79

«Рок на цимбалах? Легко!» Белоруска исполняет хиты на народном инструменте

Ольга Сержанкова на своём примере показывает, что на народных инструментах можно не только сыграть классические произведения, но и удивить слушателей современными мотивами: от поп-музыки до тяжёлого рока. Видео, на которых Ольга исполняет современные треки на цимбалах, набирают тысячи и миллионы просмотров, а также восторженные отклики из разряда: «А разве на цимбалах такое можно сыграть?»

Секрет успеха – любовь

– Почему выбрали цимбалы? Ведь обычно популярными инструментами у детей являются гитара, фортепьяно, скрипка.

– В детстве я хотела играть на фортепиано. Однако меня не взяли. Сказали, что «пальчики слишком пухленькие», мест в классе фортепьяно больше нет... В качестве альтернативы предложили цимбалы, пообещав, что со второго класса музыкальной школы я смогу дополнительно изучать фортепьяно. И я согласилась. Сразу же у нас произошел хороший контакт с моей первой учительницей в музыкальной школе Натальей Григорьевной Олизаревич.

В первом классе родители не смогли мне купить инструмент, а заниматься я очень хотела. Поэтому нашла дома большую коробку из-под обуви, нарисовала подставки и струны, а вместо молоточков брала в руки карандаши и фломастеры. Так стучала и пела. После, когда мне купили настоящий инструмент, я занималась днями и ночами.

Фото: фото из личного архива

– Желание упорно заниматься в вас побудил педагог или у вас с малых лет проснулся талант?

– Я думаю, что большой процент вовлечённости ребёнка зависит от наставника. Хотя моя учительница всегда говорила, что 80% результата – это упорный труд ученика и только 20% – учителя. Но поработав учителем в школе, я поняла, как непросто взращивать молодое поколение. Сейчас детей сложно замотивировать много заниматься. Например, в моём детстве не было такой доступности к интернету. Также в деревне, в которой я выросла (Оснежицы, Брестская область), по вечерам часто пропадало электричество. Иногда реально нечем было заняться, кроме как музицированием. А теперь детям тяжелее сфокусироваться на дополнительных занятиях из-за доступного развлечения – интернета.

Как увлечь учеников? У педагога должна быть искренняя любовь к своему инструменту и детям. Это как быть родителем: если ты любишь себя, окружающий мир, людей, умеешь с ними общаться, то не нужно как-то специально воспитывать ребёнка: он сам будет смотреть на своего родителя, копировать его модель поведения. В моей практике были и не особо способные ученики. Были те, кому музыка давалась с трудом. Но я искренне любила свой инструмент. И эта любовь передавалась всем ученикам. Когда ребёнок чувствует, что его педагог увлечён музыкой, то и у него самого появляется желание самостоятельно заниматься.

– Случается, воспоминания о годах в музыкальной школе не всегда позитивно откликаются у ребёнка. На ваш взгляд, стоит ли родителям настаивать на том, чтобы их ребёнок в любом случае окончил обучение?

– Как показала практика моих одноклассников, которые ходили в музыкальную школу, но не связали свою дальнейшую жизнь музыкой, большинство из них благодарны своим родителям за то, что те в своё время настояли на окончании музыкальной школы. Ведь занятия музыкой нужны не только для того, чтобы стать музыкантом. Это полезно для общего развития ребёнка: формируются новые и сложные нейронные связи, из-за чего улучшается память, легче даётся учёба в целом.

Безусловно, есть моменты, кода ребёнка лучше не заставлять. Например, если у него есть стремление к спорту или другому виду творчества. Но если ребёнок просто не хочет заниматься из-за лени, я бы рекомендовала родителям постараться замотивировать ребёнка завершить начатое.

«Обречён на учёбу»

– Сколько лет вы учились, чтобы овладеть цимбалами? 
 
– В целом народники учатся 5 лет (кто-то – больше из-за подготовки к экзаменам для поступления, я, например, училась 8 лет). После музыкальной школы я поступила в Гродненский музыкальный колледж, учёбе в котором посвятила ещё 4 года. А после – в консерваторию в Минске. Там, совмещая образование с педагогической деятельностью, училась 5 лет. Такое длительное время музыкант совершенствует своё мастерство, оттачивает навыки, виртуозность, красоту и благородность звука. У музыкантов даже есть такая шутка: «Ты можешь заниматься 20 лет на инструменте и всё равно не научиться играть». Мне хочется думать, что я играть уже немного научилась. И что людям откликается моё исполнение. 
 
– Не возникала мысль поменять музыкальную карьеру на другую сферу?
 
– Возникала. В 2020 году, сидя в декрете, я задумалась о подработке. Окончила курсы по рекрутингу и даже успела поработать в одной компании. Профессия интересная, да и платят там, в зависимости от компании, в 2–4 раза больше, чем в филармонии. Но незадолго до выхода из декрета я попала на один психологический тренинг. На нём девушки из разных сфер делились своими целями и проектами. Там меня приятно поразила реакция людей на то, что я профессиональный музыкант. Никто из присутствующих не был лично знаком с музыкантом (как правило, из-за постоянной учёбы и занятости музыканты общаются с музыкантами, т. е. круг знакомств касается преимущественно творческой сферы). Благодаря этому я поняла, чего мне не хватало в рекрутинге: выступлений, сцены, вдохновения от зрителей. Также в IT-сфере очень важно найти какое-нибудь увлечение, чтобы избежать выгорания. А у меня уже было любимое хобби. Это музыка! Моё хобби и есть моя профессия. И это здорово. 
 
@serzholya_music Ответ пользователю @solonchuknikolay #gameofthrones #цимбалы оригинальный звук - Olga Serzhankova
 

Национальный колорит

– Расскажите про ваш рабочий день. Большая ли конкуренция среди музыкантов в оркестре?
 
– По будням с 10.00 до 14.00 у оркестра ежедневные репетиции. По вечерам иногда концерты. Мне хотелось бы верить, что в нашем оркестре присутствует здоровая конкуренция: один музыкант видит работу другого и осознаёт, что ему нужно сделать, над чем поработать, чтобы достичь более высокого уровня. Текучка у нас небольшая, превалирует стабильность кадров. Во многом это обусловлено спецификой нашего оркестра. Например, для скрипачей много оркестров: симфонический, оркестр Финберга... Это совершенно нормально, когда музыкант хочет поиграть в разных оркестрах. А у народников только один оркестр, потому люди у нас задерживаются надолго. 
 
– Вы даёте концерты только в филармонии?
 
– Нет, не только. Мне доводилось выступать в Германии, Польше, Литве, Китае, России, Азербайджане, Кыргызстане, Казахстане. Меня и моих коллег часто приглашают на выставки, на встречи с иностранными делегациями, чтобы продемонстрировать национальный колорит. К слову, о национальном колорите – нет однозначного мнения о том, какая страна является родиной цимбал. Этот инструмент имеет свои характерные особенности в разных странах. Где-то инструмент больше по размеру, отличается по диапазону и тембру, где-то молоточки длиннее… Те цимбалы, на которых играю я и мои коллеги в оркестре, – именно белорусский инструмент. У нас небольшие молоточки, держим их между пальцами, а диапазон нашего инструмента приближён к скрипичному. 
 

Успех в простоте 

– Как решили снимать видео в «Тик-токе»? 
 
– Когда я вернулась из декрета в августе, у оркестра начался отпуск. Мне нужно было много заниматься, чтобы повысить своё мастерство, а в декрете я почти не подходила к инструменту. Параллельно я снимала свою игру на камеру, экспериментировала как с классическими, так и современными музыкальными произведениями. Но видео никуда не выставляла. Идею показать своё творчество предложила моя подруга. 
 
Я начала записывать видео, на которых играла знакомые многим песни популярных групп и исполнителей. Этим хотела разрушить стереотип, что цимбалы – народный инструмент, на котором разве что польку можно сыграть. Никто и не думал, что песни Scorpions («Скорпионс»), Леди Гаги, заставку из «Следствие вели с Леонидом Каневским» и прочие композиции так ярко и красиво звучат на цимбалах, будто эта музыка для них и написана. 
 

@serzholya_music #cimbalom #cover #цимбалы #top #evanescence #rec #livemusic оригинальный звук - Olga Serzhankova

Мне хочется верить, что я, а также мои друзья-музыканты, с которыми я снимаю видео, меняем представление об инструменте. У зрителей просыпается интерес к цимбалам, рушится стереотип о том, что народные инструменты – это прошлый век. 
 
Оставить комментарий (0)