Легендами была окутана и вся его жизнь, в том числе личная. Сегодня вряд ли кто-то возьмется точно сказать, сколько сердец он успел разбить. Однако, когда самого актера и режиссера спросили, что для него значат женщины, он ответил: «К сожалению, не главное…»
Женат на работе
Главной страстью Ефремова, которую он не променял бы ни на что на свете, всю жизнь оставалось искусство: театр и кино. Он никогда не ставил семью на первое место и больше всего внимания уделял работе. Возможно, поэтому все его романы заканчивались так же внезапно, как и начинались.
А влюбчивым Олег был с детства: первое чувство настигло будущего актера еще в школе. Маленькую «роковую женщину» звали Таня Ростовцева, она была на два года младше Олега. Пытаясь привлечь внимание своей дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом роман закончился, не успев начаться. Кстати, Таня Ростовцева, повзрослев, вышла замуж за Юрия Никулина.
Вырос Олег Ефремов в большой московской коммуналке на Арбате и сразу после войны пошел сдавать экзамены в школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но некрасивый восемнадцатилетний юноша умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза.
Со всей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в учение Станиславского, да так сильно, что вместе со своими однокурсниками поклялся ему в вечной верности. Для пущей торжественности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Ефремов оставался верен ей до конца своих дней.
Олег ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. Амбициозный студент писал в своем дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания школы-студии его не взяли туда даже статистом. Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр. И вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей.
Система Станиславского, которой Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, к тому времени стала немодной в театральных кругах, но верный своей клятве актер нашел единомышленников среди учеников школы-студии МХАТ. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».
Хватило взгляда
Еще в годы учебы в школе-студии МХАТ Ефремов влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но она вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал свое сердце однокурснице Лилии Толмачевой и вскоре на ней женился. Позже Лилия рассказывала, что опытному Олегу не составило большого труда очаровать ее - девчонку, приехавшую из провинции. Сам Олег только после свадьбы понял, что совсем не готов к серьезным отношениям.
Жили молодые вместе с родителями Олега в одной комнате, перегороженной шкафом. Виделись только по вечерам, а днем у каждого были свои дела. Их союз, по сути, был обречен с самого начала: отношение супругов к семье, к дому было абсолютно разным. Брак продлился всего шесть месяцев. Но сведущие люди утверждают, что в 1957 году, через пять лет после развода, Ефремов создал «Современник» в том числе и ради Лилии…
В кино одной из самых популярных ролей Ефремова стала роль таксиста Саши в фильме «Три тополя на Плющихе». Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать музыку к ленте, пока не увидела уже отснятые кадры: героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова ее слушал. Актер смотрел так, что его взгляд, как будто из глубины души, вдохновил Пахмутову написать музыку. Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным во всем фильме.
«Он часто молчал в кино. Ничего лучше этого молчания невозможно себе представить - ни у кого. Он гениально смотрел на женщин в кино, гениально улыбался. Молчание, улыбка, взгляд на женщину - если судить по Олегу Ефремову, то владение этими тремя искусствами отличает гениального актера от просто великого», - говорили о нем.
В ту пору, когда Ефремов стоял у истоков создания «Современника» и был чертовски талантлив и обаятелен, молодые актрисы влюблялись в него одна за другой. Этой участи не избежала и Галина Волчек.
Но, что интересно, именно она позже познакомила его с Ириной Мазурук, дочерью известного полярного летчика, Героя Советского Союза Ильи Мазурука. Они с Ефремовым прожили три года, не расписываясь. У них родилась дочь Анастасия.
Маленькой Насте было три года, когда «ячейка общества» перестала существовать. Ирина тогда попыталась покончить с собой: перерезала себе вены на руках и горле. Ее спасли. Чтобы скрыть шрамы, она всю жизнь потом носила множество серебряных браслетов.
Карусель романов
Наверное, самым бурным и ярким романом Ефремова была связь с Ниной Дорошиной. Она была влюблена в Олега без памяти. Их знакомство состоялось на съемочной площадке картины «Первый эшелон». Правда, Дорошина быстро поняла, что Ефремов - не тот человек, который подойдет для крепкой счастливой семьи.
После расставания с Ефремовым Нина приняла ухаживания влюбленного в нее Олега Даля и дала согласие выйти за него замуж. В день свадьбы их пришел поздравить Ефремов. Он усадил актрису к себе на колени и пошутил: «Замуж ты выходишь за одного Олега, а любишь другого». На следующий день Даль подал на развод и даже хотел вызвать Ефремова на дуэль, но вскоре успокоился. До конца жизни Ефремов повторял, вспоминая о Нине Дорошиной: «Как я любил эту женщину!»
Их называли самой гармоничной и красивой актерской парой, и ни одного дня они не могли прожить без встречи. Обеспеченная, привыкшая к красивой жизни Анастасия желала, чтобы возлюбленный соответствовал ей во всем. Поэтому она старалась простого парня Ефремова превратить в стильного и элегантного «светского льва»: сделала ремонт в его квартире, купила мебель. Вертинская надеялась не только выйти замуж за Олега, но и стать его примой, главной актрисой в театре. Но Ефремов ничего не предпринимал, и Анастасия ушла от него.
Последний счастливый союз Ефремова был с Аллой Покровской. Они поженились в 1962 году. Покровская родила сына Михаила и надеялась, что актер наконец-то остепенится. Аллу он любил по-настоящему и какое-то время был верным мужем. Но, когда Михаил начал подрастать, Покровская начала замечать, что Ефремов стал задерживаться в театре. Знакомые подлили масла в огонь - рассказали ей, что Олег давно крутит романы на стороне. Алла подала на развод.
Ефремов очень тосковал по ней. Он хотел, чтобы Покровская вернулась к нему, в последние дни жизни часто звал ее, но Алла смогла приехать только на похороны актера…
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть