Скончался советский и российский кинорежиссёр, народный артист России Александр Митта — автор хороших детских картин, фильма-катастрофы «Экипаж» и сериала «Граница. Таёжный роман».
«Среди начинающих довольно часто возникает один стереотип властного творца — „гения“, который хочет контролировать всё до последней мелочи. Он проклинает бестолковых сотрудников, получает в спину угрюмые взгляды и, что печальнее, инфаркты и нервные срывы. Иногда у них получается хорошее кино. Но чаще, гораздо чаще великий итог возникает, когда множество счастливых людей могут честно поздравить друг друга на премьере и каждый имеет право сказать по крайней мере жене или подружке: „Это мой фильм!“ Ну, режиссёр-то, конечно, знает, что это его фильм», — писал Александр Митта в своей книге «Кино между адом и раем» — своеобразном пособии для молодых кинематографистов, в которое причудливо вплетён личный опыт в этой профессии.
Пожалуй, Митта знал, что писал. У него огромный опыт в кинорежиссуре и сценаристике — более шестидесяти лет — а вместе со ВГИКом наберутся и все семьдесят — 15 снятых фильмов и сериалов, большинство из них становилось событиями своего времени. Ученичество у знаменитого Михаила Ромма и множество уже своих учеников. В общем, всё, чтобы считаться авторитетом в тех вопросах, которых он касается в книге. Да и сентенция про съёмочную группу как сообщество счастливых людей, очевидно, выстраданное. И заключение про режиссёра — не бахвальство, а констатация факта, когда и за успех, и за провал отвечает один человек. Тот самый, фамилия которого указана под титром «режиссёр-постановщик». При этом сам Митта мог режиссёром и не стать — если бы не решился изменить однажды выбранной профессии.
Российский кинорежиссер Александр Митта
Российский кинорежиссер Александр Митта
Вообще-то он не Митта — этот поначалу псевдоним, а потом и фамилию он взял как раз для творчества. А при рождении 28 марта 1933 года он был Александром Рабиновичем — по отцу, инженеру автозавода. Он и сам собирался стать инженером — окончил Московский инженерно-строительный институт, где учился у знаменитого архитектора Константина Мельникова, но строителем стать не получилось.
«Я мечтал стать художником и, если бы начать всё сначала, стал бы им», — признавался Митта в одном из поздних интервью.
Художником он какое-то время побыл — рисовал карикатуры для юмористических и сатирических журналов. Но потом подался в кино, во ВГИК, на курс Ромма, где учились Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Прославился, разумеется, не сразу, но уже первые работы — детские картины «Друг мой, Колька!» и «Без страха и упрёка» — сумели произвести впечатление и на коллег, и на зрителей. Митта и сам признавался, что любит свои ранние работы, «потому что тогда был очень счастлив».

«У нас [кинорежиссёров] было братство», — вспоминал он.
Но всё-таки первым фильмом, который стал лентой Митты в полном смысле этого слова, был «Звонят, откройте дверь!» 1965 года. Там снимались и опытные актёры — Ролан Быков, Владимир Белокуров и Сергей Никоненко — и совсем неизвестные, юные дарования, например, именно в этой картине случился дебют 12-летней Елены Прокловой.
Вообще у Митты был определённый дар открывать актеров — или же открывать у уже известных актёров новые грани их таланта. Так было с Олегом Табаковым в «Гори, гори, моя звезда» — роль Владимира Искремаса первоначально предназначалась Ролану Быкову, но два творца на одной площадке не ужились. Фильм, кстати, вполне мог оказаться на полке — там были и аллюзии на Мейерхольда, и смелое искусство времен Гражданской, но киноначальство, как вспоминал Митта, намёки не поняло.
В каком-то роде открыл Митта и Владимира Высоцкого, у которого было не так много главных ролей в кино — он пригласил его в свой фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Правда, реальность всё равно оказалась очень суровой.
«Власти разрешили снимать фильм, но потом потрепали его так жестоко, что многое из важного оказалось выпотрошенным. Остался в памяти только год счастья, когда шла работа. Но когда фильм вышел, зрители полюбили его», — вспоминал режиссёр.
А потом у Митты случился, что называется, «опус магнум», лучшая и самая известная работа, которую обязательно указывают, когда говорят об этом режиссёре — фильм-катастрофа с простым названием «Экипаж». Впрочем, съёмки тоже были близки к катастрофе.
«Этот фильм должен был погибнуть в первые дни», — вспоминал он.
Полностью обновился актёрский состав — не осталось никого из первоначального кастинга. Впрочем, пару открытий Митта сделал, хоть и мимоходом — это были Леонид Филатов и Александра Яковлева. Задуманный пожар на строящейся взлётной полосе аэропорта Домодедово так и не был снят, заодно съёмочная группа потеряла списанный самолёт ТУ-114, который был выделен «Аэрофлотом».
Даже в прокат «Экипаж» выходил в очень урожайном на хиты году — тогда одновременно выпускали боевик «Пираты XX века» (87,6 млн зрителей) и мелодраму «Москва слезам не верит» (84,4 млн). Но фильм Митты смог занять почётное третье место — его посмотрели 71,1 млн человек. Это, кстати, шестое место в общем рейтинге советского кино.
Потом была «Сказка странствий» с совершенно непривычным Андреем Мироновым, который попал в эту картину случайно — Филатов отказался, Олег Даль тяжело заболел (и умер 3 марта 1981-го). Митта признавался, что иногда думал, каким бы получился этот фильм с Филатовым, но понимал, что прошлое переиграть невозможно.
«Мы не можем иметь два разных решения ни для одного фильма, ни для одной сцены. Принять решение для режиссёра — все равно что для генерала расставить войска перед сражением: эти в центре, эти на флангах, эти в атаку, эти на поддержке... И принятый план нельзя менять в сражении», — писал он.
Он так и снимал дальше — в восьмидесятые побольше, в девяностые — меньше. Потом взялся за сериалы — и выдал многосерийный фильм «Граница. Таёжный роман». По слухам, на эту форму повествования ориентировались создатели «Бригады», которая Митте не очень нравилась. И свои последние работы в кино он, кажется, не любил — или любил не так, как снятые им фильмы советского времени. Но в 2016-м вернулся к «Экипажу» — вернее, дал добро на ремейк режиссеру нового поколения Николаю Лебедеву. А заодно и сам снялся в небольшой роли в качестве актёра, чем почти не злоупотреблял в течение своей карьеры.
Здоровье, конечно, в последние годы Митту подводило. Супруга, художник Лилия Майорова, с которой они прожили шестьдесят лет, скончалась в 2022-м.

А вот сын Евгений исполнил мечту отца и стал художником. Каким и сам хотел быть Александр Митта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть