Говоря о художнике Казимире Малевиче, обычно в первую очередь вспоминают про «Черный квадрат», про витебский УНОВИС, про баснословные цены на его - не всем понятные - картины… А ведь начать следовало бы с того, что на самом деле Малевич - не совсем художник. Точнее - больше, чем просто художник.
А вам слабо?
Пытаясь разобраться, кем же был Малевич, его часто пытаются втиснуть в некие умозрительные рамки, в которые эта личность, впрочем, решительно не желает укладываться. Художник, педагог, философ, даже изобретатель - все это Казимир Северинович. Многие знают историю о том, что именно он, побывав в тюрьме ГПУ, подсказал скульптору Вере Мухиной идею создания знаменитого стакана граненой формы: круглые, из тонкого хрупкого стекла, то и дело трескались в руках заключенных. Яркими жилетами дорожных рабочих мы тоже обязаны Малевичу. Он ведь первым задумался о том, как цвет влияет на эмоциональное и физическое состояние человека: например, доказал, что белый усиливает боль (поэтому врачей лучше одевать в бирюзовые халаты), ну а оранжевый лучше всего привлекает внимание и служит сигналом тревоги. Также с легкой руки Малевича в нашу речь прочно вошли слова «спутник» и «невесомость» в их нынешнем «космическом» смысле (да, помимо прочего, он интересовался и космосом).
Да и его живопись - вовсе не такие уж «каляки-маляки», какими может показаться. Например, черные квадраты, вроде того, что поразил публику на известной выставке 1915 года, рисовали и до Малевича, однако он первым придумал для своего нового стиля - супрематизма - целую программу: искусство доступно всем, а не только избранным; ему не нужна «вычурная» идеология, главное - простая форма и чистый цвет. Поэтому, если, глядя на картины Малевича, вы думаете: «Я тоже так могу», вы правильно понимаете его творчество - именно эту мысль он и хотел донести до зрителей.
Белорусский акцент
Вот с жизнью самого маэстро дело обстояло куда сложнее - он, как никто иной, умел запутать следы и напустить туману в своей биографии, чтобы придать себе ореол таинственности и загадочности. Начать хотя бы с даты рождения - до сих пор толком не ясно, когда же будущий супрематист появился на свет: то ли в 1878, то ли в 1879 году. Да и с происхождением та еще путаница: всю жизнь Малевича записывали в поляки, сам он называл себя украинцем, притом что фамилию носил вполне белорусскую. Действительно, некоторые исследователи полагают, что его родителям принадлежала усадьба в деревеньке Малево под Несвижем, а художница Надежда Ходасевич-Леже отмечала в речи Казимира Севериновича сильный белорусский акцент.
В пятнадцать лет Малевич написал свою первую картину под названием «Лунная ночь», которая, впрочем, не сохранилась: приятель без спросу отнес ее в лавку и выручил целых пять рублей. Правда, до гордого звания настоящего художника было еще далеко - чтобы добывать хлеб насущный, Казимиру пришлось поступить на скучнейшую работу чертежником в Курское управление железной дороги. Мечты о рисовании он не оставил - собрал кружок единомышленников, вместе с которыми копировал полотна Шишкина и Репина. И неизвестно, куда бы завели Казимира творческие искания той поры, если бы в его жизни не случилась первая любовь.
Звали ее... тоже Казимира. На ней, 16-летней дочери местного врача, художник и женился. Вскоре после свадьбы у супругов родился сын Толя - и почти сразу же от инфаркта скончался отец Малевича. Однако перенимать звание главы семейства молодому человеку не хотелось, как и тянуть дальше чиновничью лямку, - и он отправился в Москву постигать искусство живописи, оставив в Курске жену с ребенком на руках.
Искусство из авоськи
В Москве Малевич поселился в коммуне, где обитали студенты. Жили бедно, но весело. Правда, в художественное училище, которое Казимир штурмовал четыре года подряд, он так и не поступил. Летом наведывался в Курск - заработать денег на занятия живописью и повидать семью, со временем пополнившуюся дочерью Галей. Но в конце концов вовсе перестал ездить к родным: искусство требовало жертв, и Малевич готов был их принести… Казимиру, как можно догадаться, такое положение дел не устраивало, поэтому она забрала детей и отправилась искать лучшей жизни в село Мещерское, подыскав там должность фельдшера. А заодно и «обеспечив» Малевичу новую партию: приехав как-то раз повидать детей, тот познакомился с детской писательницей Софьей Рафалович, которая через несколько лет стала его второй женой.
Брак с нею оказался более счастливым: «Если Казимира все время вымогала внимание к себе, то Софья, наоборот, все свое внимание и заботу отдавала мужу, она мирилась с его недостатками и всегда хотела их не показывать самому Казимиру», - вспоминала сестра Малевича. К тому же полунищая семья жила в основном за счет Софьиных заработков - в самые тяжелые годы она не гнушалась даже плести авоськи на продажу. Долгое время у супругов не было детей, что очень огорчало Софью; рождение дочери в 1920-м, на одиннадцатом году брака, стало для нее настоящим подарком судьбы. Правда, недолговечным...
К тому времени Казимир Северинович успел не только прославиться «Черным квадратом» и манифестом супрематизма, но и создать в Витебске - тогдашней столице авангарда - группу художников «Утвердители нового искусства», или УНОВИС. В ее честь маэстро и назвал новорожденную дочку Уной. Увы, уже в 5 лет девочка осиротела - в мае 1925-го Софья умерла от туберкулеза.

Единая сила
Пасть духом Малевичу не позволила новая встреча - с Натальей Манченко, которая была младше его на 23 года. Через пару лет она стала его третьей женой. Правда, в отличие от Софьи, которую в семье Малевичей любили, Наталья поначалу не пришлась ко двору: все в этой неприметной скромнице было, на взгляд его родни, не так. Но Казимир Северинович не придавал этому значения. «Теперь я цел и собран с тобой в единую силу, и ты протерпишь все до конца со мною», - писал он супруге. Как показало время, его пророчество сбылось в полной мере.
В 1927-м художника пригласили в Польшу и Германию, где его выставки имели большой успех. Даже удалось продать одну из картин, выручив 2000 рублей, что для Малевича, вечного бессребреника, было немалой суммой.
Сказка окончилась внезапно, вместе с приказом немедленно вернуться в Советский Союз. Первый допрос Казимиру Севериновичу учинили прямо на ленинградском перроне. А три года спустя все повторилось: он был арестован по подозрению в шпионаже в пользу Германии и заключен в тюрьму, где провел два с половиной месяца. О том, что там происходило, художник никому не рассказывал - о «впечатлениях» поведали картины тех лет.

С тех пор жизнь Малевича окончательно пошла наперекосяк. Нищета (маэстро даже не получал пенсию от Союза художников), постоянный страх репрессий и болезни все больше давили на него. Он практически полностью забросил супрематизм и снова начал писать природу, лица матери, жены, дочери…
Вскоре у него диагностировали рак, и Малевич еще больше года прожил в мучениях. Утешением художнику служили лишь любимая жена и дочь, не отходившие от его постели. В мае 1935 года Казимира Севериновича не стало. По завещанию его тело положили в супрематический гроб в виде креста с раскинутыми руками, который он лично спроектировал незадолго до смерти…
Вася Высочество. Истории любви Василия Ланового
«Что может быть важнее любви?» Механика чувств Петра Тодоровского
Дело раскрыто. В личной жизни Дэвиду Суше повезло больше, чем мсье Пуаро
20 лет на обеспечении бывшего. Как устроила жизнь первая жена Газманова
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть