888

«Волга» для Никулина, тысячи для Штирлица. Самые дорогие советские актеры

«Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница».
«Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница». Коллаж АиФ

В СССР с зарплатами всё было просто. Все знали, сколько зарабатывает сосед, средняя зарплата по стране (к началу 1980-х) достигла примерно 170 руб. в месяц, а разброс был невелик. Ситуация изменилась лишь после серьезных послаблений времен перестройки. Первым официальным советским миллионером тогда стал кооператор Артём Тарасов. Но и задолго до него в Союзе существовали целые категории профессий, которые про средние зарплаты если и слышали, то лишь в самом начале своих карьер. Это касалось людей творческих профессий — сценаристов, драматургов, композиторов и, разумеется, актеров.

Советские миллионеры

Андрей Кончаловский как-то признался, что эта прослойка была сродни элите. «Больше нас, артистов, писателей, зарабатывали только атомные физики. Только у них был так называемый открытый счет. Зарплату им не платили. Можно брать денег, сколько нужно», — писал он, признавая, что особой нужды и не было.

«Купил дачу, купил „Волгу“, а что дальше? Ограниченность возможностей при гарантии удовлетворения определенного набора потребностей придавала человеку немалую степень уверенности», — заключал Кончаловский.

По трудовые доходы его коллег по цеху ходили настоящие легенды. Писателям платили до 600 руб. за каждый авторский лист плюс премию за тираж и переиздания. Драматурги получали 1,5% от театральных сборов за каждый акт спектакля по своей пьесе (отчисления за пять актов — 7,5%), а композиторы — отчисления за каждое исполнение их песен по всей стране. Известно, что Михаил Шолохов только на строительство школ пожертвовал 330 тыс. руб., месячный доход Юрия Антонова и Раймонда Паулса от авторских достигал 15 тыс., а некий руководитель театрального кружка из Минска после написания популярной детской пьесы оказался самым богатым человеком Белорусской СССР.

Актеры разных категорий

У актеров, правда, всё же существовал определенный потолок зарплат. Ещё в 1961 году Совет Министров СССР ввел определенные градации для гонораров создателей фильмов в зависимости от одной из трех категорий, а в 1974-м также на общесоюзном уровне были утверждены и фиксированные должностные оклады для актеров в зависимости от наличия у них званий. Эти зарплаты они получали, если числились в штате одной из советских киностудий. Народным артистам СССР платили по 300–350 руб. в месяц, народным и заслуженным артистам республиканского уровня — по 250–300 руб. Правда, при простое зарплата резалась. Так, актер из первой группы высшей категории (с ярким дарованием, сыгравший главную роль и получивший народное признание) за съемки получал 450 руб., а за простой — 300 руб.

Например, Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке» снимался в статусе заслуженного артиста РСФСР, но под определение «яркого дарования» подходил, а потому и получал по высшей ставке — 460 руб. за месяц съемок. Всего ему досталось около 3 тыс. руб. за шесть месяцев (с апреля по октябрь 1968-го). Но когда фильм ожидаемо стал хитом, то актеру выплатили ещё и премию в 2200 руб. — и полностью его гонорар за картину составил 5188 руб.

Впрочем, Никулин был, что называется, на особом положении — как очень популярный артист не столько кино, сколько цирка. В 1964-м ему даже разрешили купить универсал «Волга ГАЗ-22», весь выпуск которого целиком шел на нужды «скорой помощи» и торговли и в свободную продажу не попадал; Никулину продали — «для перевозки объёмного циркового снаряжения».

Это не рекорд

Любопытно, что от хитовости фильма зарплаты актеров почти не зависели — им могли разве что подкинуть ту самую премию (до 2000 руб. при высшем разряде) или пересчитать гонорары, как было в случае с «Три плюс два», которую снимали как комедию 2-й категории, а после начала проката переквалифицировали на первую. И фактически Никулин в «Бриллиантовой руке» (3-е место в общем рейтинге советского кино) получил, что называется, «потолок» — больше, чем он, зарабатывали очень немногие актеры. Но и такие были.

Как ни странно, самые большие гонорары получили актеры ещё одного гайдаевского фильма — «12 стульев». Арчилу Гомиашвили (Остап Бендер) досталось 6120 руб., а Сергею Филиппову (Киса Воробьянинов) — 6275 руб. Гомиашвили, кстати, на тот момент был народным артистом Грузинской ССР, а Филиппов — заслуженным артистом РСФСР, народным он станет уже после этой картины, в 1974-м.

Больше Никулина-Горбункова получил и «всесоюзный Шурик» Александр Демьяненко, но лишь за «Кавказскую пленницу» — 5520 руб.; в «Операции «Ы» гонорар этого актера был гораздо скромнее — 3376 руб. А за роль изобретателя машины времени в «Иван Васильевич меняет профессию» Демьяненко и вовсе ограничился 1663 рублями — но в том фильме главным был Юрий Яковлев (4350 руб.).

Кстати, за «Кавказскую пленницу» свой самый большой гонорар получило и знаменитое комическое трио Трус-Балбес-Бывалый — Никулину досталось 4238 руб. (за «яркое дарование»), Георгию Вицину — 3389 руб., а Евгению Моргунову — 1979 руб. Низкий гонорар Моргунова был связан с его конфликтом с Гайдаем, после которого актер практически выпал из обоймы.

За телевизионные фильмы платили примерно столь же — например, Вячеслав Тихонов за «Семнадцать мгновений весны» получил 5500 руб., а сыгравший Мюллера Леонид Броневой — 3000 руб.

От положительного/отрицательного образа гонорар тоже не зависел — всё решало количество съемочных дней. Злодеи из «Бриллиантовой руки» получили меньше половины гонорара Никулина — Андрей Миронов заработал за этот фильм 1 920 руб., а Анатолий Папанов — 2 288 руб.; но и в кадре они присутствовали значительно меньше, чем исполнитель роли Горбункова.

А что же режиссеры?

У режиссеров советского кино были другие трудности. Оклад на киностудиях им не был положен — они зарабатывали только в том случае, если снимали кино; за кассовый успех им, как правило, тоже не доплачивали. Впрочем, определенные лазейки были и у них — так, Гайдай, который начинал с гонорара в 2375 руб. («Операция «Ы»), а потом добрался до 7853 руб. (за «12 стульев»), имел солидную прибавку за соавторство сценария — примерно 2 тыс. руб. за фильм. Кроме того, стандартный гонорар в 4–6,5 тыc. руб. платился за каждую серию, а если режиссер имел почетное звание, то мог за один фильм на 70-90 минут получить и 7,5 тыс.

Так, Сергей Бондарчук за четыре серии «Войны и мира» получил примерно 30 тыс. руб. — не считая актерского гонорара за роль Пьера Безухова. Правда, эта сумма была «размазана» на весь период работы над фильмом — то есть примерно на пять лет.

Закончилась эта система незадолго до распада СССР — в самом конце 1980-х. Гайдай за фильм 1989 года «Частный детектив, или Операция «Кооперация» получил 8 тыс. руб., а вот его коллега Петр Тодоровский в то же самое время за «Интердевочку» получил, по слухам, примерно 100 тыс. руб. (550 средних зарплат по стране). Правда, история про советских женщин легкого поведения делалась не на деньги Госкино, а на средства иностранного инвестора, которого нашла жена режиссера — и к тому же многократно окупилась в прокате, собрав аудиторию в 44 млн зрителей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно