Он писал музыку к спектаклям и фильмам, сочинял эстрадные хиты, руководил своим биг-бендом (ВИО-66), организовывал джазовые фестивали...
Aif.ru cобрал интересные факты о композиторе Юрии Саульском, 95-летие со дня рождения которого отмечается 23 октября.
«Стилягами мы не были»
С выбором профессии Саульский определился в детстве — в доме всегда звучала музыка. Бабушка выступала с Шаляпиным и Собиновым, отец был пианистом, мать и отчим пели в хоре. А самыми любимыми пластинками у Юры были джазовые.
В музучилище при Московской консерватории он учился у Елены Фабиановны Гнесиной по классу фортепиано. Ему прочили большое будущее, хотя в то время Юра страстно любил футбол. Однажды он порезал палец, началось заражение крови. Руку врачи спасли, а палец уже не сгибался. О пианино пришлось забыть.
Тем не менее в эвакуации в Сибири Саульский поступил в военно-музыкальное училище по классу валторны, и на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года играл в сводном оркестре Московского военного округа. Обучение игре на валторне продолжил в московском музучилище. Позже поступил в консерваторию, чтобы стать композитором. А по вечерам с друзьями выступал в популярном «Коктейль-холле».

Профессора консерватории думали, что Саульский станет успешным академиком-музыковедом. А он выбрал полузапрещенный джаз. И это при том, что еще в 1946-м в СССР запретили некоторые музыкальные инструменты, слово «джаз» считалось чуть ли не ругательным, а джазовые оркестры переименовывались в эстрадные. Позже тот период назовут эпохой разгибания саксофонов.
Но все эти трудности молодого джазмена не останавливали. Саульский работал музыкальным руководителем оркестра Дмитрия Покрасса. С джазовым оркестром Эдди Рознера снялся в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Спустя год музыканта пригласили руководителем молодежного биг-бенда ЦДРИ.
На первом в СССР международном джазовом конкурсе, проходившем в Москве в 1957 году в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, коллектив Саульского был удостоен серебряной медали. Но в «Советской культуре» вышла статья «Музыкальные стиляги»: «Пагубный в искусстве пример утери самостоятельного творческого облика представляет собой, в частности, молодежно-эстрадный оркестр ЦДРИ, руководитель — Ю. Саульский. И манера исполнения — крикливая, грубая, физиологическая, рассчитанная на дешевый, “чисто джазовый” эффект. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках». Саульского объявили персоной нон грата, музыкальным антисоветчиком и лишили официальной работы. Хотя, как говорил он позже: «Никакими стилягами мы не были». Несколько лет композитор выполнял частные заказы по аранжировке и писал музыку к фильмам.
Развелись интеллигентно, без скандалов
В конце 1963 года случилось событие, которое теперь можно вполне назвать эпохальным: Михаил Танич принес Юрию Саульскому листочек с текстом. Композитор сел к инструменту и быстро сочинил запев и припев. Когда они показали песню в радиопередаче «С добрым утром!», там сказали: «Это шлягер!» Так и вышло. После того как Тамара Миансарова исполнила песню «Черный кот», на Саульского обрушилась невиданная слава. Хотя коллеги не понимали: «Юра, как ты мог?! Ты же серьезный музыкант!»
Более «весомые» обвинения выдвигали к тексту Танича. Однако вскоре песня зазвучала на польском, чешском, немецком языках. В группе «Браво» «Черного кота» пели четыре вокалиста. Потом её исполняли «Доктор Ватсон» и Марк Тишман. Звучала композиция и в художественных фильмах. А три года назад в сказке «Иван Царевич и Серый Волк 4» ее спел Михаил Боярский. Один из первых советских твистов, «Черный кот» актуален и сегодня, спустя 60 лет.
В 1966 году Саульский создал ВИО-66. «Это был биг-бенд: пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и ритм-секция плюс вокальный октет, который свинговал вместе с оркестром», — вспоминал он. За четыре года коллектив объехал всю страну. В составе были Алексей Козлов, Игорь Бриль. В вокальной группе пела Валентина Толкунова.
Толкуновой тогда было 20, Саульскому — 38. Для нее это была первая большая любовь, не любовь даже — настоящая страсть. А у него подрастали двое сыновей. Тем не менее они поженились, Валя думала — проживут вместе до конца дней. Но вышло лишь пять лет. Благодаря первому мужу Валентина стала той певицей, которую любили потом несколько поколений слушателей. Расстались они из-за его измены. Развелись интеллигентно, без дележки имущества и скандалов. И продолжали сотрудничать.
«Почетный строитель Москвы»
От Толкуновой Саульский ушел к актрисе Валентине Аслановой. Брак продлился 4 года. Очередной женой музыканта снова стала актриса — Ольга Селезнева, родившая музыканту близнецов — Романа и Анну. И лишь с музыковедом, редактором Татьяной Каревой Юрий Сергеевич остепенился.
Разводясь с женами, композитор каждой оставлял кооперативную квартиру, за что друзья в шутку называли его «почетным строителем Москвы». Со всеми «бывшими» он сохранял добрые отношения.

В 1980 году во многом благодаря Саульскому вышла из подполья рок-музыка — композитор стал одним из организаторов первого советского рок-фестиваля «Весенние ритмы» в Тбилиси. Многие рокеры тогда впервые вышли на официальную сцену.
В 1990-е Саульский был президентом Международного джазового ангажемента, проводил джаз-фестивали, участвовал в концертах.
Он написал больше сотни песен, музыку к 39 фильмам и 10 спектаклям. Но болезнь глуха и слепа, ей все равно, кого выбирать — строителя, учителя или талантливого композитора. В 2001-м Саульскому сделали операцию по удалению опухоли на шее. Но она прошла неудачно — был задет глотательный нерв.
28 августа 2003 г. Юрий Сергеевич ушел в другой мир. За два месяца до 75-летия и за полгода до серебряной свадьбы. Незадолго до ухода композитор признался: многое из того, что хотел, он сделал. «Когда что-то удавалось, был счастлив. И не могу сказать, что моя жизнь не сложилась».
Их «Лодочка» не разбилась о быт. История любви Пахмутовой и Добронравова
Настоящий итальянец. Умер певец и композитор Тото Кутуньо
«Товарищ диктор, берегите голос!». Война и мир Юрия Левитана
«И тут выходит голый Бернес…» Шутки Никиты Богословского нравились не всем
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть