1818

Смех здесь уместен. Как Юрий Никулин «устроил цирк» в своей семье

"Аргументы и факты" в Беларуси № 24. АиФ - Метеопрогноз 15/06/2021
«О чувствах мы не говорили. О чем говорить после стольких лет вместе?»
«О чувствах мы не говорили. О чем говорить после стольких лет вместе?» Public domain

Юрий Никулин - человек, без которого нам всем жилось бы намного грустнее и, наверное, труднее. Его сравнивали с величайшими комиками вроде Чарли Чаплина и Бастера Китона, однако стоит признать: протащить неиссякаемый оптимизм через две войны, стать ходячим анекдотом для не одного поколения и по сей день вдохновлять молодых артистов - на такое был способен лишь он один.

Тетрадка на вес золота

А еще Юрий Владимирович, в отличие от большинства юмористов - довольно мрачных в жизни людей, - и сам был непревзойденным весельчаком. К примеру, о его страсти к анекдотам ходили легенды: собирать юмористический фольклор он начал еще в детстве - сперва записывал в тетрадочку, а к концу жизни Никулина она разрослась до нескольких сборников. Новые «перлы» в свою «сокровищницу» артист добывал при каждом удобном случае. «Он подходил, немного за пиджачок хватался мой и спрашивал: «Деточка, новенькое что-нибудь есть?» - вспоминал Александр Демьяненко, игравший Шурика в комедиях Гайдая.

«Не очароваться им было невозможно». К/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
«Не очароваться им было невозможно». К/ф «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) Фото: Public domain

Глядя на «бессмертного горца» из «Кавказской пленницы» с не менее бессмертными шуточками вроде «бамбарбия кергуду», трудно поверить, что этот балагур в прошлом прошел две кровопролитные войны - Финскую и Великую Отечественную. Впрочем, тяга к юмору помогала Никулину и в окопах, где, казалось бы, смех неуместен совершенно: даже под шквальным огнем он умудрялся потешать товарищей отборными байками и тем самым поднимать их боевой дух.

В свою очередь армейская закалка сослужила Юрию Владимировичу добрую службу в актерской карьере. Это на экране он выглядел смешным и нелепым чудаком, а в жизни был настоящим бойцом. В критические моменты характер Никулина проявлялся в полную мощь. К примеру, когда в голодные перестроечные годы в цирке на Цветном бульваре стало нечем кормить тигров, Никулин, его руководитель, пришел на заседание правительства и заявил: «Не дадите денег на корм животным - я их сюда привезу и здесь выпущу». Деньги тут же нашлись: все почему-то поняли, что именно сейчас «Балбес» ни капельки не шутит.

Тесный манеж

Впрочем, в далеком 1946 году до директорского кресла тоже было далеко. Более того, никулинская мечта стать актером чуть не оказалась зарублена на корню - молодого человека единодушно отвергли все театральные вузы: «Не тот у вас «профиль», который нам нужен! Да и в кино вас вряд ли будут снимать». Однако сдаваться вчерашний фронтовик не умел уже тогда. И… нашел-таки выход: поступил в студию клоунады при цирке на Цветном бульваре.

Юношу с выдающимися способностями и задорным прищуром приметил сам Карандаш - знаменитый клоун, на чьи выступления билеты расхватывали как горячие пирожки. Он взял Юрия под свое крыло и на некоторое время сделал своим ассистентом. Чуть позже, набравшись опыта, Никулин начал выступать отдельно и в соавторстве с другим известным артистом Михаилом Шуйдиным.

Однако на манеже «Цветного» Юрию Владимировичу в конце концов стало тесно - хотелось славы погромче да поярче. Так что, когда его позвали на маленькую роль неудачливого пиротехника в фильме «Девушка с гитарой», он с радостью согласился - и не прогадал. С тех пор его часто приглашали в кино - вспомнить хотя бы знаменитую гайдаевскую троицу «Трус, Балбес и Бывалый», - а Эльдар Рязанов даже предложил перебраться из цирка в Малый театр. Но Никулин, которому на тот момент уже стукнуло сорок, остался верен «Цветному».

Сын Максим тоже пошел в артисты, а теперь руководит цирком на Цветном.
Сын Максим тоже пошел в артисты, а теперь руководит цирком на Цветном. Фото: Public domain

Колхоз «Гигант»

С цирком Юрия Владимировича связывала не только любовь к лицедейству, но и любовь к женщине, которая стала его единственной женой на всю жизнь. «Купидоном» для них послужил конь Лапоть - лошадка с обычным туловищем и короткими, как у таксы, ножками. Лаптя приметил Карандаш, с которым Никулин в ту пору работал; знаменитый клоун решил включить забавного скакуна в свой номер, а вместе с ним в цирк приехала и сопровождающая - Татьяна Покровская. Так она и познакомилась с Юрием.

А на премьере случился конфуз: смирный Лапоть неожиданно сбросил Никулина и вдобавок наподдал копытом, да так, что молодой клоун попал в больницу. Конечно же, Татьяна сразу отправилась проведать «пострадавшего за искусство» - так обычная встреча получила продолжение на долгие годы…

Позже Татьяна Николаевна признавалась, что Никулин понравился ей с первой минуты. «Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог», - говорила она. Не удалось это сделать и Таниным родителям, хотя поначалу они были отнюдь не в восторге от решения дочери связать свою жизнь с каким-то «шутом гороховым». Но, узнав Никулина поближе, оттаяли: не очароваться было им невозможно.

Через полгода влюбленные поженились и поселились вместе с родными Татьяны в «коммуналке», причем весь скарб Юрия составляли пальто, шляпа и подушка - других вещей у него попросту не было (тетрадка с анекдотами не в счет).

На двери квартиры повесили табличку: «Колхоз «Гигант». Звонить два раза». Жильцов в «колхозе» действительно хватало: сами молодые и мать Татьяны, ее дядя и тетя с детьми, да еще соседи... Жили тем не менее дружно: Татьяна Николаевна с удовольствием вспоминала, как они с мужем бегали по всем пяти комнатам, устраивая бои подушками или брызгаясь водой, а вслед за ними носились ее племянники; причем взрослые радовались гвалту даже больше, чем дети. Можно сказать, цирк перекочевал с Цветного прямиком к ним домой.

Погода в доме

Причем во всех смыслах: Никулин фонтанировал всевозможными цирковыми идеями и часто обсуждал их с супругой. Некоторые эпизоды семейной жизни даже превратились в репризы: например, столкновения возле телевизора, когда муж и жена устраивали баталии за кнопки переключения каналов (Татьяне хотелось смотреть «Семнадцать мгновений весны», а Юрию - хоккей).

Впоследствии Татьяна Николаевна и сама вышла на арену, став участницей нескольких реприз; вместе с мужем она ездила почти на все гастроли, сделав перерыв лишь на несколько лет после рождения сына Максима.

Когда Никулин стал активно сниматься в кино, жена и здесь была рядом - снялась в эпизодических ролях в фильмах «Бриллиантовая рука», «Новенькая», «Точка, точка, запятая». А вот когда ей самой представилась возможность сняться в главной роли - в комедии Рязанова «Гусарская баллада», - муж ей запретил. А ведь режиссер уже утвердил кандидатуру Татьяны, да и ей самой очень хотелось сыграть Шурочку Азарову… Но Юрий Владимирович буквально взбунтовался: как это он останется один, без нее? И Татьяна отказалась от съемок.

Впрочем, о своей неудавшейся актерской карьере она никогда не жалела - важнее всего для нее была «погода в доме». После кончины Никулина в 1997 году Татьяна Николаевна вернулась в цирк в качестве консультанта по творческим вопросам. Она разбирала архивы мужа, в том числе его военные записи, и отказывалась делать ремонт в их квартире - хранила атмосферу семейного дома, где супруги были счастливы.

«Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне, - признавалась Татьяна. - А о чем говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы и просто улыбался…»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно