Ольга Сержанкова на своём примере показывает, что на народных инструментах можно не только сыграть классические произведения, но и удивить слушателей современными мотивами: от поп-музыки до тяжёлого рока. Видео, на которых Ольга исполняет современные треки на цимбалах, набирают тысячи и миллионы просмотров, а также восторженные отклики из разряда: «А разве на цимбалах такое можно сыграть?»
Секрет успеха – любовь
– Почему выбрали цимбалы? Ведь обычно популярными инструментами у детей являются гитара, фортепьяно, скрипка.
– В детстве я хотела играть на фортепиано. Однако меня не взяли. Сказали, что «пальчики слишком пухленькие», мест в классе фортепьяно больше нет... В качестве альтернативы предложили цимбалы, пообещав, что со второго класса музыкальной школы я смогу дополнительно изучать фортепьяно. И я согласилась. Сразу же у нас произошел хороший контакт с моей первой учительницей в музыкальной школе Натальей Григорьевной Олизаревич.
В первом классе родители не смогли мне купить инструмент, а заниматься я очень хотела. Поэтому нашла дома большую коробку из-под обуви, нарисовала подставки и струны, а вместо молоточков брала в руки карандаши и фломастеры. Так стучала и пела. После, когда мне купили настоящий инструмент, я занималась днями и ночами.
– Желание упорно заниматься в вас побудил педагог или у вас с малых лет проснулся талант?
– Я думаю, что большой процент вовлечённости ребёнка зависит от наставника. Хотя моя учительница всегда говорила, что 80% результата – это упорный труд ученика и только 20% – учителя. Но поработав учителем в школе, я поняла, как непросто взращивать молодое поколение. Сейчас детей сложно замотивировать много заниматься. Например, в моём детстве не было такой доступности к интернету. Также в деревне, в которой я выросла (Оснежицы, Брестская область), по вечерам часто пропадало электричество. Иногда реально нечем было заняться, кроме как музицированием. А теперь детям тяжелее сфокусироваться на дополнительных занятиях из-за доступного развлечения – интернета.
Как увлечь учеников? У педагога должна быть искренняя любовь к своему инструменту и детям. Это как быть родителем: если ты любишь себя, окружающий мир, людей, умеешь с ними общаться, то не нужно как-то специально воспитывать ребёнка: он сам будет смотреть на своего родителя, копировать его модель поведения. В моей практике были и не особо способные ученики. Были те, кому музыка давалась с трудом. Но я искренне любила свой инструмент. И эта любовь передавалась всем ученикам. Когда ребёнок чувствует, что его педагог увлечён музыкой, то и у него самого появляется желание самостоятельно заниматься.
– Случается, воспоминания о годах в музыкальной школе не всегда позитивно откликаются у ребёнка. На ваш взгляд, стоит ли родителям настаивать на том, чтобы их ребёнок в любом случае окончил обучение?
– Как показала практика моих одноклассников, которые ходили в музыкальную школу, но не связали свою дальнейшую жизнь музыкой, большинство из них благодарны своим родителям за то, что те в своё время настояли на окончании музыкальной школы. Ведь занятия музыкой нужны не только для того, чтобы стать музыкантом. Это полезно для общего развития ребёнка: формируются новые и сложные нейронные связи, из-за чего улучшается память, легче даётся учёба в целом.
Безусловно, есть моменты, кода ребёнка лучше не заставлять. Например, если у него есть стремление к спорту или другому виду творчества. Но если ребёнок просто не хочет заниматься из-за лени, я бы рекомендовала родителям постараться замотивировать ребёнка завершить начатое.
– Сколько лет вы учились, чтобы овладеть цимбалами?
– В целом народники учатся 5 лет (кто-то – больше из-за подготовки к экзаменам для поступления, я, например, училась 8 лет). После музыкальной школы я поступила в Гродненский музыкальный колледж, учёбе в котором посвятила ещё 4 года. А после – в консерваторию в Минске. Там, совмещая образование с педагогической деятельностью, училась 5 лет. Такое длительное время музыкант совершенствует своё мастерство, оттачивает навыки, виртуозность, красоту и благородность звука. У музыкантов даже есть такая шутка: «Ты можешь заниматься 20 лет на инструменте и всё равно не научиться играть». Мне хочется думать, что я играть уже немного научилась. И что людям откликается моё исполнение.
– Не возникала мысль поменять музыкальную карьеру на другую сферу?
– Возникала. В 2020 году, сидя в декрете, я задумалась о подработке. Окончила курсы по рекрутингу и даже успела поработать в одной компании. Профессия интересная, да и платят там, в зависимости от компании, в 2–4 раза больше, чем в филармонии. Но незадолго до выхода из декрета я попала на один психологический тренинг. На нём девушки из разных сфер делились своими целями и проектами. Там меня приятно поразила реакция людей на то, что я профессиональный музыкант. Никто из присутствующих не был лично знаком с музыкантом (как правило, из-за постоянной учёбы и занятости музыканты общаются с музыкантами, т. е. круг знакомств касается преимущественно творческой сферы). Благодаря этому я поняла, чего мне не хватало в рекрутинге: выступлений, сцены, вдохновения от зрителей. Также в IT-сфере очень важно найти какое-нибудь увлечение, чтобы избежать выгорания. А у меня уже было любимое хобби. Это музыка! Моё хобби и есть моя профессия. И это здорово.
– Расскажите про ваш рабочий день. Большая ли конкуренция среди музыкантов в оркестре?
– По будням с 10.00 до 14.00 у оркестра ежедневные репетиции. По вечерам иногда концерты. Мне хотелось бы верить, что в нашем оркестре присутствует здоровая конкуренция: один музыкант видит работу другого и осознаёт, что ему нужно сделать, над чем поработать, чтобы достичь более высокого уровня. Текучка у нас небольшая, превалирует стабильность кадров. Во многом это обусловлено спецификой нашего оркестра. Например, для скрипачей много оркестров: симфонический, оркестр Финберга... Это совершенно нормально, когда музыкант хочет поиграть в разных оркестрах. А у народников только один оркестр, потому люди у нас задерживаются надолго.
– Вы даёте концерты только в филармонии?
– Нет, не только. Мне доводилось выступать в Германии, Польше, Литве, Китае, России, Азербайджане, Кыргызстане, Казахстане. Меня и моих коллег часто приглашают на выставки, на встречи с иностранными делегациями, чтобы продемонстрировать национальный колорит. К слову, о национальном колорите – нет однозначного мнения о том, какая страна является родиной цимбал. Этот инструмент имеет свои характерные особенности в разных странах. Где-то инструмент больше по размеру, отличается по диапазону и тембру, где-то молоточки длиннее… Те цимбалы, на которых играю я и мои коллеги в оркестре, – именно белорусский инструмент. У нас небольшие молоточки, держим их между пальцами, а диапазон нашего инструмента приближён к скрипичному.
Успех в простоте
– Как решили снимать видео в «Тик-токе»?
– Когда я вернулась из декрета в августе, у оркестра начался отпуск. Мне нужно было много заниматься, чтобы повысить своё мастерство, а в декрете я почти не подходила к инструменту. Параллельно я снимала свою игру на камеру, экспериментировала как с классическими, так и современными музыкальными произведениями. Но видео никуда не выставляла. Идею показать своё творчество предложила моя подруга.
Я начала записывать видео, на которых играла знакомые многим песни популярных групп и исполнителей. Этим хотела разрушить стереотип, что цимбалы – народный инструмент, на котором разве что польку можно сыграть. Никто и не думал, что песни Scorpions («Скорпионс»), Леди Гаги, заставку из «Следствие вели с Леонидом Каневским» и прочие композиции так ярко и красиво звучат на цимбалах, будто эта музыка для них и написана.
Мне хочется верить, что я, а также мои друзья-музыканты, с которыми я снимаю видео, меняем представление об инструменте. У зрителей просыпается интерес к цимбалам, рушится стереотип о том, что народные инструменты – это прошлый век.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть