2050

Работы художника Владимира Стельмашонка можно увидеть на выставках в Минске

"Аргументы и факты" в Беларуси № 7. Знамя спорта. Открываем дневник Олимпиады. 13/02/2018

До 11 февраля работает экспозиция работ Владимира Стельмашонка в галерее Михаила Савицкого, на которой представлены уникальные карандашные рисунки строящегося Минска 50-х годов прошлого века и несколько больших полотен, а также редкие фотодокументы.

До 28 февраля в Музее Якуба Коласа будет работать выставка полотен Владимира Стельмашонка: в экспозиции представлены портреты Якуба Коласа (картина взята на время из постоянной экспозиции Художественного музея Беларуси), Рыгора Ширмы, а также другие известные полотна художника и ряд документов.

Фото: Фото из открытых источников

После выставок живописные работы вернутся на хранение в Художественный музей, и увидеть их (кроме классического портрета Якуба Коласа, входящего в постоянную экспозицию) «живьём» вряд ли получится раньше, чем откроется выставка к 100-летию Владимира Стельмашонка.

А в эти дни, когда отмечается 90-летие художника, воспоминаниями о знаменитом отце с «АиФ» поделился журналист, художник Сергей СТЕЛЬМАШОНОК, который родился в один день с отцом.

- У каждого ребенка, вероятно, есть воспоминание из детства, связанное с родителями. Мне самому уже немало лет, у меня взрослая дочь, и сегодня, в день рождения отца, мне вспоминается, что он всегда очень много странствовал с неизменными блокнотом и этюдником в руках. Объехал Европу, бывал в Америке, ходил пешком по горам разных стран, ездил за Полярный круг, побывал на крупнейших стройках СССР – так что можно сказать, что он был знатным путешественником. Из каждой поездки отец привозил сотни рисунков, и, когда он рассказывал о своих приключениях, его рисунки словно оживали.

Через много лет, когда во взрослом возрасте я очутился в Париже и впервые почувствовал на улице запах жареных каштанов, то первое, что возникло в моей памяти, – эти рисунки отца. Такие легкие, стремительные линии, которые схватили и точно передали всю атмосферу Парижа.

Еще я вспоминаю как мы с папой и мамой взбираемся на гору в Крыму. Мама идет первой, затем маленький я и потом папа. И внезапно в какой-то момент без какого-либо звука, крика о помощи мама падает вниз, просто исчезая из моего поля зрения на этой узкой горной тропе. Я даже не успел испугаться. И отец, который отличался большой физической силой, не теряя присутствия духа, совершенно спокойно нагнулся и вытащил маму из провала над пропастью, где она, вися над бездной, цеплялась за какой-то жутко колючий саксаул. Потом двое суток она доставала из тела колючки. Вот таким мне и запомнился отец – надежным, спокойным и способным найти выход в любой ситуации.

Наследие художника

Любопытно, что народный художник Владимир Стельмашонок, известный своими большими работами, такими как станция метро "Площадь Победы" и мозаика на станции метро "Московская", сграффито на фасаде Дома культуры камвольного комбината (ныне похороненное под толстым слоем штукатурки), огромный витраж в Доме мод, достойный книги рекордов Гиннесса, тоже ныне уничтоженный (это к вопросу о том, как потомки относятся к шедеврам монументального искусства), - так вот, он был великолепным рисовальщиком. И этот его талант оценен и признан только в серии его знаменитых портретов. Пейзажи, этюды, наброски – все это хранится в запасниках музеев и до сих пор остается малоизвестным для широкой публики.

Кстати, недавно со мной связалась девушка-искусствовед из немецкого города Потсдам. Наверное, вы знаете, что минский ресторан «Потсдам» имел своего близнеца – ресторан «Минск» в немецком Потсдаме, где отец сделал уникальные литые витражи из хрусталя, которым не было равных в мире. Увы, и там тоже витражи не пережили распада соцлагеря – вероятно, в конце ХХ века люди были настолько пресыщены «советскостью», что с легкостью расставались с искусством того периода, не умея отделить зерна от плевел.

Душа компании

Еще хочу сказать, что отец всегда был веселым, компанейским человеком и прекрасным организатором – не случайно он дважды был председателем Союза художников, а затем стал депутатом того самого легендарного съезда Народных депутатов – еще во времена перестройки. И весь съезд его запомнил, потому что, выйдя на трибуну, отец сказал: «Посмотрите, мы тратим на культуру меньше, чем стоит один танк». Я встречал многих, кто вспоминал об этой фразе – они видели это выступление по ТВ или даже присутствовали на этом заседании вживую.

Но главным делом своей жизни отец считал не монументальное искусство, живопись и многолетнюю преподавательскую работу, а Закон о культуре, который он подготовил вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и другими знаменитыми деятелями культуры. Согласно этому закону 3% госбюджета должны были тратиться на культуру. Закон был подготовлен, но СССР развалился, и на этом дело закончилось. А в Беларуси этот закон был принят, но, увы, он до сих пор не действует.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно