До 11 февраля работает экспозиция работ Владимира Стельмашонка в галерее Михаила Савицкого, на которой представлены уникальные карандашные рисунки строящегося Минска 50-х годов прошлого века и несколько больших полотен, а также редкие фотодокументы.
До 28 февраля в Музее Якуба Коласа будет работать выставка полотен Владимира Стельмашонка: в экспозиции представлены портреты Якуба Коласа (картина взята на время из постоянной экспозиции Художественного музея Беларуси), Рыгора Ширмы, а также другие известные полотна художника и ряд документов.
После выставок живописные работы вернутся на хранение в Художественный музей, и увидеть их (кроме классического портрета Якуба Коласа, входящего в постоянную экспозицию) «живьём» вряд ли получится раньше, чем откроется выставка к 100-летию Владимира Стельмашонка.
А в эти дни, когда отмечается 90-летие художника, воспоминаниями о знаменитом отце с «АиФ» поделился журналист, художник Сергей СТЕЛЬМАШОНОК, который родился в один день с отцом.
- У каждого ребенка, вероятно, есть воспоминание из детства, связанное с родителями. Мне самому уже немало лет, у меня взрослая дочь, и сегодня, в день рождения отца, мне вспоминается, что он всегда очень много странствовал с неизменными блокнотом и этюдником в руках. Объехал Европу, бывал в Америке, ходил пешком по горам разных стран, ездил за Полярный круг, побывал на крупнейших стройках СССР – так что можно сказать, что он был знатным путешественником. Из каждой поездки отец привозил сотни рисунков, и, когда он рассказывал о своих приключениях, его рисунки словно оживали.
Через много лет, когда во взрослом возрасте я очутился в Париже и впервые почувствовал на улице запах жареных каштанов, то первое, что возникло в моей памяти, – эти рисунки отца. Такие легкие, стремительные линии, которые схватили и точно передали всю атмосферу Парижа.
Еще я вспоминаю как мы с папой и мамой взбираемся на гору в Крыму. Мама идет первой, затем маленький я и потом папа. И внезапно в какой-то момент без какого-либо звука, крика о помощи мама падает вниз, просто исчезая из моего поля зрения на этой узкой горной тропе. Я даже не успел испугаться. И отец, который отличался большой физической силой, не теряя присутствия духа, совершенно спокойно нагнулся и вытащил маму из провала над пропастью, где она, вися над бездной, цеплялась за какой-то жутко колючий саксаул. Потом двое суток она доставала из тела колючки. Вот таким мне и запомнился отец – надежным, спокойным и способным найти выход в любой ситуации.
Наследие художника
Любопытно, что народный художник Владимир Стельмашонок, известный своими большими работами, такими как станция метро "Площадь Победы" и мозаика на станции метро "Московская", сграффито на фасаде Дома культуры камвольного комбината (ныне похороненное под толстым слоем штукатурки), огромный витраж в Доме мод, достойный книги рекордов Гиннесса, тоже ныне уничтоженный (это к вопросу о том, как потомки относятся к шедеврам монументального искусства), - так вот, он был великолепным рисовальщиком. И этот его талант оценен и признан только в серии его знаменитых портретов. Пейзажи, этюды, наброски – все это хранится в запасниках музеев и до сих пор остается малоизвестным для широкой публики.
Кстати, недавно со мной связалась девушка-искусствовед из немецкого города Потсдам. Наверное, вы знаете, что минский ресторан «Потсдам» имел своего близнеца – ресторан «Минск» в немецком Потсдаме, где отец сделал уникальные литые витражи из хрусталя, которым не было равных в мире. Увы, и там тоже витражи не пережили распада соцлагеря – вероятно, в конце ХХ века люди были настолько пресыщены «советскостью», что с легкостью расставались с искусством того периода, не умея отделить зерна от плевел.
Душа компании
Еще хочу сказать, что отец всегда был веселым, компанейским человеком и прекрасным организатором – не случайно он дважды был председателем Союза художников, а затем стал депутатом того самого легендарного съезда Народных депутатов – еще во времена перестройки. И весь съезд его запомнил, потому что, выйдя на трибуну, отец сказал: «Посмотрите, мы тратим на культуру меньше, чем стоит один танк». Я встречал многих, кто вспоминал об этой фразе – они видели это выступление по ТВ или даже присутствовали на этом заседании вживую.
Но главным делом своей жизни отец считал не монументальное искусство, живопись и многолетнюю преподавательскую работу, а Закон о культуре, который он подготовил вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и другими знаменитыми деятелями культуры. Согласно этому закону 3% госбюджета должны были тратиться на культуру. Закон был подготовлен, но СССР развалился, и на этом дело закончилось. А в Беларуси этот закон был принят, но, увы, он до сих пор не действует.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть