В декабре 1915 года в Петрограде открылась «Последняя футуристическая выставка 0, 10». Главным её героем стал художник Казимир Малевич, а главным экспонатом - «Чёрный квадрат». Эта картина совершила подлинную революцию в искусстве, эстетике и философии.
Новое искусство
Действительно, «Чёрный квадрат» разделил публику на два лагеря - преданных апологетов и яростных противников (а между ними расположился лагерь насмешников). Сам Малевич одновременно с открытием выставки в 1915 году выпустил книжку «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». Вот как отзывается художник о своём детище: «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры. Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка».
С тех пор интерес к творчеству Малевича не угасает. Своим квадратом он задал человечеству неразрешимую загадку. Художник и критик искусства А. Бенуа возмущался тем, что «Квадрат» был помещён на выставке в углу зала - там, где вешают иконы. Он заклеймил Малевича именем «антихриста» и слуги Дьявола.
Самый непонимаемый
Статистикой установлено, что «Чёрный квадрат» - самая обсуждаемая картина из всех созданных в России. Думаю, здесь необходимо привести глубокое суждение Михаила Германа, в котором отмечается связь супрематизма Малевича с реалиями начала века: «Восприятие мира как масштабной драмы, опасной и величественной, было ему [Малевичу] свойственно профетически, а реальность 1930-х годов подтверждала самые тревожные ожидания».
Как видим, супрематизм Малевича был по достоинству оценен специалистами в области искусства. Что же касается массового зрителя, то здесь царит почти полное непонимание. Думаю, что это естественно: подобного рода произведения воспринимаются (и то не всеми зрителями) только в натуре; в репродукциях они теряют свою силу.
Ещё более важно то, что «Чёрный квадрат» экспонируется и репрезентируется как произведение живописи. На самом деле это, по существу, символ, знак, к которому нельзя предъявлять те же требования, что и к фигуративной живописи. Сам Малевич писал в книге «Супрематизм. 34 рисунка»: «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник - предрассудок прошлого».
Символы-загадки
Итак, если «Чёрный квадрат» - это знак, тогда что именно он означает? Прежде всего, по замыслу Малевича, это большая жирная точка на прошлом искусства. «Квадрат» родился в эпоху ломки прежних понятий и традиций в культуре, науке, искусстве. Ведь Малевич был не одинок. Его предшественниками были кубисты, футуристы, абстракционисты, русские авангардисты обществ «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Начало века было временем революций, смелых деяний, потрясающих открытий. Искусство, будучи по природе своей зеркалом жизни, отображало все катаклизмы истории. Чёрный квадрат - это «дыра в будущее» (аналогично чёрным дырам во Вселенной).
Магия четвёрки
Следующее значение квадрата - это визуализация числа четыре. Он напоминает об основах организации этого мира, о его структуре. В окружающем нас пространстве мы видим квадраты и прямоугольники буквально каждый день и каждый миг: архитектура, мебель, ткани, инструменты, утварь... В Библии канонизированы четыре Евангелия и четыре Великих пророка. Все высшие животные имеют по четыре конечности. Этим же числом исчисляются времена года и стороны горизонта. Наконец, нам известно, что в основе всего материального мира находится квант энергии, то есть частица-волна, у которой четыре главные точки: начало, максимум, минимум и конец.
Цвет «Чёрного квадрата» не менее символичен, чем форма. Недоброжелатели Малевича видят в чёрном цвете нечто дьявольское и адское, мрачное и смертоносное. Но ведь всякий цвет амбивалентен. В нём скрыты начала добра и зла в равной степени. Чёрный - это цвет земли, кормилицы нашей; цвет ночи - времени отдыха от трудов. Христианские священнослужители и монахи носят чёрную одежду как знак отрешённости от мирской суеты и греховности. Чёрный цвет как символ смерти также не может считаться негативным. Ведь смерть - условие жизни, как ни парадоксально это звучит.
Наконец - и это, видимо, важнее всего - супрематизм Малевича оказал неоценимое влияние на развитие архитектуры, дизайна, прикладного искусства и даже стилей живописи ХХ века. Сам художник создал «Архитектоны» - проекты зданий, построенных по принципам супрематизма.
Витебский след
О связи Малевича с Беларусью «АиФ» рассказала основательница музея «Витебский центр современного искусства» Валентина КИРИЛЛОВА:
- Необыкновенная жизнь началась у создателя «Чёрного квадрата» в Витебске, куда Малевич переехал в 1919 году. Здесь он возглавил мастерскую в Витебском народном художественном училище, которым руководил Марк Шагал. «Чёрный квадрат» обрёл почти сакральное значение, став неотъемлемой принадлежностью жизни учеников училища и членов творческого объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Квадрат изображался на нашивках на рукавах членов УНОВИС, в печати и символах. Известен лозунг УНОВИС: «Носите «Чёрный квадрат» как знак мировой экономии». На афише «Супрематического балета» был нарисован чёрный квадрат. Программными были цели воспитания нового поколения. Художник и архитектор Эль Лисицкий написал, а потом и проиллюстрировал книжку для детей «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках».
Квадраты буквально заполонили Витебск. Фасад дома на улице Канатной, в котором размещался Комитет по борьбе с безработицей, был украшен квадратами. Квадраты использовались при оформлении трибун, трамваев, знамен, тканей.
В Витебске в апреле 1920 года Малевич написал П. Этингеру: «На выходе еще одна тема о Супрематическом четырехугольнике (лучше квадрате). На котором нужно было бы остановиться, кто он и что в нём есть; никто над этим не думал, и вот я сам занят вглядыванием в тайну его Чёрного пространства, которое стало какой-то формой нового лика Супрематического мира, его одежды и духа».
Переехав в Витебск, Малевич оставил создание картин, посвятив себя написанию теоретических работ. В 1919 году он издаёт книгу «О новых системах в искусстве», в 1922 заканчивает работу над своим главным теоретико-философским трудом - «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». Также в Витебске он издаёт брошюру «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть