали в очередь, чтобы брать у примы уроки. Даже Николай I не раз поздравлял прелестницу за кулисами и дарил цветы. Стоит ли говорить, что капризная красавица вскружила голову мечтательному Айвазовскому! Удивительно, но 33-летняя дива ответила юнцу взаимностью.
На одном из свиданий влюбленный студент узнал, что любимая уезжает в Венецию на всю весну и лето. Талантливый выпускник академии ухитрился получить право на стажировку в Италии. Айвазовский приехал в солнечный город раньше любимой и погрузился в работу.
В прекрасный весенний день Иван узнал: две картины куплены его возлюбленной, а в гостинице его ждет билет на «Сильфиду». И снова - театр, балет, божественная Мария Тальони! Толпы поклонников, дорожка, усыпанная цветами. Но в гондолу прима приглашала только художника, и они долго катались по каналам, слушая песни гондольеров.
А потом были незабываемые дни любви. Утром Мария по обыкновению репетировала, он писал картины. Казалось, счастье бесконечно, и Айвазовский предложил любимой выйти за него замуж. Но балерина не дала ответа. А спустя некоторое время подарила живописцу балетную туфельку, сказав, что она растоптала их любовь, и посоветовала ему вернуться в Россию. На память об их незабываемой любви Айвазовский сделал Тальони прощальный подарок - роскошный дом у моря.
С разбитым сердцем 27-летний художник вернулся домой. Он был обласкан знатью, в почете у царственных особ, однако несчастен. В родной Феодосии он купил участок с видом на море и построил дом, напоминающий милое его сердцу палаццо.
Как истинный артист
Быть придворным художником в Санкт-Петербурге Айвазовский не желал: его дом - в Феодосии, у моря. Но все же он начал давать уроки живописи знатным дамам. Завидный жених пользовался успехом, но расположения знаменитого мастера сумела добиться гувернантка Юлия Яковлевна Гревс, дочь штабс-доктора, личного врача Александра I.
Молодого человека пленили красота и нежность девушки. Приходя домой, он вспоминал ее взгляды, слова и писал ее портрет, а однажды прислал ей письмо с объяснением в любви. Знатные дамы не простили баловню судьбы такого выбора - по их мнению, богатый и успешный живописец мог найти более достойную пару. Отношение к художнику изменилось, светский Петербург сразу вспомнил о происхождении живописца - сына разорившегося во время чумы 1812 года торговца. Айвазовский с молодой невестой уехали в Феодосию, подальше от заносчивой столичной публики. И снова вихрь любви закружил Ивана Константиновича: он был счастлив, полон сил и доволен семейной жизнью. В письмах друзьям новоиспеченный муж сообщал: «Я женился, как истинный артист, то есть влюбился как никогда. В две недели все было кончено. Теперь говорю вам, что я счастлив так, что не мог представить и половины этого. Лучшие мои картины - те, которые написаны по вдохновению, так как я женился». Вскоре одна за другой у супругов родились четыре дочери.
Судьба по-прежнему была к нему благосклонна. Однажды Николай I, пригласивший Айвазовского в числе прочей свиты в путешествие на корабле «Владимир» в Севастополь, воскликнул: «Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!» Почести и светские приемы ослепляли бывшую гувернантку. Но у Айвазовского были другие интересы. В семье начался разлад, и после 12 лет совместной жизни Юлия ушла от мужа, забрав дочерей, но развод супруги оформили только спустя 17 лет.
Бессмертная память
Свою третью любовь Иван Константинович встретил... на кладбище. В 1882 году в Феодосии умер известный купец-армянин. 65-летний художник, известный на весь мир, отправился проводить знакомого в последний путь. Но грустные мысли рассеялись, когда Айвазовский увидел молодую вдову усопшего. Прекрасная женщина в траурных одеждах поразила сердце мастера. Анна Никитична Бурназян (Саркисова) была моложе мэтра более чем на 30 лет. В 1883 году пара поженилась.
Анна преклонялась перед искусством своего мужа, понимала его, хотя не посещала музеев и не читала книг по живописи. Красота жены вдохновила Айвазовского не только на создание портрета - он даже посвятил ей стихотворение.
Иван Константинович скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг, оставив на мольберте картину «Взрыв корабля», начатую накануне. Художник был похоронен с воинскими почестями, местный гарнизон возложил на гроб адмиральскую шпагу. На могиле высекли надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». На похоронах Анна Никитична распорядилась разделить склеп на две части, вторую предназначив для себя.
После смерти мужа Анна Никитична в знак траура перестала выходить из дома. В течение 25 лет она ни разу не оставила своей квартиры. Так она пережила Первую мировую войну. Революция, гражданская война, голод и разруха не могли заставить выйти из дома эту добровольную затворницу.
С 1917 по 1920 г. власть в городе менялась трижды, и в 1920 г. Крым был освобожден окончательно. В 1921 году галерею национализировали и через год открыли для посетителей. Анна Никитична не пришла на открытие: она продолжала жить замкнуто и нелюдимо. Однако каждый вечер вдова художника ходила к морю и сидела на скамье, которую феодосийцы вскоре начали называть «скамьей Анны Никитичны Айвазовской».
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть