Вечный образ
Еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали белорусское местечко Лиозно. На самом деле Марк Шагал, старший из 10 детей бедного разносчика рыбы, родился 6 июля 1887 года на окраине Витебска, которая называлась Песковатики. В Лиозно жил дед по материнской линии, и маленького Марка возили к нему в гости.
 
		        Ее звали Белла Розенфельд, и она была дочерью богатого ювелира – необыкновенная красавица, талантливая, образованная и одухотворенная. Она занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией... Не чета выходцу из бедной семьи Марку! Так говорили все. А еще многие считали, что внешне она очень похожа на самого Шагала.
Как он вспоминал об их первой встрече! «Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена…»
В присутствии Беллы Марк испытывал незнакомое ему доселе чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал - безмятежно парящей в небе, и себя - летящим рядом с ней над заборами, над свиньями, над столбами, над любимым Витебском.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом первой жены. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности – это их совместный с Беллой полет.
Перелетные птицы
Через год после первой встречи Марк и Белла стали женихом и невестой, но свадьбу пришлось отложить на несколько лет. Художник уехал учиться в Санкт-Петербург, а затем в Париж. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется», - объясняла Белла. Целых четыре года она не видела своего возлюбленного. И все четыре года разлуки писала жениху письма – прекрасные, поэтичные, нежные.
В 1915 г. Белла и Марк наконец поженились. В следующем году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества своего знаменитого отца.
А потом в стране одна за другой произошла две революции. Советская власть поначалу казалась Шагалу «новой античностью», питомником, где обновленное искусство расцветет в небывалом великолепии. Но вскоре стало ясно, что в молодой советской культуре места для самобытного шагаловского творчества не найдется.
 
		        Летом 1941 г. семья Шагала, спасаясь от нацистов, переехала в Нью-Йорк. Для Марка война стала ужасным потрясением. На картинах того времени он часто рисовал пожары. А скоро мировая катастрофа слилась для художника с его личной, частной, но не менее страшной бедой - в 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его любимая Белла.
«Когда Белла ушла из жизни, громыхнула грозовая буря, и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело…» - писал Шагал.
Горящие огни
После смерти Беллы овдовевший мэтр утратил интерес к жизни и творчеству.
Многие месяцы мольберты с эскизами были повернуты к стене. Казалось, ничто не могло вывести его из депрессии.
 
		        Вирджиния была очень красивой женщиной. Ее большие черные глаза, темные волосы напоминали Шагалу Беллу. Хотя Хаггард была замужем, между нею и художником вспыхнуло сильнейшее чувство. У них с Шагалом родился сын Давид, названный в честь покойного брата живописца.
Марк искренне любил Вирджинию, но заменить ему Беллу она была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и только ее лицо было у мадонн на его витражах...
Тем не менее бурный роман оживил Шагала, и этот период стал одним из самых успешных в его карьере. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи… Постепенно Хаггард начала уставать от шумихи вокруг своего знаменитого возлюбленного, к тому же она сама понимала, что в соперничестве с умершей, но вечно живой для художника Беллой ей не победить. В 1951 году она развелась с мужем, чтобы тут же бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа.
Железная Вава
Шагал был глубоко ранен разрывом с Вирджинией – ведь он любил ее всем сердцем. И тогда опять-таки Ида, чтобы отвлечь отца, познакомила его с Валентиной Бродской - владелицей лондонского салона мод, молодой, красивой и энергичной. Брак с ней Шагал заключил всего через 4 месяца после знакомства.
У Валентины (близкие звали ее «Вава») был железный характер. Она создала Шагалу идеальные условия для работы, оградив его от всего и от всех, кто мог бы его отвлекать, и даже проверяла переписку мужа. Шагал писал, что стал узником, но его тюрьма ему нравилась. Каждый день он мог спокойно работать в мастерской - а работа делала его счастливым.
Брак с Валентиной, по сути, уничтожил отношения Марка со всеми близкими ему людьми. Ида все реже бывала у отца и перестала получать от него в подарок картины - всякий раз, когда Шагалу приходила в голову эта мысль, Валентина заявляла, что новая работа уже обещана кому-то другому. Пострадал и Давид, которому она запрещала встречаться с отцом. Вава покушалась даже на святое - на упоминания о Белле, но тут встретила твёрдый отпор и сдалась. С другой стороны, поздний период творчества Шагала был очень плодотворен. Его картины были насыщены яркими, светлыми и жизнерадостными цветами.
С Валентиной Бродской художник прожил больше тридцати лет - до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу. Любовь к ней, своей необыкновенной женщине, Шагал пронес через всю жизнь. «В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет… Цвет любви», - писал он в мемуарах.
Давнее предсказание цыганки сбылось в полной мере: 28 марта 1985 года Шагал умер в полете в прямом смысле этого слова - в лифте, поднимавшемся на второй этаж в его мастерскую, не дожив всего двух лет до столетнего юбилея.
Ольга ГРАЖИНА
 
            


 
		         Тот самый волшебник. Счастливый случай Олега Янковского
                                                Тот самый волшебник. Счастливый случай Олега Янковского                     «Рабе любви» — 70 лет. Как сложилась судьба Елены Соловей
                                                «Рабе любви» — 70 лет. Как сложилась судьба Елены Соловей                     Тимоти Далтон и его собственный «кодекс чести»
                                                Тимоти Далтон и его собственный «кодекс чести»                     «Любовь - это жертва». Жизнь Екатерины Васильевой разделилась на две части
                                                «Любовь - это жертва». Жизнь Екатерины Васильевой разделилась на две части                     Гений трех искусств. Молчание и слова любви Олега Ефремова
                                                Гений трех искусств. Молчание и слова любви Олега Ефремова                    
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть