Даниил Крамер – талант многогранный. Джазовый пианист, композитор, худрук фестиваля «Джазовая весна», лауреат Европейской премии им. Густава Малера, других престижных конкурсов. Но говорить с ним интересно не только о музыке.
Татьяна Уланова, АиФ: - Даниил Борисович, вы говорите, что культура – щит, помогающий оставаться человеком даже в очень тяжёлые времена. Но музыка, поэзия, живопись эфемерны. Какой из них щит?
Даниил Крамер: - Обычно я привожу в пример классическую эллинскую культуру, основы которой – гармония, целостность, красота – являются для нас ориентирами. Эллины считали настоящим воином не только того, кто хорошо владел копьём, мечом и мог выстоять в бою. Но того, кто помимо этого умел играть на кифаре и писать стихи. Потому что культура и вера подскажут воину, против кого повернуть меч. Стоять насмерть или убежать. Предать или не предать.
Сегодня маркером «свой – чужой» является «мягкая сила»: культура, вера и язык. С их разрушения начинается разрушение любой страны изнутри.
Душевный стриптиз
– Но могут ли музыканты и актёры помочь, когда армии воюют, а политики не могут договориться?
– В культуре есть люди культурные и антикультурные. Потому что внутри культуры есть антикультура. Чем тяжелее времена, тем более мощной становится сила культуры и тем страшнее битва между культурой и антикультурой. Например, СССР никто не мог разрушить снаружи, но сделали это изнутри - в 1991-м. И прежде всего с помощью культуры и идеологии.
– К счастью, несмотря на сложные времена, люди по-прежнему ходят на концерты классической музыки. Хотя публика в разных странах наверняка разная.
– Одинаковой публики нет даже в соседних городах. Но если люди пришли на концерт, я заведу и горячего финского парня, и холодного итальянского синьора. Вопрос, как выйду на сцену – как ремесленник или как музыкант, с «душевным стриптизом». Я ведь на сцене раздеваю свою душу. Хотя и не сформулирую, что такое душа. Человек зачастую сам себе лжёт. А музыкант и актёр становятся великими, когда перестают врать на сцене, надевать маску. Вот если они искренние, начинается магия.
– А как можно «раздевать душу», играя не в солидном концертном зале, а в джаз-клубах, где люди слушают музыку за столиками, гремят вилками?
– А я, знаете ли, стараюсь заставить людей не греметь вилками. Когда-то отказывался играть в клубах и ресторанах по этой причине. Но теперь выступаю там очень часто. И если кто-то из слушателей ест, пьёт во время игры, то делает это очень аккуратно. Люди ведь видят, что я играю не фоновую музыку под пиво, а полноценный концерт.
Поэтому, если слышу стук вилки, виню не человека, поедающего бифштекс, а себя – значит, мне не удалось завоевать этого зрителя.
Средство от депрессии
– Вы редкий самоед!
– Однажды я играл в престижном джазовом клубе в лондонском Сохо. Там потогонная система – два концерта подряд по полтора часа. Но людей запускают за полчаса до выступления, ставят им то, что заказано в билете (в стоимость входят пицца, кофе, бокал шампанского). Минут за пять до концерта на столах остаются только напитки. И начинается концерт. Но наши люди иногда хотят во время игры музыканта тихонечко есть тортик. Хотя должен вам гордо сказать: примерно 90% моих слушателей едят всё-таки до или после выступления. И я стараюсь взять их внимание и их души. Каждый клубный концерт для меня своеобразный вызов. Многие музыканты переживают периоды, когда кажется: уже не так играю… Бывает, после неудачного концерта наступает депресняк, думаешь: пора уходить со сцены. И ведь знаешь, что это надо просто пережить. А тяжело. Ни спать, ни есть не можешь.
– Как выкарабкиваетесь?
– Время лечит. Но главное средство от депрессии – удачный концерт. Поэтому настраиваюсь на следующее выступление, чтобы снова поверить в свои силы. Хотя публика о «неудачном» выступлении и не догадывается.
– В марте у вас запланирован концерт в честь 40-летия гастрольной деятельности. А каким было её начало?
– Я только окончил институт, стал солистом Московской филармонии. И меня отправили в… Тимирязевскую академию играть рапсодию Листа учёным после симпозиума. Я совсем молодой, но правила в меня вбиты намертво: приехать за два часа, разыграться, договориться с инструментом… Приезжаю и слышу: «А вы, собственно, зачем?» – «Листа играть». – «Это через два часа». – «Надо же разыграться». – «Да? Ну вот вам чашка чая, ждите»… Первое показательное выступление. Я весь переволновался: «Господи, а вдруг тут забуду, там ошибусь?» Чуть с ума не сошёл. Ну позвали меня наконец. Сажусь за рояль, беру первые ноты, пытаюсь правой ногой нажать на педаль и понимаю, что её… нет. Видимо, педальную лиру отдали в ремонт. Но как играть Листа без педали?! До сих пор не понимаю, как дожил до конца рапсодии. Таким было начало. И вот уже 40 лет пролетели…
Рабочий вопрос
– Когда вы играете, кажется, что не слышите и не видите публику, полностью уходя в себя. Это так на самом деле?
– Бывают моменты транса, полного забытья. А бывает, желаешь транса, а он не приходит, и понимаешь, что сегодня не тот концерт, который ты хотел бы. Мы ведь не работаем под фанеру... Иногда в зале мешает один человек. И тогда приходится закрывать глаза, чтобы не видеть равнодушную физиономию, которая не даёт чувствовать публику.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть