195

Официант, унесите! Разбираем конфликты в местах общественного питания

"Аргументы и факты" в Беларуси № 47. Буря небо кроет... Магнитная 21/11/2023

На что имеет, а на что не имеет права посетитель кафе, ресторана, столовой и пр.? Разбираемся в типовых жизненных ситуациях с помощью экспертов.

ЗА ССОБОЙКУ  ДОПЛАТИТЬ?

На вопросы читателей «АиФ» отвечает юрист Юрий ГОТОВКО.

  • Заказал много еды, больше половины не съел, попросил официантку завернуть блюда с собой. В принесенный мне счет включили стоимость упаковки  1 рубль. Допустимо ли брать деньги за упаковку? Е. Новиков, Сморгонь

 Да. Бесплатно предоставлять посетителю контейнер заведение не обязано.

  • Часто персонал заведений в холодное время года просит клиентов снять теплую одежду и оставить ее на вешалке при входе в бар, кафе или ресторан. А если ее украдут или порвут, кто будет платить? Д. Бабич, Береза

 Если одежда сдается не в гардероб, в котором выдают жетон, то заведение за сохранность вещи ответственности нести не будет. В случае если одежду украдут, порвут, вымажут и т. д., ущерб будет возмещать причинитель вреда. Если же на месте виновного найти не удалось, обратитесь с заявлением в милицию.

  • Принесли счет за ужин. Я достал карточку, и тут вдруг выяснилось, что в заведении оплата по терминалу сегодня недоступна. Наличных у меня с собой нет. Что делать в данной ситуации? Могу ли я просто уйти? М. Лис, Туров

 Нет. Сотрудники заведения должны заранее, до того как посетитель оформит заказ, предупредить о том, что оплата безналичным способом невозможна по техническим причинам. Если же это выяснилось лишь в процессе расчета, сотрудники должны предложить вам альтернативные способы оплаты. Например, вы можете сходить в ближайший банкомат для снятия наличных либо же перевести деньги на карту кому-нибудь из сотрудников, а тот заплатит наличными. Уйти, не оплатив счет, нельзя  это будет расцениваться как противоправное действие.

Сохраните чек

  • Заказала в кафе свой любимый салат, попробовала  сделали плохо, невкусно. Попросила не включать в счет, однако официант мне отказал. Почему я должна платить за блюдо, которое плохо приготовлено? А. Смирнова, Орша

Вкус  категория абстрактная, поэтому если вам не нравится сочетание продуктов, то вины заведения здесь нет. Если все ингредиенты, указанные в меню, присутствуют в салате и они свежие, значит, продавец (заведение) выполнил свои обязанности добросовестно, поэтому заказ придется оплатить. Другое дело, если, например, в салате пережарили курицу, а заведение своей вины не признает. Обычно в таких случаях по требованию клиента блюдо просто меняют. Если же найти общий язык с представителем заведения не удалось, вы имеете право написать жалобу в книгу замечаний и предложений, при этом оплатить блюдо все равно придется. Чтобы в итоге добиться возврата денег, нужно будет сохранить чек, подтверждающий оплату, и отнести мясо на экспертизу продуктов питания, где определят степень прожарки.

  • Заказали в ресторане бутылку вина. Заказ принесли, но с дефектом бутылки. Заметили только тогда, когда официант ее уже открыл. Должны ли в таком случае заменить бутылку? В. Степаненко, Заславль

 В зависимости от степени дефекта бутылки. Если наличие дефекта существенно влияет на безопасное использование бутылки (например, на ней есть режущиеся и осыпающиеся частицы стекла, острые швы и заусенцы, сколы) и мешает ее использованию по функциональному назначению, то бутылку должны заменить. Если же дефект незначительно ухудшает эстетическое восприятие внешнего вида бутылки, но не влияет на использование (например, волнистость стенок корпуса, потертости), ее могут не заменять.

НЕСЪЕДОБНОЕ В СЪЕДОБНОМ

На вопросы отвечает юрист Мария ЩУРКО.

  • Что делать, если в ресторанной еде оказался волос или другой посторонний предмет, быть которого там не должно? Е. Казаченок, Вилейка

 Если в заказанной еде вы обнаружили посторонний предмет или другой недостаток, то вправе требовать их устранения, уменьшения цены, замены блюда либо просто можете отказаться от оплаты.

В кафе, ресторане и т. д. вы являетесь потребителем. Отношения между заведением и потребителями регулируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а в соответствии с ним вы имеете право на надлежащее качество и безопасность товаров. Если заведение настаивает на оплате блюда, оно нарушает Закон «О защите прав потребителей», в таком случае вы можете обратиться в общество защиты прав потребителей либо в суд с исковым заявлением.

  • После окончания ужина попросил официанта принести счет. Ожидаю уже больше 30 минут, счет не несут. Можно ли в таком случае просто уйти? П. Заборонок, Могилев

 Уйти, не заплатив, посетитель не имеет права. После заказа блюда между рестораном и потребителем считается заключенным договор, и если блюдо было надлежащего качества, посетитель обязан оплатить его. Если вы долго ожидаете счет, а вам его не несут, еще раз обратитесь к официанту либо к администратору заведения. Также в связи с длительным ожиданием вы можете потребовать книгу замечаний и предложений.

  • Официант не удержал стакан и пролил напиток, часть попала на платье. Должен ли ресторан оплатить его химчистку, а если она не поможет  возместить стоимость платья?

 Да, посетитель вправе потребовать от ресторана возмещения причиненного ему ущерба, так как при повреждении либо порче имущества возникают гражданско-правовые отношения. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь гражданин либо юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Заключили договор

  • Сделал в кафе заказ, ожидаю его час, уже и аппетита никакого нет. Могу ли я уйти, не дожидаясь заказанных блюд?

– Сделать заказ и уйти, не заплатив, нельзя. Когда посетитель сделал заказ, между ним и рестораном заключается договор, в соответствии с которым ресторан обязан оказать услугу потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать на условиях, согласованных сторонами. Посетитель вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

  • Заказал в ресторане морепродукты, принесли блюдо, от которого исходил ужасный запах явно несвежей еды. Аппетит испорчен. Имею ли я право не оплачивать это и остальные заказанные блюда? Е. Бойко, Сморгонь

 Если заказанная еда несвежая, то посетитель имеет право не оплачивать данное блюдо, так как в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребителю должна быть оказана услуга надлежащего качества. Однако другие блюда надлежащего качества и безопасные для здоровья посетитель обязан оплатить.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно