С приходом телевидения люди пророчили кинематографу смерть. Как говорил телеоператор Рудольф в мелодраме Меньшова «Москва слезам не верит»: «Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Телевидение, одно сплошное телевидение». Но наступил новый век, а кино все еще живо. Хотя оно и серьезно изменилось.
С одной стороны, кино XXI века — это супергеройская «диета», в основном мы смотрим экранизации комиксов про супергероев, в которых демонстрируются чудеса компьютерной графики, с другой — это использование опыта немого кино и выворачивание привычных сюжетов наизнанку. При просмотре комедии мы уже не только смеемся, но порой даже проливаем слезы, а там, где мы готовимся смотреть что-то серьезное, внезапно появляются шутки.
По следам фильма «История кино: Новое поколение» разбираем изменения кинематографа в последние десятилетия.
Не юмором единым
Наиболее яркие изменения видны в жанре комедии. Казалось бы, самые легкие и веселые фильмы в один момент меняют юмористический градус.
Комедия «ПиКей» выполнена в лучших традициях индийского кинематографа. Картина повествует об инопланетянине, который попал на Землю, и чтобы вернуться домой, ему нужно держать человека за руку. Все это действо происходит в декорациях ярких красок, национальных костюмов и бесконечных танцев.
Этот фильм стал бы просто «очередным», если бы не внезапный взрыв посреди повествования. В задорной комедии режиссер Раджкумар Хирани показывает теракт, что совсем не свойственно жанру. В шоке пребывают не только зрители, даже звук искажен будто бы реальным взрывом. Могли ли подумать о таком ходе двадцать лет назад? Безусловно, нет.
Еще один пример — фильм «Дэдпул». «Очередной супергеройский фильм», — думает зритель. «Насмешка над мачизмом», — переубеждают начальные титры. Комичную сцену зритель видит в замедленной съемке, под лирично-комичную музыку. Дедпул схватил злодея за трусы, а титры оповещают, что это фильм какого-то придурка, а в главных ролях конченый идиот, самый сексуальный мужик в мире, горячая чикса и другие. Что интересно, в русском дубляже вступительным титрам добавили комичности, сделав одноголосую озвучку в стиле 90-х.
Такие приемы не приняты в пафосных боевиках, пронизанных величием главного героя. Снова комедия разрушает привычные рамки, теперь уже она сама врывается в другой жанр.
Эту тенденцию можно назвать стиранием границ. Режиссеры нарушают традиции и этим развивают кино. Так, одна из самых ярких комедий последних лет «Не смотрите наверх» повествует о надвигающейся катастрофе и ученых, которые пытаются предупредить об этом людей. Вначале от похождений неудачливых героев нам становится смешно. А потом жутко.
Как завещали братья Люмьер
Сначала к картинке пришел звук, а потом и цвет. Сегодня технологии позволяют создать на экране все, что изобретет фантазия. И тем не менее некоторые фильмы гораздо ближе к истокам, чем мы думаем.
«Безумный Макс: дорога ярости» — это смесь спецэффектов, звуков и цветов. В мире этой антиутопии после экологической катастрофы наступил дефицит всего: воды, топлива, морали и человечности. Весь фильм — это погоня. Ограбленный диктатор несется по пустыне за ворами, чтобы вернуть свое.
При просмотре ленты не возникает ни малейших ассоциаций с немыми фильмами. Но приглядимся внимательнее: в фильме почти нет диалогов, чувства героев переданы через их мимику и движения. Если же убрать цвета (а режиссер Джордж Миллер выпустил черно-белую версию фильма), то «Безумный Макс» станет классическим немым фильмом с излюбленным приемом погони.
Еще один прием, который был позаимствован из первых фильмов — это эффект присутствия. Впервые его применили братья Люмьер в фильме «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Поезд ломает четвертую стену, он готов выехать с экрана в зал, а зритель будто бы стоит на платформе. Сегодня этим приемом пользуются Мартин Скорсезе в «Острове проклятых», где зритель благодаря подсказкам и эффекту присутствия раскрывает тайну исчезновения пациентки из клиники для умалишенных преступников немного раньше, чем герои картины. Или же Дарио Ардженто, у которого в фильме «Темные очки» главная героиня брызгает перцовым баллончиком прямо в камеру, будто защищаясь от зрителей.
И Роберт такой молодой
Сегодня компьютерная графика может все: создать инопланетянина, отправить героев в космос или же победить законы физики. Картинка выглядит так реалистично, что не верится: все это — работа дизайнеров.
Впрочем, речь не только о взрывах и полетах. В фильме «Ирландец» Роберту де Ниро с помощью компьютерной графики «убрали» почти 40 лет. Режиссер настаивал, чтобы свои молодые версии исполняли те же актеры. Фильмы «Марвел» тоже часто омолаживают своих героев, например, в «Стражах галактики. Часть 2» омоложению подвергся Курт Рассел, а в «Человеке-муравье» — Майкл Дуглас.
Стриминги — Медичи для режиссеров
В XX веке титанами мира кинематографа были студии. Они давали деньги на проект или отказывали, они владели актерами и режиссерами. Сегодня студии не являются единственными правителями индустрии. Кинематографом управляем мы. Именно отталкиваясь от запросов зрителей, утверждаются проекты. Своего рода меценатами для режиссеров стали стриминги. Теперь онлайн платформы тоже решают кому дать деньги на фильм.
Вместе с онлайн-платформами снял свои фильмы Мартин Скорсезе («Ирландец», «Убийцы цветочной луны»), а Эндрю Доминик работает над фильмом «Блондинка» о Мерилин Монро. Теперь у авторов есть не только студии.
Каждое поколение говорит о смерти кино. Даже сами братья Люмьер, которые изобрели синематограф, считали это увлечение недолговечным. Но годы идут, а кино обладает силой. Оно все еще владеет нами.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть