В конце 1950-х в США менеджер одного певца загнал своего подопечного в круг, который позволял бесконечно зарабатывать деньги. Правда, певец и так уже был чрезвычайно популярным, его пластинки расходились солидными для того времени тиражами. Но теперь он становился ещё и кинозвездой — играл главные роли в простеньких фильмах, для которых также писал новые песни. А эти песни потом продавались отдельными альбомами, ещё больше поднимая его популярность. Менеджера звали полковник Том Паркер, певца — Элвис Пресли, и с их легкой руки почти десять лет эта безотходная карусель крутилась безостановочно, вовлекая и других исполнителей.
До СССР мода на привлечение популярных артистов эстрады в кинематограф добралась много позже, до этого актеры обходились своими силами (или дублерами-певцами), но особого распространения не получила. На вскидку можно вспомнить фильмы с Пугачевой («Женщина, которая поет») и Ротару («Душа»).
Но в позднем СССР был один музыкант, которому, как оказалось, вполне по силам стать эдаким советским Элвисом — в том смысле, что он мог совместить успех на сцене и в кино. Вот только советское кино в те годы даже отдаленно не походило на голливудскую фабрику, а музыканту был отмерен очень короткий срок жизни. Это Виктор Цой, создатель, солист, лидер и автор всех песен рок-группы «Кино».
Кумир миллионов
С началом горбачевской перестройки советская рок-музыка сумела вылезти из подвалов, но официальное признание слегка запаздывало — особенно в случае с группой «Кино», которая ещё несколько лет пробавлялась изданием на аудиокассетах. Но и без официальных пластинок от «Мелодии» поклонников у группы было много — именно поэтому «киношники» стали одними из героев документалки Алексея Учителя «Рок», а потом получили возможность исполнить одну из своих песен в фильме Сергея Соловьева «Асса». Любопытно, что сцена с этой композицией была для картины о цеховиках, любви и рокерах чем-то чужеродным, не имеющим к сюжету никакого отношения — просто номер для исполнения на титрах. Но после выхода «Ассы» Цой с товарищами, что называется, проснулись знаменитыми на всю страну, а «Перемен» стала чуть ли не главным символом того странного времени.
Казалось, такой успех после всего лишь одной сцены должен был привлечь других кинематографистов, но всё получилось чуть проще и одновременно чуть сложнее. У Соловьева во ВГИКе в то время был курс студентов из Казахстана по договору с Госкино этой республики. И это Госкино пригласило одного из соловьевских студентов доделать проект под названием «Игла», на который уже были потрачены немалые для «Казахфильма» деньги. Студента звали Рашид Нугманов, в активе у которого была лишь одна короткометражка, но — про ленинградский рок и с призом на Московском кинофестивале. Судя по всему, руководители киностудии попали в очень сложную ситуацию, поскольку Нугманов получил всё, что осталось от бюджета, а также карт-бланш на любые вольности с подбором актеров и с переработкой уже утвержденного сценария. Чем он и воспользовался по полной программе.
Никаких профессионалов
Потом Нугманов хвалился, что в «Игле» нет профессиональных актеров. Это действительно так — Виктор Цой был кем угодно, только не профессиональным актером; впрочем, этого и не требовалось — в кадре музыкант был самим собой, и режиссеру этого было достаточно для создания образа таинственного Моро, который приехал, чтобы выбить долг у некоего Спартака (студент ВГИКа Александр Баширов, успевший блеснуть в «Ассе»). Девушку Дину — подругу Моро, ставшую наркоманкой, — сыграла Марина Смирнова, тогдашняя подруга гитариста «Кино» Юрия Каспаряна; для неё это была первая (и по факту — единственная) работа в кино. Главным злодеем фильма — хирургом Артуром Юсуповичем — согласился стать Пётр Мамонов из группы «Звуки Му». Даже оператор в «Игле» был без соответствующего образования — Нугманов пригласил своего брата Мурата, который тоже ещё учился во ВГИКе.
Все остальные роли сыграли любители, например учитель математики из одной из школ Алма-Аты Архимед Искаков (неформал «Архимед»); он пригласил Цоя на встречу со своими учениками — и тот пришел, причем дважды, пел песни, общался со школьниками, и сейчас на том классе висит памятная табличка.
Сценарий тоже был сильно изменен в сторону загадочности главного героя и его соответствия представлению о героях того времени — в принципе, Моро Цоя напоминает Брюса Ли, в том числе и из-за восточной внешности музыканта.
Культовое кино
В сборнике Александра Павлова «Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе» в основном представлены западные кинопроизведения, отечественным отведено лишь несколько позиций — и одно из них по праву занимает «Игла».
Если бы «Иглу» снимали сейчас, она бы проходила по категории «авторского кино» и, скорее всего, не вызвала бы того ажиотажа, что случился в конце 1980-х. Собственно, и тогда поначалу никаких завышенных ожиданий не было, а события развивались неторопливо и последовательно. В апреле 1988-го состоялась премьера «Ассы», потом фильм Соловьева вышел в прокат, где особым вниманием не пользовался — за год картину посмотрели 17,8 млн зрителей, что было много меньше, чем аудитория более «перестроечных» лент «Меня зовут Арлекино» (41,9 млн), «Холодное лето пятьдесят третьего...» (41,8 млн) или «Воры в законе» (39,1 млн). Так что и казахская премьера «Иглы» в сентябре прошла без предчувствия чего-то большого. Но в том же году «Мелодия» издала «киношный» альбом «Ночь» двухмиллионным тиражом — и всё вместе привело к тому, что к московской премьере 9 февраля 1989 года «Игла» стала восприниматься как бенефис Цоя, что, впрочем, изначально и задумывалось Нугмановым.
«Разумеется, в каких-то местах Цой выглядит чрезмерным и почти вульгарным. Однако по большей части фильм, конечно, состоялся благодаря игре Виктора Цоя, создавшего образ харизматичного, брутального, маскулинного молодого человека без конкретного занятия — того самого “бездельника”, которого музыкант живописал в своих песнях», — говорится в книге Павлова.
Когда журнал «Советский экран» подводил итоги 1989 года, группа «Кино» и её лидер уже были известны всей стране — что и показал финальный рейтинг. «Игла» в нем, правда, оказалась всего восьмой (триумфатором была «Интердевочка»), но вот музыкант стал лучшим актером, обогнав всех профессиональных звезд того времени. С прокатом вышло не так радужно, но 15,5 млн зрителей за первый год — тоже солидный результат для «авторского кино».
«Статус фильма как культового упрочился после трагической гибели Виктора Цоя», — уверен Павлов.
От выхода «Иглы» до гибели музыканта в автомобильной аварии 15 августа 1990-го прошло чуть больше года. Тогда фильм был выпущен в повторный прокат, и, по некоторым данным, его финальная аудитория составила 30 млн человек. Но сейчас эта картина воспринимается исключительно как документ своей эпохи, когда было возможно многое, но многое же и не случилось. Повторить этот опыт, пожалуй, и невозможно, что и показал провал фильма «Игла Remix», который Нугманов выпустил в 2010 году.
«В той семье ссоры, где дура жена». Принципы жизни Ирины Муравьевой
Воспитание войной. Василий Лановой всю жизнь оставался офицером
Смерти, пожары, кипяток. Что отдали актеры за роли в «Мастере и Маргарите»
Плюс 45 кг ради Бэтмена. Как Кристиан Бейл мучился ради ролей
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть