Юрий Никулин - человек, без которого нам всем жилось бы намного грустнее и, наверное, труднее. Его сравнивали с величайшими комиками вроде Чарли Чаплина и Бастера Китона, однако стоит признать: протащить неиссякаемый оптимизм через две войны, стать ходячим анекдотом для не одного поколения и по сей день вдохновлять молодых артистов - на такое был способен лишь он один.
Тетрадка на вес золота
А еще Юрий Владимирович, в отличие от большинства юмористов - довольно мрачных в жизни людей, - и сам был непревзойденным весельчаком. К примеру, о его страсти к анекдотам ходили легенды: собирать юмористический фольклор он начал еще в детстве - сперва записывал в тетрадочку, а к концу жизни Никулина она разрослась до нескольких сборников. Новые «перлы» в свою «сокровищницу» артист добывал при каждом удобном случае. «Он подходил, немного за пиджачок хватался мой и спрашивал: «Деточка, новенькое что-нибудь есть?» - вспоминал Александр Демьяненко, игравший Шурика в комедиях Гайдая.

Глядя на «бессмертного горца» из «Кавказской пленницы» с не менее бессмертными шуточками вроде «бамбарбия кергуду», трудно поверить, что этот балагур в прошлом прошел две кровопролитные войны - Финскую и Великую Отечественную. Впрочем, тяга к юмору помогала Никулину и в окопах, где, казалось бы, смех неуместен совершенно: даже под шквальным огнем он умудрялся потешать товарищей отборными байками и тем самым поднимать их боевой дух.
В свою очередь армейская закалка сослужила Юрию Владимировичу добрую службу в актерской карьере. Это на экране он выглядел смешным и нелепым чудаком, а в жизни был настоящим бойцом. В критические моменты характер Никулина проявлялся в полную мощь. К примеру, когда в голодные перестроечные годы в цирке на Цветном бульваре стало нечем кормить тигров, Никулин, его руководитель, пришел на заседание правительства и заявил: «Не дадите денег на корм животным - я их сюда привезу и здесь выпущу». Деньги тут же нашлись: все почему-то поняли, что именно сейчас «Балбес» ни капельки не шутит.
Тесный манеж
Впрочем, в далеком 1946 году до директорского кресла тоже было далеко. Более того, никулинская мечта стать актером чуть не оказалась зарублена на корню - молодого человека единодушно отвергли все театральные вузы: «Не тот у вас «профиль», который нам нужен! Да и в кино вас вряд ли будут снимать». Однако сдаваться вчерашний фронтовик не умел уже тогда. И… нашел-таки выход: поступил в студию клоунады при цирке на Цветном бульваре.
Юношу с выдающимися способностями и задорным прищуром приметил сам Карандаш - знаменитый клоун, на чьи выступления билеты расхватывали как горячие пирожки. Он взял Юрия под свое крыло и на некоторое время сделал своим ассистентом. Чуть позже, набравшись опыта, Никулин начал выступать отдельно и в соавторстве с другим известным артистом Михаилом Шуйдиным.
Однако на манеже «Цветного» Юрию Владимировичу в конце концов стало тесно - хотелось славы погромче да поярче. Так что, когда его позвали на маленькую роль неудачливого пиротехника в фильме «Девушка с гитарой», он с радостью согласился - и не прогадал. С тех пор его часто приглашали в кино - вспомнить хотя бы знаменитую гайдаевскую троицу «Трус, Балбес и Бывалый», - а Эльдар Рязанов даже предложил перебраться из цирка в Малый театр. Но Никулин, которому на тот момент уже стукнуло сорок, остался верен «Цветному».

Колхоз «Гигант»
С цирком Юрия Владимировича связывала не только любовь к лицедейству, но и любовь к женщине, которая стала его единственной женой на всю жизнь. «Купидоном» для них послужил конь Лапоть - лошадка с обычным туловищем и короткими, как у таксы, ножками. Лаптя приметил Карандаш, с которым Никулин в ту пору работал; знаменитый клоун решил включить забавного скакуна в свой номер, а вместе с ним в цирк приехала и сопровождающая - Татьяна Покровская. Так она и познакомилась с Юрием.
А на премьере случился конфуз: смирный Лапоть неожиданно сбросил Никулина и вдобавок наподдал копытом, да так, что молодой клоун попал в больницу. Конечно же, Татьяна сразу отправилась проведать «пострадавшего за искусство» - так обычная встреча получила продолжение на долгие годы…
Позже Татьяна Николаевна признавалась, что Никулин понравился ей с первой минуты. «Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог», - говорила она. Не удалось это сделать и Таниным родителям, хотя поначалу они были отнюдь не в восторге от решения дочери связать свою жизнь с каким-то «шутом гороховым». Но, узнав Никулина поближе, оттаяли: не очароваться было им невозможно.
Через полгода влюбленные поженились и поселились вместе с родными Татьяны в «коммуналке», причем весь скарб Юрия составляли пальто, шляпа и подушка - других вещей у него попросту не было (тетрадка с анекдотами не в счет).
На двери квартиры повесили табличку: «Колхоз «Гигант». Звонить два раза». Жильцов в «колхозе» действительно хватало: сами молодые и мать Татьяны, ее дядя и тетя с детьми, да еще соседи... Жили тем не менее дружно: Татьяна Николаевна с удовольствием вспоминала, как они с мужем бегали по всем пяти комнатам, устраивая бои подушками или брызгаясь водой, а вслед за ними носились ее племянники; причем взрослые радовались гвалту даже больше, чем дети. Можно сказать, цирк перекочевал с Цветного прямиком к ним домой.
Погода в доме
Причем во всех смыслах: Никулин фонтанировал всевозможными цирковыми идеями и часто обсуждал их с супругой. Некоторые эпизоды семейной жизни даже превратились в репризы: например, столкновения возле телевизора, когда муж и жена устраивали баталии за кнопки переключения каналов (Татьяне хотелось смотреть «Семнадцать мгновений весны», а Юрию - хоккей).
Впоследствии Татьяна Николаевна и сама вышла на арену, став участницей нескольких реприз; вместе с мужем она ездила почти на все гастроли, сделав перерыв лишь на несколько лет после рождения сына Максима.
Когда Никулин стал активно сниматься в кино, жена и здесь была рядом - снялась в эпизодических ролях в фильмах «Бриллиантовая рука», «Новенькая», «Точка, точка, запятая». А вот когда ей самой представилась возможность сняться в главной роли - в комедии Рязанова «Гусарская баллада», - муж ей запретил. А ведь режиссер уже утвердил кандидатуру Татьяны, да и ей самой очень хотелось сыграть Шурочку Азарову… Но Юрий Владимирович буквально взбунтовался: как это он останется один, без нее? И Татьяна отказалась от съемок.
Впрочем, о своей неудавшейся актерской карьере она никогда не жалела - важнее всего для нее была «погода в доме». После кончины Никулина в 1997 году Татьяна Николаевна вернулась в цирк в качестве консультанта по творческим вопросам. Она разбирала архивы мужа, в том числе его военные записи, и отказывалась делать ремонт в их квартире - хранила атмосферу семейного дома, где супруги были счастливы.
«Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне, - признавалась Татьяна. - А о чем говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы и просто улыбался…»
«Настоящая женщина». Как Сесиль Свердлова разбила сердце Корчевникову
На солнечной стороне. Как певица Мирей Матье «сказку» делала «былью»
Гений в квадрате. Геометрия чувств художника Казимира Малевича
Вася Высочество. Истории любви Василия Ланового
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть