«Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой», «Последнее письмо» («Гудбай, Америка!»), «Прогулки по воде», «Титаник», «Крылья» – на этих песнях выросло не одно поколение. Сам же Бутусов за минувшие годы проделал путь от рока до симфонической музыки.
О том, к чему пришёл, он рассказывает в интервью «АиФ».
Владимир Полупанов, АиФ: — Признаюсь тебе, для меня ты — человек-эпоха. На песнях, которые ты пел в «Наутилусе Помпилиусе», выросло не одно поколение. Я один из них.
Вячеслав Бутусов: — Ты можешь применять такие эпитеты. Но я смотрю на эти вещи исключительно субъективно.
— Вы же начинали как группа, поющая социальные песни...
— Вообще, мы начинали как студенческая художественная самодеятельность. Как говорил Марк Анатольевич Захаров, все мы вышли из художественной самодеятельности.
— Но сегодня ты пришёл к симфонической музыке. Хотя по образованию ты не музыкант, а архитектор. Что за симфоническое произведение ты создал?
— Это симфония, инструментальная оркестровая музыка в чистом виде, написанная на ветхозаветный сюжет про изгнание Адама из рая. На её базе я сделал ещё музыку для балета и оратории, то есть с вокальными партиями хора и солистов. Она называется «Плач Адама». Как известно из Ветхого Завета, Адам раскаялся и около 500 лет молился у врат рая, прося прощения. Его плач проходит лейтмотивом через всё произведение.
— Где можно будет послушать?
— Пока нет договоренности с конкретным оперным театром или оркестром. Мы ее записали в студии с петербургским Таврическим симфоническим оркестром под управлением Михаила Голикова. И опубликуем обязательно в ближайшее время. Обязательно будет премьера, пока не знаю, с кем и когда.
— Для тебя это предмет гордости?
— Конечно. Когда я взял эту огромную папку с партитурами, стало понятно, что это грандиозный труд. У меня ушло на это около 5 лет. Только год ушел на то, чтобы записать оркестр.
— Как ты это делал, ведь ты не музыкант по образованию, а архитектор?
— Я музыку слышу, напеваю ее на диктофон, а затем уже прописываю в демонстрационном варианте с помощью специальной компьютерной программы, где есть все оркестровые звуки. Поэтому мне легко представить, как она должна звучать. Моя задача была только зафиксировать ее. А потом я привлекал специалистов — оркестровых аранжировщиков, хоровых, дирижера и т. д. За партитуры отвечал Игорь Грибков — дирижёр молодёжного хора Радио и ТВ Санкт-Петербурга. За звук отвечал Сергей Соколов из Мариинского театра. Мы работали в студии ЛенДок. Помимо всего, я консультировался и с представителями духовной семинарии и с духовными отцами, монахами. Они меня просвещали. Сначала написал либретто — то есть историю.
Потому что музыка вещь абстрактная. Начинается история с того, что открываются огромные ворота рая, оттуда исходит ослепительный свет. Безмятежные картины рая постепенно сменяются тревогой, и музыка становится всё более тревожной. Надеюсь, мне удалось передать через музыку ощущение невыносимой скорби.
— Ты научился эту тревожную реальность правильно воспринимать?
— Надеюсь. Финал у меня заканчивается позитивно. Вера, надежда, любовь — это, собственно, то, что ведет нас к тому положительному образу жизни, который мы себе рисуем. Человек по идее должен быть безгрешным, чтобы быть счастливым и безмятежным. Жить без страха и без боли. Но чтобы быть безгрешным, нужно очень постараться.
— Когда ты встретил свою супругу Анжелику и у вас появились дети, ты сильно преобразился. Так ты обрел веру, надежду и любовь?
— Я с тобой согласен. Когда мы встретились с Анжеликой, наступил переломный момент в моей жизни. Постепенно я почувствовал тот самый элемент рая. Любовь действительно творит чудеса. Твоя жизнь и мир вокруг могут измениться до такой степени, о какой ты себе даже не представлял. Это трудно объяснить словами, нужно почувствовать. А для того, чтобы в этом убедиться, нужно обрести веру, опору. И не сомневаться. Я уверен, что человеческая жизнь может быть иной, без войн, болезней.
— Чем тебя так привлекла история Адама, изгнанного из рая?
— Во-первых, это одна из самых трагических страниц в истории человечества. Смотришь на всё, что происходит с точки зрения современного человека, и понимаешь, что история человечества могла бы выглядеть не так трагично, как сегодня. А во-вторых, это очень крутое начало — в начале пути лишиться рая и подвергнуться искушениям, напастям, испытаниям. Мне эта тема помогла как-то посмотреть на то, что сегодня происходит в мире. Я понял, что вариантов нет.
— В каком смысле?
— Я очень чувствительно воспринимаю все, что происходит в мире. Чтобы не развилась паранойя, нужно было найти какое-то объяснение происходящему.
— И какое объяснение ты нашёл?
— В симфонии это всё есть. На примере ветхозаветной истории я то и объясняю. Мы вышли из безопасной зоны из-за того, что совершили неправильный поступок. И оказались в опасной зоне. Все трагедии в истории человечества — результат нашей беспечности.
— На днях посмотрел замечательный сериал «Благие знамения» про дружбу ангела и демона. В любом человеке, как мне кажется, намешано и дьявольское, и божественное.
— Безусловно. Как говорят святые отцы, на территории человеческой души происходит духовная брань между демонами и ангелами. Они бьются за человеческую душу, потому что она является божественной частичкой.
— Но почему именно сейчас произошло такое обострение между божественным и демоническим?
— Битва между добром и злом происходит постоянно и непрерывно. Но когда в нас божественная частичка (любовь) угасает, начинают развиваться безобразия более активно. И демоническое берет верх.
— Погружаясь в биографии разных музыкантов с мировыми именами, можно увидеть, что у них было огромное количество грехов — беспорядочный секс, наркотики, алкоголь. И при этом люди создавали великие музыкальные произведения, песни, которые живут веками. И мы питаемся ими как божественной энергией. Как это объяснить?
— В каждом человеке есть талант — божественное топливо, которым мы питаемся с первых лет жизни. Пока ты молодой, этот источник в тебе более полный. А потом он иссякает. Нужно себя подготовить к тому, что придется жить без этого «бензина». Потому что мы его просто бездумно растрачиваем. Дьявол крадет у человека божественную энергию.
— Я верю в Бога. Но фанатично верующие люди меня настораживают, честно говоря. Как ты находишь баланс между обычной мирской жизнью и молитвами?
— Пока не нашёл, но пытаюсь искать. Чем ближе человек к Богу, тем больше у него искушений от дьявола. Известно же, что больше всех страдают монахи, которые круглосуточно молятся. На них искушения сыплются непрерывным потоком. Как тут можно держать баланс? Продолжать молиться. По-другому никак.
— Некоторые музыканты утверждают, что времена нынче не творческие, но при этом другого времени для того, чтобы жить и творить, у нас не будет. А тебе как кажется?
— Я согласен с тем, что другого времени у нас не будет. Так всегда было. Я родился в 1961 году. Мне скоро будет 63 года. И на протяжении всей своей жизни я наблюдаю непрерывную череду человеческих конфликтов. Понятно, что время сложное. Любые переживания внутри нас трансформируются в какие-то мысли, а потом конвертируются в тексты, музыку, картины, кино, спектакли. Если проанализировать нынешние произведения искусства, заметно, что наступили тревожные времена. Суть творчества и заключается в том, чтобы отразить картину мира. Высшее проявление творчества — это созидание чего-то полезного. Не просто так нагромоздить чего-то, а сделать по-божески.
— В какой-то момент ты отказался исполнять песни «Наутилуса Помпилиуса». А потом возродил программу с этими произведениями. И сегодня продолжаешь их петь. А что ты переживал на пике популярности группы, когда у тебя была абсолютная власть над зрителями и слушателями? И как сегодня воспринимаешь тот период и те песни?
— В тот период всё происходило очень сумбурно и неупорядоченно, мне трудно сейчас восстановить целостную картину. Но точно могу тебе сказать, что я не ощущал никакой власти над людьми. Для меня это было как стихийное бедствие, бурный поток событий, которыми я не способен был управлять.
— И что даже не заработал в этот период приличных денег? Деньги — ведь тоже власть.
— Когда «Наутилус» прекратил свое существование, я в наследство получил многоканальный магнитофон. А наличных у меня никогда много не было, особенно в тот период. Такие были времена.
— Как ты сегодня относишься к деньгам?
— Прагматично. К сожалению, без них невозможно. Во-первых, я отец большого семейства и по-прежнему основной кормилец. Поэтому к работе отношусь как к ремеслу, которое кормит меня и мою семью.
— Музыка всю жизнь была для меня — высшей формой божественной энергии. А для тебя?
— И для меня тоже. Музыка — самый интересный и самый абстрактный вид искусства, который дарован человеку. Музыка в чистом виде, без слов, способна нести и дарить такие эмоции, которые сложно передать словами. В этом ее божественная сила. Поэтому для меня сочинение музыки — самый радостный момент. Когда пишу музыку, я самый счастливый человек.
— Как думаешь, чем всё это закончится?
— Однажды в интервью такой вопрос задали Джону Леннону. Он сказал: «Все закончится хорошо. Если вы видите, что вокруг нехорошо, значит, еще не закончилось».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть