Вечный образ
Еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали белорусское местечко Лиозно. На самом деле Марк Шагал, старший из 10 детей бедного разносчика рыбы, родился 6 июля 1887 года на окраине Витебска, которая называлась Песковатики. В Лиозно жил дед по материнской линии, и маленького Марка возили к нему в гости.
Ее звали Белла Розенфельд, и она была дочерью богатого ювелира – необыкновенная красавица, талантливая, образованная и одухотворенная. Она занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией... Не чета выходцу из бедной семьи Марку! Так говорили все. А еще многие считали, что внешне она очень похожа на самого Шагала.
Как он вспоминал об их первой встрече! «Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена…»
В присутствии Беллы Марк испытывал незнакомое ему доселе чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал - безмятежно парящей в небе, и себя - летящим рядом с ней над заборами, над свиньями, над столбами, над любимым Витебском.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом первой жены. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности – это их совместный с Беллой полет.
Перелетные птицы
Через год после первой встречи Марк и Белла стали женихом и невестой, но свадьбу пришлось отложить на несколько лет. Художник уехал учиться в Санкт-Петербург, а затем в Париж. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется», - объясняла Белла. Целых четыре года она не видела своего возлюбленного. И все четыре года разлуки писала жениху письма – прекрасные, поэтичные, нежные.
В 1915 г. Белла и Марк наконец поженились. В следующем году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества своего знаменитого отца.
А потом в стране одна за другой произошла две революции. Советская власть поначалу казалась Шагалу «новой античностью», питомником, где обновленное искусство расцветет в небывалом великолепии. Но вскоре стало ясно, что в молодой советской культуре места для самобытного шагаловского творчества не найдется.
Летом 1941 г. семья Шагала, спасаясь от нацистов, переехала в Нью-Йорк. Для Марка война стала ужасным потрясением. На картинах того времени он часто рисовал пожары. А скоро мировая катастрофа слилась для художника с его личной, частной, но не менее страшной бедой - в 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его любимая Белла.
«Когда Белла ушла из жизни, громыхнула грозовая буря, и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело…» - писал Шагал.
Горящие огни
После смерти Беллы овдовевший мэтр утратил интерес к жизни и творчеству.
Многие месяцы мольберты с эскизами были повернуты к стене. Казалось, ничто не могло вывести его из депрессии.
Вирджиния была очень красивой женщиной. Ее большие черные глаза, темные волосы напоминали Шагалу Беллу. Хотя Хаггард была замужем, между нею и художником вспыхнуло сильнейшее чувство. У них с Шагалом родился сын Давид, названный в честь покойного брата живописца.
Марк искренне любил Вирджинию, но заменить ему Беллу она была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и только ее лицо было у мадонн на его витражах...
Тем не менее бурный роман оживил Шагала, и этот период стал одним из самых успешных в его карьере. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи… Постепенно Хаггард начала уставать от шумихи вокруг своего знаменитого возлюбленного, к тому же она сама понимала, что в соперничестве с умершей, но вечно живой для художника Беллой ей не победить. В 1951 году она развелась с мужем, чтобы тут же бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа.
Железная Вава
Шагал был глубоко ранен разрывом с Вирджинией – ведь он любил ее всем сердцем. И тогда опять-таки Ида, чтобы отвлечь отца, познакомила его с Валентиной Бродской - владелицей лондонского салона мод, молодой, красивой и энергичной. Брак с ней Шагал заключил всего через 4 месяца после знакомства.
У Валентины (близкие звали ее «Вава») был железный характер. Она создала Шагалу идеальные условия для работы, оградив его от всего и от всех, кто мог бы его отвлекать, и даже проверяла переписку мужа. Шагал писал, что стал узником, но его тюрьма ему нравилась. Каждый день он мог спокойно работать в мастерской - а работа делала его счастливым.
Брак с Валентиной, по сути, уничтожил отношения Марка со всеми близкими ему людьми. Ида все реже бывала у отца и перестала получать от него в подарок картины - всякий раз, когда Шагалу приходила в голову эта мысль, Валентина заявляла, что новая работа уже обещана кому-то другому. Пострадал и Давид, которому она запрещала встречаться с отцом. Вава покушалась даже на святое - на упоминания о Белле, но тут встретила твёрдый отпор и сдалась. С другой стороны, поздний период творчества Шагала был очень плодотворен. Его картины были насыщены яркими, светлыми и жизнерадостными цветами.
С Валентиной Бродской художник прожил больше тридцати лет - до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу. Любовь к ней, своей необыкновенной женщине, Шагал пронес через всю жизнь. «В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет… Цвет любви», - писал он в мемуарах.
Давнее предсказание цыганки сбылось в полной мере: 28 марта 1985 года Шагал умер в полете в прямом смысле этого слова - в лифте, поднимавшемся на второй этаж в его мастерскую, не дожив всего двух лет до столетнего юбилея.
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть