«Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой. Моя профессия - любить! Я не представляю себя без любви. Без любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно», - говорил он.
Сила женских чувств
С самого начала своей актерской карьеры Олег Янковский пользовался необычайной благосклонностью женщин. На вопрос: «Вам это досаждало или нравилось?» артист не решился ответить однозначно: «И то, и другое. В первые годы я даже боялся. От любви до ненависти, сами знаете, один шаг. А если говорить о приятной стороне, то сила женских чувств была такова, что выйти из театра после спектакля было невозможно - машину поднимали, не давали отъехать…»
Сейчас сложно себе даже представить, что всего этого - всенародной популярности, невероятной любви женщин к главному сердцееду страны - могло не быть. Ведь в профессию Олег Янковский попал совершенно случайно.
Янковский происходил из родовитой дворянской семьи, за свою фамилию в сталинские времена его отцу пришлось поплатиться ссылкой по сфабрикованному делу. Семья последовала за ним в казахский Джезказган - там и прошло детство будущего актера.
Маленький Олег в детстве, как и все мальчишки, больше всего интересовался футболом и даже мечтал связать свою жизнь с этим видом спорта. Когда его старший брат Ростислав, став драматическим актером и переехав в Минск, забрал Олега к себе и добился утверждения брата на маленькую роль в спектакле, тот не придал значения оказанному доверию и просто заснул за кулисами прямо перед своим выходом.
В Минске Олег впервые серьезно влюбился. Лиля Голод, студентка Института физкультуры, была старше его на пять лет и слыла первой красавицей. По словам подруг, за Лилей ухаживали самые завидные женихи. Но она была независимой, озорной, словно играла с кавалерами, никого к себе не подпуская.
«Олег был младше меня на пять лет, - вспоминала Лиля. - Он был очень застенчивым, боялся ко мне подойти. Я замечала, как он издали смотрит на меня, краснеет, смущается, но его робкие попытки ухаживать только смешили. Никаких серьезных планов насчет него я не строила. Потом он уехал, а я вышла замуж…»
Мужское начало
В Минске Янковский провел всего три года, а потом вернулся в Саратов, где теперь жили его мать со средним братом Николаем. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше.
Однажды Олег увидел объявление о приеме в театральное училище. Он вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены! Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие-то списки и сказал: «Вы приняты. В сентябре приходите учиться».
Олег был ошарашен: его судьба определилась сама собой. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда Николай узнал о том, что Олега в училище приняли за него, просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно было кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что просто перепутали имя абитуриента Янковского.
«Олег держался как молодой мужчина, - вспоминала одна из сокурсниц Янковского. - Если остальные ребята были «недопёсками», то в нем очень чувствовалось мужское начало. Мы даже думали, что он будет играть исключительно героев-любовников. И когда он выбрал самую красивую и талантливую девушку училища Люду Зорину, никто не удивился...»
С Людмилой Зориной, которая была на год старше, Олег познакомился на втором курсе. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. После училища ее сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно стала примой, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: «Это муж самой Зориной». Театральная карьера Янковского складывалась не столь удачно - актеру поначалу доставались лишь крошечные роли. И неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы опять же не случай.
Когда Саратовский театр гастролировал во Львове, молодого актера в ресторане увидели Владимир Басов с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма «Щит и меч». Они как раз обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что молодой человек подошел бы идеально, но... «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом!» Слава богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
Меняясь ролями
После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» в 1968 году Янковский мгновенно стал знаменитым. Но этим успехом тот «звездный» для Олега год не ограничился. Именно тогда он стал отцом: 10 октября у них с Зориной родился сын, которого назвали Филиппом.
В 1969 году в жизни Янковского вновь возникла его первая юношеская любовь - Лиля Голод. В первый раз она его отвергла, но теперь судьба повернулась иначе. К тому времени Янковский был уже популярным артистом, а она только что развелась со своим первым мужем. Их встреча произошла здесь же, в Минске, куда Янковский приехал, чтобы сниматься в главной роли в картине «Я, Франциск Скорина».
Между Олегом и Лилей вспыхнул роман. Однако, как показало будущее, для Янковского он был всего лишь обычной интрижкой на стороне. Уходить от жены с ребенком он не собирался. Кстати, понимала это и Лиля: «Я знала, что в роду Янковских семья - святое. Янковские, они все такие. У всех - по одной жене…»
Действительно мать Ростислава, Николая и Олега учила своих сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь.
В 1973 году Янковского пригласили в Московский театр Ленинского комсомола, и Людмила пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались «крепкие тылы».
Переехав в Москву, семья Янковских какое-то время жила в 5-метровой комнатке театрального общежития и получала не самую высокую зарплату. Главным добытчиком в семье был, конечно же, Янковский, который «пахал» на двух работах - в театре и кино. «Звезда пленительного счастья» и «Мой ласковый и нежный зверь», «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен»… Десятилетие 1973-1983 годов можно смело назвать «временем Олега Янковского» в советском кинематографе.
В те же годы могла круто измениться и личная жизнь Янковского. В 1976 году, во время съемок фильма «Сентиментальный роман», где он играл небольшую роль (Игорь Городецкий), Олег влюбился в актрису, игравшую одну из главных ролей - Елену Проклову. Были у него и другие интрижки, однако завет матери - «Одна семья на всю жизнь» - Янковский соблюдал до конца жизни. Он, которому судьба улыбалась столько раз, всегда считал, что семья - самая большая его удача.
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть