Слово «абьюзер» уже давно никого не удивляет: все мы прекрасно знаем, кто это. Но выявить такого человека бывает довольно сложно, особенно когда речь идет не о физическом, а психологическом насилии, и исходит оно от начальника. Психолог Денис Макаровский попробовал объяснить, как же вычислить несносного босса и работать с ним.
Тактика абьюзера
При первой встрече с абьюзером обычно создается впечатление, что вы нашли родственную душу. Он эмоционально вовлекается в общение, ничего не требуя взамен, подчеркивает положительные качества, преувеличивает достижения и постепенно становится «монополистом» ваших позитивных переживаний. Одновременно им ведется «работа» по отчуждению собеседника от его ближнего и дальнего окружения. В ход идут сплетни, наговоры, рассказы о жертве за ее спиной. Постепенно друзья и близкие отворачиваются, прерывают общение. Вы изолируетесь от окружающих, но пока не слишком переживаете по поводу перемен. На этом этапе вам достаточно обратной связи и эмоционального отклика, который вы получаете.
В случае начальника абьюз проявляется в виде лояльного отношения к новичкам. Руководитель обещает комфортные условия труда и достойную оплату, выделяет профессиональные качества сотрудника. Может проводить сравнение с коллегами в его пользу, спокойно рассказывать об их промахах и низкой квалификации, чтобы новый работник ощутил свое превосходство. Такое отношение обычно сильно подкупает, но в результате за него приходится дорого платить.
Изгнание из «рая»
Как только человек лишается своего привычного окружения и полностью попадает под влияние абьюзера, последний резко «перекрывает» эмоциональный поток. Начальник перестает видеть в подчиненном идеального сотрудника. Неожиданно обнаруживается, что работник совершил много профессиональных промахов и не заслуживает похвалы. Абьюз может затрагивать не только психологическую, но и финансовую сферу: руководитель отказывается выплатить зарплату в обещанном объеме или лишает премии без веского основания.
Естественно, человек оказывается в замешательстве, так как до конца не понимает причины резкой смены отношения к себе. Он пытается вернуть репутацию, «реабилитироваться» в глазах босса, но тщетно. С этого момента начинаются манипуляции. Начальник выставляет новые условия, дозированно выдает положительные эмоции, требуя от подчиненного все больше и больше усилий.
При этом абьюзеры нечувствительны к личным границам. Звонки в выходные по рабочим вопросам, откладывание решения важных вопросов на конец дня, в результате чего сотрудник вынужден засиживаться на работе допоздна, отказ принимать коллег под предлогом занятости — наглядные примеры того, что руководитель-абьюзер не рассматривает окружающих как личностей, у которых есть свои границы и права. Он может манипулировать их временем, провоцировать на выбор между работой и семьей, грозя увольнением. В арсенале начальника найдется много приемов, позволяющих унизить сотрудника и указать ему на его недостатки, чтобы вызвать чувство вины.
Приемы несносного босса
Вы наверняка подвергаетесь абьюзу на работе, если руководитель принуждает вас выполнять работу, которая не относится к вашим прямым обязанностям, манипулирует временем (заставляет часами дожидаться приема, оставаться допоздна на рабочем месте и т. д.). Еще один признак — босс не выплачивает зарплату или премию в положенном объеме и обесценивает достижения, не принимает во внимание конструктивные предложения или присваивает эти идеи себе. И, конечно, все абьюзеры не дают подчиненным развиваться профессионально и часто используют газлайтинг: выдают какие-то указания, а затем утверждают, что этого не происходило, т. е. работника пытаются убедить в неадекватном восприятии реальности.
Такое поведение позволяет руководителю путем манипуляций не платить подчиненным за их работу в полном объеме, но при этом требовать ее качественного выполнения. Чем дольше сотрудники находятся в служебных отношениях с таким боссом, тем сильнее у них развито депрессивное состояние. Они буквально чувствуют себя выжатыми как лимон, но зачастую не понимают причины психологической подавленности.
Распознаем абьюзера при устройстве на работу
Устраиваясь на новую должность, присмотритесь к поведению руководителя и расспросите будущих коллег о том, какой в коллективе сформировался микроклимат. Есть несколько признаков, по которым можно сразу распознать абьюзера и точно решить, стоит ли начинать с ним сотрудничество:
- при первой встрече вас хвалят, превозносят ваши достижения без видимого на то основания;
- к новичкам относятся лучше, чем к коллегам со стажем;
- в коллективе вам намекают, что начальник — человек настроения, вспыльчивый, непостоянный, нужно стараться ему угодить.
Эти «симптомы» указывают на то, что руководство предпочитает вести нечестную игру с сотрудниками. Начальник может себе это позволить, ведь ему все подчиняются по должности. Но вступать ли в эту игру, каждый решает для себя сам.
Как защитить себя
Если не хотите стать жертвой абьюза, не реагируйте на похвалу эмоционально, а в оценке своих достижений опирайтесь более чем на два источника. Следите за исполнением обязательств со стороны работодателя и требуйте доплаты, если вас вызывают в выходные или оставляют работать сверхурочно. Отказывайтесь выполнять действия, не входящие в круг ваших прямых обязанностей, или просите компенсацию за потраченное время. Настороженно относитесь к коллегам, которые говорят плохо о людях в присутствии других.
Конечно, такая эмоционально нейтральная позиция не позволит сработаться с начальником-абьюзером. С большой долей вероятности с работы придется уйти. Но выбранная тактика обеспечит вам психологическую, социальную и эмоциональную защищенность.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть