6922

Речицкое возрождение. Современники не оценили художника Исачёва

№ 11 от 13 марта 2013 года 13/03/2013

 

Не признанный современниками, Исачёв был позже назван «лучшим рисовальщиком мира». О том, кем он был, пишет Фёдор Григорьевич Зозуля, знакомый художника.

Недавно я посетил в Гомельском городском музее выставку картин под волнующим названием «Речицкое возрождение». Шёл туда, подгоняемый желанием увидеть в более полном объёме произведения Александра Исачёва, которого знал лично и чьим талантом продолжаю восхищаться. Но ничего подобного не произошло. Исачёв  представлен десятком графических работ, которые демонстрировались на художественных выставках в Гомеле и раньше. А где же его крупные и содержательные, высокого уровня исполнения полотна, написанные масляными красками, те, которые определяют «лицо» талантливейшего художника? Ответ на этот вопрос можно дать, лишь рассказав о нелегком жизненном и творческом пути Исачёва.

В Эрмитаж!

Александр Исачёв родился в 1955 году в посёлке Озаричи Калинковичского района. Его семья осталась без отца, и мать с тремя детьми переехала в Речицу, где Саша пошёл в школу. Тогда же он и начал учиться рисовать. Особенно удавались ему человеческие лица, фигуры. По настоянию учителей поехал продолжать образование в Минск, в специальную художественную школу. Но через пару лет вернулся в Речицу: надо было помогать матери. И он пошёл подсобником на стройку, а доучивался уже в вечерней школе.

Все свободное время Исачёв отдавал рисованию. Больше другого в искусстве его интересовала древняя живопись. Кое-что он знал и о библейских мифах, услышанных от старших. Стало определяться влечение к изображению сюжетов, связанных с верой в Бога, идеями и поступками Христа и его сподвижников. Поскольку лучшего места, чем Эрмитаж, для того чтобы разгадать творческие манеры и приемы великих художников, в СССР не было, в 1973 году Исачёв переезжает в Ленинград.

Комната-студия

11_34_01По приезде в Ленинград он устроился разнорабочим с правом прописки, а потом - ночным сторожем, чтобы иметь возможность заниматься в дневное время. Но надо было еще определиться с углом для проживания. Увидев в Исачёве одаренного человека, которому при этом требуется заработок, любитель живописи и коллекционер Георгий Михайлов приютил его в своей квартире. Через некоторое время комната Исачёва стала преображаться в студию.

Так по-новому началась творческая жизнь молодого художника. Почти каждый день с альбомом для рисования и карандашами в руках он приходил в Эрмитаж. Часы и дни он проводил у шедевров западноевропейской живописи XIII-XVI веков. Подолгу всматривался и многое срисовывал в свой альбом восемнадцатилетний парень из далекой провинции, видя перед собой виртуозные творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана - созданные ими лики святой Девы Марии: «Мадонна с цветком», «Мадонна с младенцем», а также «Кающаяся Магдалина» и другие.

Свои сюжеты из Библии

Исачёв  не ограничил своего пребывания в Ленинграде изучением творчества старых мастеров. Он посещал другие художественные музеи, выставки картин современных живописцев, знакомился с художниками, а также с любителями живописи, профессиональными реставраторами, собирателями предметов искусства. Общение с интересными людьми помогло ему углубить познания в истории, литературе, художественном творчестве. Уже тогда он по-настоящему пробует свои силы в живописи. Вроде бы получалось. Первые картины, конечно же, были навеяны полотнами мастеров Средневековья, но не были их копиями. Заглядывая в Библию, Исачёв искал свои сюжеты и образы.

Одной из первых значительных работ Исачёва стал портрет Иисуса Христа. Это была не икона: поражало живое, умное лицо необыкновенного человека, многое знающего, желающего спросить нас о чем-то и что-то сказать. Иисус Христос долгие годы был забыт, и его открытие Исачёвым пришлось по душе многим любителям живописи.

Против системы

Во время господства социалистического реализма в искусстве Исачёв открыл новую тематику в живописи, стал по-своему, по-современному изображать действия и увлечения людей в иных условиях жизни. Его картины отличали не только новизна тематики, но и высокий уровень исполнения. Мастерство, которым овладел молодой художник, было подлинным. Исачёв участвовал в двух выставках ленинградских художников нетрадиционных направлений в 1974 и 1975 годах.

Получилось так, что за предоставленное жилье и удобства Исачёву пришлось рассчитываться своими картинами: более ста полотен он оставил у Михайлова (это собрание картин Исачёва осталось одним из наиболее полных и ценных). Но самое большое количество картин речицкого художника, написанных в Ленинграде, ушло за границу. Особенно много из них - в Германию и Италию. Они и сейчас пользуются там большим спросом и высоко ценятся. Время от времени его картины продаются с западных аукционов, в том числе и известным аукционным домом «Сотбис».

Речицкие святые

По возвращении в 1975 году в Речицу Александр Исачёв  превратил свою квартиру в настоящую мастерскую, где продолжал разрабатывать библейскую тематику, используя привезенные эрмитажные зарисовки. Его творческой фантазии и преданности любимому делу не было предела. В числе созданных им полотен следует назвать «Моление о чаше», «Иаков», «Распятие», «Вакх», «Рахиль». Святые лики на них - это совершенные человеческие лица, умудренные знанием жизни, озабоченные будущим человечества. Это не образы, «отошедшие в мир иной» и значащиеся только в церковных книгах. Это, скорее всего, наши современники, отличающиеся только тем, что судьба вознесла их выше нас, сделала богаче духовно и душевно. Пусть даже мифологически.

«Богомаз»

Но связь с Ленинградом не прерывалась. Туда уходило все, более значительное. Жил Исачёв  всегда весьма скромно, даже бедно, так как за свои картины не мог, не умел брать большие деньги. Основная причина такого положения в том, что те, кто должен был заинтересоваться приехавшим домой уже вполне сложившимся художником, не проявили к нему никакого внимания, считая его творчество несовременным, а созданные им картины - мало кому интересными. Музеям, по их мнению, они и вовсе были не нужны. Эти люди при случае даже могли назвать Исачёва не иначе как «богомаз». За время творческой жизни художника не состоялось ни одной выставки его произведений. Все это задевало молодого живописца. Он сильно переживал из-за проявленной к нему несправедливости. К концу жизни он заболел и стал пить.

Врач, лечивший Исачёва от этого недуга, рассказывал: для него в больнице были созданы все условия  для занятий живописью. Он часами не отходил от мольберта, установленного в отдельной комнате, забывая о еде и отдыхе.

После смерти художника в 1987 году квартира его семьи и квартира его матери в Речице были обворованы. Но серьезных попыток разыскать и вернуть похищенное  не предпринималось.

Без памяти

Обидно, что Гомельщина - родная земля Исачёва - осталась без лучших его работ. В гомельских музеях нет крупных, зрелых исачёвских полотен, исполненных маслом.

А представьте себе, что было бы и какое место занимала бы среди других городов Речица, будь там создана галерея картин Александра Исачёва! Отбою бы не было от посетителей, но особенно - от любителей живописи, а также от приезжающих к нам иностранцев. А это, как известно, живые деньги и огромная дань уважения земле белорусской, родившей такого замечательного человека.

Фёдор ЗОЗУЛЯ,
ветеран войны и труда, Гомель

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно