5310

«Мой дед Марк Шагал не рассказывал на ночь сказки, и мы не дёргали его по пустякам»

06_32_02- Я часто наблюдала его за работой в мастерской, как он оттачивает какие-либо детали на своих полотнах, как смешивает краски, и чётко сознавала, что Марк Шагал - это прежде всего известный художник, и уже потом - наш дед. Он никогда не рассказывал на ночь сказки, не припомню, чтобы играл с нами, как-то хулиганил. Это не значит, что он не был открыт для общения, но мы все понимали, кто это, чувствовали его значимость. Поэтому, естественно, соблюдали дистанцию. Он был очень занятым человеком. Творцом. Соответственно не всегда на все 100% находился в реальности. В общем, мы обе, я и моя сестра Белла, знали, что дёргать Шагала по пустякам не надо. Когда приходили вместе с родителями к нему на день рождения, все разговоры, всё вращалось вокруг его картин, это было центром вселенной (улыбается). Но всем было интересно, и никто по этому поводу не страдал. При своеобразной недоступности деда мы ощущали его любовь очень сильно.

- Правда, что вам довелось наблюдать за его работой в парижской Гранд-опера? Потолочная роспись для 77-летнего художника - это, наверное, и физически было непросто?  

- О, что вы, он об этом даже не задумывался, возраст - такая мелочь! Да, я присутствовала при создании этого шедевра, крутилась рядом. Помогала или мешала - не могу сказать (улыбается). Мне было восемь лет, и я была в курсе, что он делает что-то очень важное, за чем мне разрешено наблюдать.

Известно, что кандидатура Шагала для росписи Гранд-опера - национальной гордости французов - вызвала тогда много разногласий. Но президент Франции генерал де Голль оказал эту честь именно ему. На самом деле это была очень сложная и кропотливая работа, в том числе физически. Ведь дед принимал участие и непосредственно в установке и монтаже этих фресок на большой высоте. Но, знаете, он обладал таким мощным желанием осуществить этот проект, что, по-видимому, на энергетическом даже уровне сметал все преграды и трудности. И гром аплодисментов на открытии этого купола, где присутствовали более двух тысяч человек, был абсолютно им заслужен. Дед вообще работал до конца дней в буквальном смысле - рисовал за несколько часов до своего ухода в мир иной в возрасте без малого 98 лет. Это был человек с огромным внутренним стержнем и невероятной энергией! Он всегда знал, что хочет сказать, написать, создать, сделать. При этом не был авторитарным, высокомерным, кичливым. Находился в постоянном поиске чего-то нового, необычного.

- Откуда, на ваш взгляд, у мальчика из провинциального городка, из бедной семьи такой сильный характер и уверенность в собственном пути?  

- У меня нет ответа на этот вопрос. Это что-то необъяснимое, мистика. Отец ведь не только его не поддержал, но и выпроводил из дома, осыпая ругательствами. Мама старалась его понять, но ничем помочь не могла - не было ни образования, ни материальных возможностей. Уже в возрасте 30 лет он стал писать автобиографическую книгу «Моя жизнь». И вы ошибаетесь, если думаете, что это было предчувствием славы. Вовсе нет! Он взялся за эту книгу, чтобы собрать самого себя по кусочкам в единое целое. Жизнь в эмиграции не всегда полна бриллиантов. На тот момент эти воспоминания были для него как «костыли», с помощью которых он смог встать на ноги. И обратите внимание, большинство персонажей на его картинах лицами обращены в небо. Потому что энергия жизни, творчества - она оттуда проистекает. Для деда это была своеобразная просьба о благословении свыше на это безумное желание рисовать, смешивать краски на холсте и с их помощью передавать свой взгляд на мир.

КСТАТИ
Марк Шагал (1887, Витебск –1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция) - единственный художник, чьи произведения были выставлены в Лувре ещё при жизни.

Козы, ослы и другие

- Почему едва ли не на каждой картине Шагала присутствуют животные? Кошки в частности...  

- Кошек не так много, скорее ослы и козы (улыбается). У него есть очень характерная работа «России, ослам и другим», созданная в 1911 году. Сегодня она находится в Музее современного искусства Жоржа Помпиду в Париже. Каждый может разгадывать её смысл в меру своего воображения и знания истории. Скажу лишь, что и козы, и ослы, и кошки - очень независимые животные. Шагал любил и тех и других. Его сын Дэвид вспоминал, что отец всегда собирал чертополох на прогулках - это любимое лакомство осликов. Только вот домработница Роза его выбрасывала (смеётся). По её мнению, они не сочетались с гладиолусами на столе художника.

- Известно, что Марк Шагал дружил со Стравинским, Дягилевым, Пикассо... С последним потом вроде как рассорились...  

- Ну, отношения деда с Пикассо - это отдельная история! Это были большие друзья и великие творцы. В своё время жизнь их развела, и она же соединила. В Москве в Манеже недавно прошла выставка «Издатель Воллар и другие», где были представлены работы Пикассо, Шагала и Родена... К Стравинскому Шагал относился с огромным уважением. Готовил декорации для «Русского балета» Сергея Дягилева, позднее создавал театральные костюмы. Это был его американский период очередной вынужденной эмиграции во время Второй мировой войны. Вместе со своей супругой Беллой они оказались в США 22 июня 1941 года, в день, когда Германия напала на СССР. Там уже жили Сальвадор Дали, Пьер Матисс (сын художника Анри Матисса), который стал организатором регулярных экспозиций «Художники в изгнании».

- «Отечество моё - в моей душе. Вы поняли? Вхожу в неё без визы», - писал Марк Шагал, который всю жизнь вспоминал родной Витебск. И надеялся, что «может быть, вслед за Европой меня полюбит моя Россия»...  

- Он приезжал в СССР в 70-х. В Витебск - нет, так и не съездил, но посетил Ленинград. Сейчас в его родном городе создан прекрасный музей, а 10 лет назад мы открыли в нём библиотеку с помощью коллекционера из Германии, доктора Генриха Манделя. Несколько десятилетий он собирал книги о творчестве Шагала, его статьи, отдельные рисунки и передал всё это в дар музею в Витебске.

Селёдка, котлеты...

- А в быту каким был ваш дед? Как любил отдыхать, что предпочитал из еды?  

- Он работал всегда, везде и всюду. Даже в ресторане, ожидая заказ, делал наброски на салфетках. Некоторые из них ушлые официанты затем продавали за тысячи франков. В последние годы жизни дед любил гулять по лесу - один. Готовить - конечно, нет, но хорошо поесть любил! (Смеётся.) Огурцы, селёдка, картошка, чёрный хлеб, котлеты - всё это шло из детства, так готовила его мама. После обеда мог посидеть в кресле, полистать свежую прессу. Интересовался культурой и политикой. Большое любопытство и уважение испытывал к людям, делающим что-либо своими руками, мог часами наблюдать за работой каменщика, гравёра. Равно почтительно относился к принцу королевской крови, президенту страны или кондитеру из ближайшей булочной.

- А женщины?

- (Улыбается.) Шагал никогда не был донжуаном, если вы об этом. Да, он привлекал женщин. Для него тоже было удовольствием пообщаться с красивой дамой, подержать её руку в своей, но не более того. А его музой всегда оставалась его первая супруга Белла, наша бабушка, которую нам не суждено было увидеть. Её внезапный уход из жизни он пережил только благодаря своей дочери Иде, моей маме. Марк и Белла часто летают на его картинах, взявшись за руки. Так и было - они всю жизнь летели друг другу навстречу...

Елена ИВАНОВА, Париж

Юбилейным был уходящий, 2012 год - 125 лет со дня рождения Марка Шагала. Но выставки его творчества продолжатся в разных странах мира и в новом году.

Экспозиция «Шагал»: музей «La Piscine» в Рубе (Франция), до 13 января 2013 года, затем в музее Кунстхаус в Цюрихе (Швейцария), до 7 февраля.

Музей Люксембурга в Париже: «Шагал: между войной и миром», открытие 20 февраля.

Музей Марка Шагала в Ницце: «Другая война», открытие 23 февраля

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно