Сама Ирина рассказывала об истории их любви не без юмора: «Сначала он меня задушил, а потом женился на мне».
Шекспировские страсти
Впервые они увидели друг друга на вернисаже в Академии художеств, где проходила выставка очень известного живописца Василия Ефанова. Однажды, отдыхая в Доме творчества художников, красавица Скобцева, тогда еще студентка школы-студии МХАТ, согласилась позировать Ефанову для портрета.
«Войдя в зал, я сразу заметила у моего портрета человека, который его внимательно разглядывал, – вспоминает актриса. – Я узнала Сергея Бондарчука. Он был уже тогда очень знаменит. Народный артист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни. Он тоже узнал модель и подошел ко мне сам. Состоялся короткий, ни к чему не обязывающий разговор. Казалось, продолжения не последует, но жизнь рассудила иначе...» Действительно, судьба вновь свела их вместе – на этот раз на съемочной площадке киностудии им. Горького. Ирина Скобцева училась на последнем курсе школы-студии МХАТ, когда признанный мастер отечественного кино, режиссер С. Юткевич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее принять участие в конкурсных кинопробах на роль Дездемоны. На роль Отелло в картине был утвержден Сергей Бондарчук. В те годы он уже был очень известным, узнаваемым актером, имел немало званий и наград. Фильм «Отелло» принес актеру мировую известность, но, главное, подарил ему настоящую любовь. Правда, и Сергей Бондарчук, и Ирина Скобцева не были в то время свободны - у каждого из них была семья. Бондарчук был женат вторым браком на актрисе Инне Макаровой, свадьба с которой состоялась во время съемок фильма «Молодая гвардия» (1948 г.), где Сергей Бондарчук сыграл роль партийного руководителя Валько, а Инна Макарова – Любку Шевцову. Вместе они прожили 10 лет. Скобцева в те годы тоже была замужем – за студентом МГУ, красавцем Алексеем Аджубеем.
Когда Бондарчук и Скобцева поняли, что их отношения серьезны, и решили пожениться, их браку воспрепятствовали все – от коллег до политиков самого высокого ранга. Как вспоминает Ирина Константиновна, «начальство разрешило нам пожениться лишь через несколько лет». Их свадьба состоялась в 1959 году. Перед тем как расписаться, жених поставил невесте два обязательных условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы дня три... С тех пор Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева 35 лет шли по жизни рука об руку.
Талантливый тыл
Сразу после свадьбы Сергей Бондарчук переехал жить к Скобцевым – в семью со старомосковским укладом, где вместе жили бабушка, мама и папа Ирины. Дети в семье появились сравнительно поздно. Сергей Бондарчук в то время работал над главной картиной своей жизни – «Война и мир». Съемки эпопеи были грандиозными и длились почти три года. «Карьера... Я только сейчас понимаю, что от многого тогда отказывалась, – рассказывает Ирина Скобцева. – Начало ведь у меня действительно было блестящим – заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»... Но по-другому поступить не могла, да и не хотела. Перед съемками «Войны и мира», помню, Сергей сказал мне: «Я буду снимать картину, а все остальное – твоя забота...» Но картина стала и моим делом: кроме того, что я и сама снималась в роли Элен, наш дом превратился в филиал съемочной площадки. Никаких светских вечеров, четыре года съемок, постоянные экспедиции, а там – неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но это была наша с ним жизнь». Фильм «Война и мир» стал их самой большой совместной удачей. В картине Бондарчук выступил не только как режиссер, но и как актер – он сыграл Пьера Безухова. Ирина Скобцева исполнила одну из своих лучших ролей, воплотив образ холодной красавицы Элен Курагиной.
Длительные съемки картины «Война и мир» породили множество слухов о звездных супругах. Пожалуй, самый громкий из них – о романе Сергея Бондарчука с молодой актрисой, сыгравшей роль Наташи Ростовой, 20-летней Людмилой Савельевой. Однако все эти домыслы развеяла сама Ирина Скобцева, сказав, что доверяет мужу и никаких измен с его стороны никогда бы не потерпела.
«Мама полностью «растворилась» в отце, посвятила ему жизнь, помогала в работе. Моим воспитанием занималась бабушка», – рассказывает сын Ирины Константиновны и Сергея Федоровича Федор БОНДАРЧУК, ставший известным клипмейкером, актером и режиссером. Семья всегда оберегала Сергея Бондарчука, особенно когда у него случались огромные перерывы между картинами – по три-четыре года.
Но зато когда уж работа была – все кипело вокруг Бондарчука. Съемки занимали все его помыслы, все его время, которого на семью и детей почти не оставалось. «Сказать «уделял мало внимания» – значит ничего не сказать. Он вообще почти не уделял нам внимания, – вспоминает об отце Федор Бондарчук. – Но влияние на нас все-таки оказал громаднейшее. И в большей степени это касается искусства. Кстати, в последние годы его жизни я достаточно плотно общался с ним именно как с советчиком и другом. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас».
Роль жены гения
Существует мнение, что жить с гением очень трудно. Но Ирина Скобцева, которая всегда с неизменным тактом исполняла партию жены своего мужа, выдающегося мастера экрана, говорит по этому поводу так: «Некоторые люди уверены, что они гении, и начинают играть свою гениальность. Бондарчук жил в собственном лице, в поисках гармонии, и настолько мало ему было отпущено времени, чтобы снять «Войну и мир», «Ватерлоо» и 10-серийный фильм «Тихий Дон», что вся жизненная шелуха от него отлетала. Он был увлечен, делал свое дело: процесс съемок, работа были для него важнее всего. Ведь он и играл, и ставил, а это очень сложно. Он никогда не изображал из себя гения. В жизни был простым и в то же время сложным человеком. Он был очень добрым, милым и ранимым...»
Когда Бондарчука не стало, многие злопыхатели были уверены, что карьера Скобцевой закончилась. Но жизнь все расставила по своим местам. Ирина Скобцева продолжает сниматься в кино, она – желанный гость на творческих встречах и вечерах. Сегодня, когда Сергея Федоровича уже нет рядом, она по-прежнему живет тем, что было дорого ее мужу, что составляло его творчество и жизнь. Вместе с Сергеем Бондарчуком Скобцева вела большую педагогическую деятельность, а после смерти своего супруга многое сделала для восстановления руководимого Бондарчуком художественного объединения «Время» на «Мосфильме». На Международном кинофоруме «Золотой Витязь» Ирина Скобцева обычно вручает медаль имени Сергея Бондарчука за достижения в области киноискусства.
Кинематограф может гордиться замечательными совместными работами Бондарчука и Скобцевой – и в фильмах, поставленных самим Сергеем Федоровичем («Война и мир», 1965–1967 гг.; «Они сражались за Родину», 1975 г.; «Степь», 1977 г.; «Борис Годунов», 1986 г.) и в картинах других режиссеров («Сережа», «Молчание доктора Ивенса», 1973 г.; «Выбор цели», 1974 г.; «Такие высокие горы», 1974 г.; «Бархатный сезон», 1978 г.; «Отец Сергий», 1978 г.; «Овод», 1980 г.) и других. Эти картины памятны многим. Бондарчук и Скобцева – это не только два символа советского кинематографа, но и два верных спутника жизни, которых соединили любовь, семья и творчество... Эти роли Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука абсолютно органичны и неразделимы.
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть