127

Чёрное лето. Небо над кинематографом померкло с уходом трех мастеров экрана

Юрий Кара,​ Юрий Мороз, Александр Митта.
Юрий Кара,​ Юрий Мороз, Александр Митта. Коллаж АиФ

Трагическая череда утрат потрясла кинематографическое сообщество: за несколько недель страна потеряла сразу трёх выдающихся режиссёров. Их фильмы стали частью культурного кода нации, а внезапный уход ощущается как конец эпохи.

Вызов системе — за что боролся режиссёр

17 июля стало известно, что в Ялте скончался Юрий Кара: его жизнь оборвалась в возрасте 70 лет. Как подтвердил Союз кинематографистов России, причиной смерти стал инфаркт. Выпускник ВГИКа, ученик Сергея Герасимова, он вошёл в историю самым скандальным и дорогим проектом 1990-х — экранизацией романа Михаила Булгакова. Снятый в 1994 году фильм «Мастер и Маргарита» пролежал на полке 17 лет из-за конфликта с продюсерами, назвавшими режиссёрскую версию «неприемлемой». Лишь в 2011 году картина с легендарным саундтреком Альфреда Шнитке увидела свет.

Мастер и Маргарита (фильм, 1994), Валентин Гафт в роли Воланда
Мастер и Маргарита (фильм, 1994), Валентин Гафт в роли Воланда. Кадр из фильма

«Кара бросал вызов системе. Например, добивался съёмок в космосе для фильма "Королёв ". Его упрямство стоило ему карьеры, но создало ауру мифа», — отмечает кинокритик Наталья Боброва.

Прощание с режиссёром, чьи «Пиры Валтасара» потрясли перестроечный СССР, состоится в ближайшие дни.

​«Воры в законе»: перестроечный триумф Юрия Кары

Кара создал одну из самых резонансных картин эпохи перестройки — криминальную драму «Воры в законе». Фильм, снятый по мотивам новелл Фазиля Искандера «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур», стал первым в СССР, откровенно показавшим мир организованной преступности и коррупции в советском обществе. Главные роли исполнили Анна Самохина (Рита), Валентин Гафт (криминальный авторитет Артур) и Владимир Стеклов (бармен Володя).

«Воры в законе» — советская криминальная драма 1988 года режиссёра Юрия Кары по мотивам рассказов Фазиля Искандера.
«Воры в законе» — советская криминальная драма 1988 года. Кадр из фильма

Ключевые факты

Прототип героя: образ Артура списан с реального вора в законе Юрия Лакобы, внука основателя абхазской милиции. Кара встречался с ним в СИЗО во время подготовки к съёмкам. А на роль Риты режиссёр искал актрису месяцами. Анна Самохина, чей дебют состоялся в «Узнике замка Иф», получила роль после фотопроб. Имя героини она выбрала сама — в честь сестры. Отметим, что власти Сухуми отказали Каре в локациях, узнав, что фильм основан на реальных криминальных событиях. Сцены снимали в Ялте: особняк Артура — местный ЗАГС, бар — пляж «Интуриста». Фильм разгромили за «любовь к мафиозной эстетике» и вручили антипремию «Три К» на фестивале «Золотой Дюк». Но в прокате он обогнал «Десять негритят» Говорухина.

За кадром

Гафт, игравший Артура, не умел обращаться с оружием — режиссёр учил его держать пистолет «увереннее». В сцене пытки утюгом гримёры приклеили актёру «ожог» из марли, а утюг дёргали за шнур для эффекта отлетания. После выхода фильма Гафта приглашали на криминальные «сходки», а Каре предлагали снять продолжение «про настоящую жизнь» воркутинских авторитетов.

Карьера Самохиной, ушедшей от нас в 2010 году, взлетела, а фильм стал символом эпохи «дикого капитализма». Для Кары это был смелый эксперимент, раскрывший тени советской системы — и предвестие его будущих битв за свободу творчества.

В 1988 году в декабрьском номере журнала «Спутник кинозрителя» кинокритик Алексей Ерохин подчеркнул, что режиссёр Юрий Кара снял актуальный остро-социальный боевик о советской мафии и коррупции
В 1988 году в декабрьском номере журнала «Спутник кинозрителя» кинокритик Алексей Ерохин подчеркнул, что режиссёр Юрий Кара снял актуальный остро-социальный боевик о советской мафии и коррупции. Кадр из фильма

Юрий Мороз: прощание под аплодисменты

Ваганьковское кладбище стало последним пристанищем для создателя «Каменской» и «Апостола». На похоронах 16 июля вдова Виктория Исакова и дочь Дарья не скрывали слёз. Коллеги вспоминали его умение раскрывать актёров: от Олега Табакова в «Двух на вокзале» до Владимира Машкова в «Пацанах». Голос Мороза знала вся страна — он десятилетиями озвучивал телепрограммы и документальные ленты.

«Юра не снимал кино — он проживал каждую сцену. Помню, как на съёмках „Принцессы цирка“ сам выполнял трюки, чтобы объяснить каскадёрам нюансы», — поделился оператор Сергей Мачильский.

Прощание с режиссёром Юрием Морозом
Прощание с режиссёром Юрием Морозом. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Покоится режиссёр рядом с первой женой, актрисой Мариной Левтовой — трагический символ воссоединения после разлуки. Левтова погибла в 2000 году. Вместе с дочерью Дарьей и другом Михаилом Рудяком каталась на снегоходе. Рудяк не справился с управлением и въехал в овраг. Дарья и Михаил получили травмы, но Марина сильно ударилась головой. Ее успели госпитализировать, но вскоре артистка скончалась.

Александр Митта: народное прощание с автором «Экипажа»

Центральный Дом литераторов 17 июля заполнился людьми с цветами. На прощание с 92-летним классиком пришли Гарик Сукачёв, Татьяна Тарасова, Евгений Герасимов.

«Он научил нас, что кино — это полёт. Даже когда самолёт падает, как в „Экипаже “», — сказал Сукачёв. Митта ушёл после борьбы с раком почек. Врачи боролись за его жизнь с 1 июля. Но пневмония на фоне онкологии оказалась сильнее. Его наследие — классика кинематографа: первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» (1979), где финал меняли из-за Брежнева; поэтичная сага «Гори, гори, моя звезда» с Ефремовым и Леоновым и, конечно, телехит «Граница. Таежный роман», получивший Госпремию в 2002 году.

«Он превращал историю в сказку, а сказку — в философию. Вспомните „Сказ про то, как царь Пётр арапа женил“ с Высоцким», — отметил на церемонии прощания актёр Алексей Петренко.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно