Юрий Никулин - человек, без которого нам всем жилось бы намного грустнее и, наверное, труднее. Его сравнивали с величайшими комиками вроде Чарли Чаплина и Бастера Китона, однако стоит признать: протащить неиссякаемый оптимизм через две войны, стать ходячим анекдотом для не одного поколения и по сей день вдохновлять молодых артистов - на такое был способен лишь он один.
Тетрадка на вес золота
А еще Юрий Владимирович, в отличие от большинства юмористов - довольно мрачных в жизни людей, - и сам был непревзойденным весельчаком. К примеру, о его страсти к анекдотам ходили легенды: собирать юмористический фольклор он начал еще в детстве - сперва записывал в тетрадочку, а к концу жизни Никулина она разрослась до нескольких сборников. Новые «перлы» в свою «сокровищницу» артист добывал при каждом удобном случае. «Он подходил, немного за пиджачок хватался мой и спрашивал: «Деточка, новенькое что-нибудь есть?» - вспоминал Александр Демьяненко, игравший Шурика в комедиях Гайдая.
Глядя на «бессмертного горца» из «Кавказской пленницы» с не менее бессмертными шуточками вроде «бамбарбия кергуду», трудно поверить, что этот балагур в прошлом прошел две кровопролитные войны - Финскую и Великую Отечественную. Впрочем, тяга к юмору помогала Никулину и в окопах, где, казалось бы, смех неуместен совершенно: даже под шквальным огнем он умудрялся потешать товарищей отборными байками и тем самым поднимать их боевой дух.
В свою очередь армейская закалка сослужила Юрию Владимировичу добрую службу в актерской карьере. Это на экране он выглядел смешным и нелепым чудаком, а в жизни был настоящим бойцом. В критические моменты характер Никулина проявлялся в полную мощь. К примеру, когда в голодные перестроечные годы в цирке на Цветном бульваре стало нечем кормить тигров, Никулин, его руководитель, пришел на заседание правительства и заявил: «Не дадите денег на корм животным - я их сюда привезу и здесь выпущу». Деньги тут же нашлись: все почему-то поняли, что именно сейчас «Балбес» ни капельки не шутит.
Тесный манеж
Впрочем, в далеком 1946 году до директорского кресла тоже было далеко. Более того, никулинская мечта стать актером чуть не оказалась зарублена на корню - молодого человека единодушно отвергли все театральные вузы: «Не тот у вас «профиль», который нам нужен! Да и в кино вас вряд ли будут снимать». Однако сдаваться вчерашний фронтовик не умел уже тогда. И… нашел-таки выход: поступил в студию клоунады при цирке на Цветном бульваре.
Юношу с выдающимися способностями и задорным прищуром приметил сам Карандаш - знаменитый клоун, на чьи выступления билеты расхватывали как горячие пирожки. Он взял Юрия под свое крыло и на некоторое время сделал своим ассистентом. Чуть позже, набравшись опыта, Никулин начал выступать отдельно и в соавторстве с другим известным артистом Михаилом Шуйдиным.
Однако на манеже «Цветного» Юрию Владимировичу в конце концов стало тесно - хотелось славы погромче да поярче. Так что, когда его позвали на маленькую роль неудачливого пиротехника в фильме «Девушка с гитарой», он с радостью согласился - и не прогадал. С тех пор его часто приглашали в кино - вспомнить хотя бы знаменитую гайдаевскую троицу «Трус, Балбес и Бывалый», - а Эльдар Рязанов даже предложил перебраться из цирка в Малый театр. Но Никулин, которому на тот момент уже стукнуло сорок, остался верен «Цветному».
Колхоз «Гигант»
С цирком Юрия Владимировича связывала не только любовь к лицедейству, но и любовь к женщине, которая стала его единственной женой на всю жизнь. «Купидоном» для них послужил конь Лапоть - лошадка с обычным туловищем и короткими, как у таксы, ножками. Лаптя приметил Карандаш, с которым Никулин в ту пору работал; знаменитый клоун решил включить забавного скакуна в свой номер, а вместе с ним в цирк приехала и сопровождающая - Татьяна Покровская. Так она и познакомилась с Юрием.
А на премьере случился конфуз: смирный Лапоть неожиданно сбросил Никулина и вдобавок наподдал копытом, да так, что молодой клоун попал в больницу. Конечно же, Татьяна сразу отправилась проведать «пострадавшего за искусство» - так обычная встреча получила продолжение на долгие годы…
Позже Татьяна Николаевна признавалась, что Никулин понравился ей с первой минуты. «Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог», - говорила она. Не удалось это сделать и Таниным родителям, хотя поначалу они были отнюдь не в восторге от решения дочери связать свою жизнь с каким-то «шутом гороховым». Но, узнав Никулина поближе, оттаяли: не очароваться было им невозможно.
Через полгода влюбленные поженились и поселились вместе с родными Татьяны в «коммуналке», причем весь скарб Юрия составляли пальто, шляпа и подушка - других вещей у него попросту не было (тетрадка с анекдотами не в счет).
На двери квартиры повесили табличку: «Колхоз «Гигант». Звонить два раза». Жильцов в «колхозе» действительно хватало: сами молодые и мать Татьяны, ее дядя и тетя с детьми, да еще соседи... Жили тем не менее дружно: Татьяна Николаевна с удовольствием вспоминала, как они с мужем бегали по всем пяти комнатам, устраивая бои подушками или брызгаясь водой, а вслед за ними носились ее племянники; причем взрослые радовались гвалту даже больше, чем дети. Можно сказать, цирк перекочевал с Цветного прямиком к ним домой.
Погода в доме
Причем во всех смыслах: Никулин фонтанировал всевозможными цирковыми идеями и часто обсуждал их с супругой. Некоторые эпизоды семейной жизни даже превратились в репризы: например, столкновения возле телевизора, когда муж и жена устраивали баталии за кнопки переключения каналов (Татьяне хотелось смотреть «Семнадцать мгновений весны», а Юрию - хоккей).
Впоследствии Татьяна Николаевна и сама вышла на арену, став участницей нескольких реприз; вместе с мужем она ездила почти на все гастроли, сделав перерыв лишь на несколько лет после рождения сына Максима.
Когда Никулин стал активно сниматься в кино, жена и здесь была рядом - снялась в эпизодических ролях в фильмах «Бриллиантовая рука», «Новенькая», «Точка, точка, запятая». А вот когда ей самой представилась возможность сняться в главной роли - в комедии Рязанова «Гусарская баллада», - муж ей запретил. А ведь режиссер уже утвердил кандидатуру Татьяны, да и ей самой очень хотелось сыграть Шурочку Азарову… Но Юрий Владимирович буквально взбунтовался: как это он останется один, без нее? И Татьяна отказалась от съемок.
Впрочем, о своей неудавшейся актерской карьере она никогда не жалела - важнее всего для нее была «погода в доме». После кончины Никулина в 1997 году Татьяна Николаевна вернулась в цирк в качестве консультанта по творческим вопросам. Она разбирала архивы мужа, в том числе его военные записи, и отказывалась делать ремонт в их квартире - хранила атмосферу семейного дома, где супруги были счастливы.
«Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне, - признавалась Татьяна. - А о чем говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы и просто улыбался…»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть