2223

Полеты на седьмом небе. Главный цвет в палитре Марка Шагала

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12 21/03/2017

 

Вечный образ

Еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали белорусское местечко Лиозно. На самом деле Марк Шагал, старший из 10 детей бедного разносчика рыбы, родился 6 июля 1887 года на окраине Витебска, которая называлась Песковатики. В Лиозно жил дед по материнской линии, и маленького Марка возили к нему в гости.

Повзрослев, Шагал покинул родной город. Он писал: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Оторвавшись от палитры, я умчался в Петербург». Но в Петербурге, а потом в Париже, в Нью-Йорке – везде, где художнику доводилось жить, - он рисовал все те же витебские столбы, заборы, свиней, коз, лужи, скрипача, кучера, шарманщика… Да и главную музу, которую он не переставал писать  всю свою жизнь, 22-летний Шагал встретил в родном Витебске.

Ее звали Белла Розенфельд, и она была дочерью богатого ювелира – необыкновенная красавица, талантливая, образованная и одухотворенная. Она занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией... Не чета выходцу из бедной семьи Марку! Так говорили все. А еще многие считали, что внешне она очень похожа на самого Шагала.

Как он вспоминал об их первой встрече! «Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена…»

Характерный для живописи Шагала мотив воспарения – их совместный с Беллой полет. «Над городом», 1918.
Характерный для живописи Шагала мотив воспарения – их совместный с Беллой полет. «Над городом», 1918. Фото: Commons.wikimedia.org/ Марк Шагал.

В присутствии Беллы Марк испытывал незнакомое ему доселе чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал - безмятежно парящей в небе, и себя - летящим рядом с ней над заборами, над свиньями, над столбами, над любимым Витебском.

Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом первой жены. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности – это их совместный с Беллой полет.

Перелетные птицы

Через год после первой встречи Марк и Белла стали женихом и невестой, но свадьбу пришлось отложить на несколько лет. Художник уехал учиться в Санкт-Петербург, а затем в Париж. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется», - объясняла Белла. Целых четыре года она не видела своего возлюбленного. И все четыре года разлуки писала жениху письма – прекрасные, поэтичные, нежные.

В 1915 г. Белла и Марк наконец поженились. В следующем году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества своего знаменитого отца.

«Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал», - говорил художник о Белле.
«Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал», - говорил художник о Белле. Фото: Commons.wikimedia.org

А потом в стране одна за другой произошла две революции. Советская власть поначалу казалась Шагалу «новой античностью», питомником, где обновленное искусство расцветет в небывалом великолепии. Но вскоре стало ясно, что в молодой советской культуре места для самобытного шагаловского творчества не найдется.

Малевич – автор «Черного квадрата» - вытеснил Шагала из Витебска, обвинив его… в консерватизме. Мол, Шагал напрасно возится с изображением вещей и человеческих фигур, тогда как подлинное революционное искусство должно быть беспредметным. В итоге «перелетная птица» окончательно поняла, что ее картины здесь никому не нужны, и в 1922 году семья снялась с места. Сначала отправились в Литву, а затем в Париж.

Летом 1941 г. семья Шагала, спасаясь от нацистов, переехала в Нью-Йорк. Для Марка война стала ужасным потрясением. На картинах того времени он часто рисовал пожары. А скоро мировая катастрофа слилась для художника с его личной, частной, но не менее страшной бедой - в 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его любимая Белла.

«Когда Белла ушла из жизни, громыхнула грозовая буря, и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело…» - писал Шагал.

Горящие огни

После смерти Беллы овдовевший мэтр утратил интерес к жизни и творчеству.

Многие месяцы мольберты с эскизами были повернуты к стене. Казалось, ничто не могло вывести его из депрессии.

Однажды Ида застала отца за чтением записей и стихов умершей Беллы. Вскоре он начал делать эскизы-иллюстрации к этим записям. А когда рисунки были готовы, решил начать переговоры с американскими издательствами, чтобы издать книгу покойной жены «Горящие огни». Но Марк плохо говорил по-английски, и тогда Ида нашла ему помощницу - англичанку Вирджинию Хаггард, дочь бывшего консула Великобритании в США. Шагалу в то время было 58 лет, а его новой знакомой – 30 с небольшим.

Вирджиния была очень красивой женщиной. Ее большие черные глаза, темные волосы напоминали Шагалу Беллу. Хотя Хаггард была замужем, между нею и художником вспыхнуло сильнейшее чувство. У них с Шагалом родился сын Давид, названный в честь покойного брата живописца.

Вирджиния Хаггард вернула Шагалу вкус к жизни, но заменить ему первую любовь не могла.
Вирджиния Хаггард вернула Шагалу вкус к жизни, но заменить ему первую любовь не могла. Фото: Фото из открытых источников

Марк искренне любил Вирджинию, но заменить ему Беллу она была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и только ее лицо было у мадонн на его витражах...

Тем не менее бурный роман оживил Шагала, и этот период стал одним из самых успешных в его карьере. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи… Постепенно Хаггард начала уставать от шумихи вокруг своего знаменитого возлюбленного, к тому же она сама понимала, что в соперничестве с умершей, но вечно живой для художника Беллой ей не победить. В 1951 году она развелась с мужем, чтобы тут же бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа.

Железная Вава

Шагал был глубоко ранен разрывом с Вирджинией – ведь он любил ее всем сердцем. И тогда опять-таки Ида, чтобы отвлечь отца, познакомила его с Валентиной Бродской - владелицей лондонского салона мод, молодой, красивой и энергичной. Брак с ней Шагал заключил всего через 4 месяца после знакомства.

У Валентины (близкие звали ее «Вава») был железный характер. Она создала Шагалу идеальные условия для работы, оградив его от всего и от всех, кто мог бы его отвлекать, и даже проверяла переписку мужа. Шагал писал, что стал узником, но его тюрьма ему нравилась. Каждый день он мог спокойно работать в мастерской - а работа делала его счастливым.

Брак с Валентиной, по сути, уничтожил отношения Марка со всеми близкими ему людьми. Ида все реже бывала у отца и перестала получать от него в подарок картины - всякий раз, когда Шагалу приходила в голову эта мысль, Валентина заявляла, что новая работа уже обещана кому-то другому. Пострадал и Давид, которому она запрещала встречаться с отцом. Вава покушалась даже на святое - на упоминания о Белле, но тут встретила твёрдый отпор и сдалась. С другой стороны, поздний период творчества Шагала был очень плодотворен. Его картины были насыщены яркими, светлыми и жизнерадостными цветами.

С Валентиной Бродской художник прожил больше тридцати лет - до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу. Любовь к ней, своей необыкновенной женщине, Шагал пронес через всю жизнь. «В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет… Цвет любви», - писал он в мемуарах.

Давнее предсказание цыганки сбылось в полной мере: 28 марта 1985 года Шагал умер в полете в прямом смысле этого слова - в лифте, поднимавшемся на второй этаж в его мастерскую, не дожив всего двух лет до столетнего юбилея.

Ольга ГРАЖИНА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно