В одном из недавних номеров «АиФ» писал об истории любви моей любимой советской актрисы Татьяны Самойловой. А как сложилась судьба Алексея Баталова, который играл Бориса, жениха ее героини Вероники в фильме «Летят журавли»? Говорят, он рано ушел из кино из-за сложностей в семье… Ирина, Минск
Алексей Баталов - популярный актер, обаятельный мужчина, покоривший множество женских сердец. Еще он известен как талантливый педагог, вырастивший не одно поколение артистов. Вообще для него вопрос выбора профессии был решен с самого детства. Баталов родился в актерской семье, его мать была театральной актрисой, отец - известным режиссером и актером. При этом Алексей Владимирович также прекрасно рисует - друг семьи, поэтесса Анна Ахматова называла юношу своим любимцем и прочила ему громкую славу художника. Кстати, последний прижизненный портрет Ахматовой принадлежит кисти Алексея Баталова.
Уже в школе Баталов вел себя как настоящий артист. «Во время перемен, - вспоминал одноклассник актера Евгений Рубин, - он развлекал нас, пародируя знаменитых артистов. На школьных вечерах без зазрения совести атаковал самую эффектную девочку, не им приглашенную, и норовил назначить ей свидание…» Неудивительно, что, повзрослев, Баталов решил поступить в Школу-студию МХАТ, и у него это получилось с первого раза.
Алеша плюс Ирина
Свою первую жену Ирину Ротову Алексей знал с самого детства, они были соседями по даче. Потом началась война - семья Баталовых эвакуировалась в Бугульму, и Ира с Алешей не виделись четыре года.
Новая встреча перевернула жизни молодых людей. Обоим было по шестнадцать - Ирина превратилась в настоящую красавицу, Алексей вырос и возмужал... Они влюбились друг в друга сразу же и решили пожениться. Купили одно на двоих золотое колечко, сделали внутри гравировку «Алеша + Ирина = любовь» и стали носить его по очереди.
Обе семьи, естественно, выступили против столь раннего брака, но, осознав, что противостоять своевольным подросткам невозможно, смирились. Алексей и Ирина стали жить вместе то в одной семье, то в другой. Отец Ирины, художник Константин Ротов, делая иллюстрации к книжке, срисовал Дядю Степу с Баталова. А когда им исполнилось восемнадцать, влюбленные расписались.
«Я женился на Ирочке, потому что был знаком с ней с самого горшка, - рассказывает Алексей Владимирович. - Просто я очень стеснительный человек, для меня немыслимо было довериться чужой девчонке. А она своя, родная...»
Семейная жизнь новоиспеченных супругов была безоблачной до тех пор, пока Алексей не окончил Школу-студию в 1953-м. Тот год стал поворотным в жизни Баталова. Сбылась его давняя мечта: его приняли в MXAT. К тому же он получил пропуск в большое кино: его пригласили на главную роль в фильме «Дело Румянцева» Иосифа Хейфица. До этого он уже снимался в картинах «Зоя», «Служу Советскому Союзу», «Большая семья», но в маленьких, эпизодических ролях. Позже Хейфиц снял Баталова еще в двух лентах «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой».
Первые же роли принесли начинающему актеру популярность и обожание поклонниц. Дома начались сцены ревности, скандалы, Алексей никак не мог доказать Ирине, что хранит верность только ей. Когда на свет появилась дочь Надя, отношения супругов на некоторое время улучшились, но потом все вернулось на круги своя.
Белые ночи
Съемки «Дела Румянцева» проходили в Ленинграде, и именно там произошло второе судьбоносное для Баталова событие: он встретил главную любовь своей жизни.
Стояли белые ночи. Как-то в свободный от съемок вечер Алексей пошел в цирк. Там он и увидел ее: юную наездницу с хрупкой фигуркой, огромными черными глазами и смоляными кудрями. Она выделывала на спине лошади головокружительные трюки, и у Алексея сердца замирало от страха и восторга.
Вскоре они познакомились. Он узнал, что девушку зовут Гитана, что она из старейшей цыганской цирковой династии и что ей всего 18 лет…
Алексей старался сдерживать свои чувства, помня о том, что дома его ждут жена и дочь. Родственники Гитаны, увидев его интерес к девушке, строго-настрого запретили ей встречаться с ним. Правда, юную циркачку этот запрет только раззадорил. Однажды, чтобы увидеться с Алексеем, она вылезла из окна по водосточной трубе - с ее ловкостью труда это не составило.
Семейная жизнь Баталова между тем разваливалась на глазах. Не последнюю роль в окончательном разрыве Алексея и Ирины сыграла теща. Она была уверена, что Баталов изменяет жене направо и налево. В конце концов, когда он вернулся с очередных съемок, у порога его ждал собранный чемодан.
Через много лет Алексей Баталов признал, что в их расставании была и его вина. «Я слишком увлекся своей актерской карьерой, - говорил он, - и очень мало внимания уделял семье. Отсюда и ревность...»
После развода Баталов нашел Гитану - как оказалось, девушка его не забыла. Баталов сразу пригласил ее к себе домой, познакомил с родными. Родители Алексея приняли девушку тепло, хотя многие их знакомые посмеивались: парень из такой интеллигентной семьи, а влюбился в циркачку, да еще и цыганку! Подобные разговоры прекратились после того, как свое авторитетное мнение высказала Анна Ахматова. «Я на стороне девушки», - твердо сказала она.
Обаяние в подарок
Влюбленные наконец соединились и зажили вместе. Правда, им постоянно приходилось разлучаться: Алексей то и дело уезжал на съемки, Гитана продолжала гастролировать с цирком. «Я не хотела выходить замуж, - рассказывает Гитана Аркадьевна. - И с Алексеем Владимировичем мы то расставались, то снова встречались. Я никогда ни на чем не настаивала, ничего не просила. Думаю, именно поэтому он и женился на мне».
Когда Гитана забеременела, ничто не предвещало беды. Но только первые шесть месяцев жизни дочки Маши новоиспеченные родители были счастливы. Потом, как гром среди ясного неба, прозвучал страшный диагноз: детский церебральный паралич.
С этого момента вся жизнь семьи Баталовых сконцентрировалась вокруг Маши. Гитана, несмотря на любовь к цирку, оставила профессию и посвятила себя дочери. Алексей на несколько лет отказался от съемок и занялся преподаванием, чтобы постоянно быть рядом.
Всесоюзная известность пришла к Алексею после фильма «Летят журавли». Тогда в его жизни началось настоящее сумасшествие: поклонницы преследовали и на работе, и дома. Он не мог понять причины такой популярности, но, видно, что-то в его облике и манере держаться задевало чувствительные струны женских сердец.
Пожалуй, самая знаменитая роль Баталова, сделавшая его еще более популярным, - роль интеллигентного слесаря Гоши в фильме «Москва слезам не верит». В то время Баталов снимался мало, полностью посвятив себя занятиям с дочерью, но от предложения Меньшова отказаться не смог. В героя Баталова влюбилась вся страна - одинокие женщины, вдохновленные примером главной героини, бросились искать своего единственного в загородных электричках.
Жена Алексея Владимировича, впервые посмотрев картину, воскликнула: «Да ты здесь совершенно такой, как дома! И ходишь так же, и говоришь». Видимо, в этом и заключается причина популярности героя - Баталов подарил ему свое обаяние, свой характер, а еще свой уникальный, завораживающий голос.
Сейчас семья живет очень замкнуто, редко появляясь на публике и отказывая журналистам в интервью. Актер признается, что поклонение деньгам - не для него. Важнее другие ценности - справедливость, милосердие, сострадание: «Каждый день я должен сделать что-то конкретное, доброе, чтобы потом спокойно выпить дома свой чай».
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть