2588

Страшное время. Виктор Гурьев – о военном лихолетье и сценической карьере

"Аргументы и факты" в Беларуси № 19. З Днём Перамогi! 08/05/2018

В советское время было не принято делиться рассказами о том, что людям приходилось преодолевать, чтобы остаться в живых. И о сложной судьбе заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Федоровича Гурьева, блиставшего на сцене Национального академического Большого театра оперы в 1960–80-х годах ХХ века, мало кто из коллег знал.

«Яркие» впечатления

В истории семьи Виктора Гурьева есть некоторые тайны, которые тщательно сберегались в свое время: далекий предок был связан с фамилией графа Гурьева, один из прадедушек был священником и уехал после революции за Урал, а потом оказался в Украине.

Родился Витя Гурьев 11 августа 1926 года на Житомирщине в Украине в большой дружной семье, где воспитывали 12 детей.

- Это было страшное время: годы становления молодой страны, коллективизация, поэтому вспомнить о своем детстве что-то светлое и радостное очень сложно, - признается Виктор Федорович. - Тогда происходила ломка вековых устоев, традиций: хорошие дома, в которых жили из поколения в поколение, разбирали и строили общие конюшни, амбары, где хранили колхозное зерно. Частная собственность вмиг стала общей. У людей словно выбили из-под ног почву… А еще из ярких впечатлений детства - голод. Зимой нашу семью от голода спасала корова, а весной, когда на поле поднялся хлеб, папа стал отлучаться по ночам. Я тогда не знал, куда он уходил, но по утрам на столе стояла каша, похожая на кисель. Это было самое вкусное блюдо в моей жизни, которое мама готовила из зернышек молодых колосков. Потом наша семья перебралась на Донбасс, спасаясь от голода и нищеты. Но мы снова попали в тяжелейшие условия. Папа устроился на шахту, получал за свою работу гроши.

Не мечтал о сцене

В нашей семье все очень хорошо пели, обладали прекрасными голосами: у папы и братьев были баритоны, высокие басы. У меня в детстве тоже был красивый голос - высокое сопрано. Но тогда же никто не стремился попасть на оперную сцену, стать знаменитостью.

На Донбассе в шахтерских поселках возводили много домов культуры, в которых были свои духовые оркестры и хоровые коллективы. Также проводилось немало смотров самодеятельности, в которых папа принимал участие. А когда мне было десять лет, я впервые в составе семейного хора на смотре самодеятельности вышел на сцену. После нашего выступления зал взорвался аплодисментами, овации долго не стихали. Но тогда мне было не понять, что такое сцена, аплодисменты, зрительская радость…

Годы войны

Война застала нашу семью на Донбассе. В 1942 году мы эвакуировались на Дон, и эти потоки людей, домашнего скота враг расстреливал из пулеметов, бомбил с неба, подлетая настолько низко к земле, что были видны злобные лица в самолетах. Не могу забыть, как лунной ночью было жутко от шелеста бумаги: люди рвали документы, чтобы они не попали в руки фашистов. Я очень жалею, что пришлось уничтожить фотографию брата в военной форме, потому что за нее могли убить.

…Во время эвакуации мне запомнились купола церкви в золотых лучах солнца. Я не знал, что это за местность. Уже будучи солистом оперы, в 70-е годы, приехав на гастроли в Ростовскую область, в Новочеркасск, обомлел: это был тот самый храм - церковь донского казачества, которая во время войны была для меня ориентиром. Так я невольно вернулся в то страшное время.

Знаете, а ведь я никому из коллег не рассказывал о своих переживаниях, о том, что был в этих местах во время войны и видел, что тут происходило. Тогда это было не принято. Молчал и о том, что случилось со мной дальше: меня угнали в Германию за юмористический стишок про полицаев и фашистов. Это очень длинная и печальная история… Сколько я, мальчишка, оторванный от дома, от семьи, слез выплакал - не помню. Да и кому нужны были мои слезы? У каждого было свое горе. И если опять говорить о ярких впечатлениях, то я до сих пор не могу забыть такую картину: когда состав ехал по территории Польши, в щелочку я увидел дом, лужайку и девочку, которая пасла корову. Вы не представляете, как я завидовал тогда той девочке! Этот «кадр» на всю жизнь остался в моей памяти… Конечной точкой был город Эрфурт, где располагался концлагерь, из которого узников водили на работу на завод «Олимпия». Я работал в штамповочном цехе. Когда уже после войны как бывший малолетний узник ездил в Германию, узнал о том, что фабрика была ликвидирована, а на ее месте построили… что бы вы думали? Оперный театр…

Стал музыкантом

В 1945 году из лагеря нас освободили союзники. После фильтрации и проверок «смершевцами» я стал служить в Советской Армии на территории Германии. Когда начали создавать полковой оркестр, ко мне в стрелковую роту пришли два старшины. «Кто Гурьев?» — «Я!» Меня попросили повторить ритмический рисунок - я повторил. Попросили спеть - спел. «Ты находка для нас!» - «Да не хочу я в оркестр!» Но мне дали понять: не хочешь - все равно спрашивать никто не будет, приведут в музыкальный взвод под конвоем. В оркестре меня спросили, на каком инструменте я хотел бы играть. Мне - не знаю почему - нравился кларнет. И начались мои мучения: я взялся самостоятельно осваивать игру на этом инструменте. Нот я не знал, не понимал музыкальных знаков. Ежедневные двухчасовые занятия принесли свои плоды: я научился издавать на кларнете красивый, ровный звук. А когда начальник Берлинского штаба услышал, как поет рядовой Гурьев, сказал, что мне нужно поступать в консерваторию и заниматься вокалом.

Поскольку в консерваторию без начального музыкального образования не брали, Виктор Федорович поступил в Житомирское музыкальное училище, которое окончил с красным дипломом. Это дало возможность поступить в консерваторию в любом городе СССР, но Виктор Гурьев выбрал Минск.

У педагогов в музыкальном училище были споры - тенор Виктор Гурьев или баритон. Ему пришлось исполнять те партии - Каварадосси, Паяца, - которые можно петь, только уже имея опыт.

Знаки судьбы

- Наверное, меня спасло то, что я умел исполнять народные песни: благодаря им голос интуитивно приходил в норму. Для многих исполнителей оказалось губительным то, что неправильно решился вопрос их вокальной школы: есть масса нюансов, если ты лирический баритон или баритональный тенор… Когда у певца пропадает голос - это самое страшное! Спасибо судьбе, что на моем пути встретился замечательный врач Николай Трифонович Евстафьев: он филигранно выполнил операцию - и я снова запел!

Виктор Федорович исполнил около двухсот маленьких ролей, чтобы постепенно восстановиться. Учил партии быстро, профессионально, и его  стали занимать во всех спектаклях, где только можно было. Так артист приблизился к ведущей роли Князя в «Русалке», а потом уже в его репертуаре появились Орест, Герман, Дон Базилио, Пинкертон, Каварадосси, Хозе, Отелло, Лыков, Оттавио, Голицын, Микола, Шумский…

Большую роль в творческой жизни Виктора Федоровича Гурьева и его супруги, солистки белорусской оперы Лидии Петровны Шевченко, сыграла Лариса Помпеевна Александровская.

- Когда я прослушивался при поступлении в театр, Лариса Помпеевна - она тогда была художественным руководителем - сказала мне немало добрых слов. Наш разговор состоялся по ее инициативе. Она спросила, как мои дела и когда я смогу приступить к репетиции роли Германа в «Пиковой даме». Я ответил, что у меня проблемы с голосом и, возможно, смогу только года через три. Она меня обнадежила: «Виктор, даже если вы приступите к репетиции через пять лет — театр это устроит!»

Сегодня оперную династию продолжает дочь – солистка Большого театра оперы Беларуси Анна Гурьева. Ее старший брат Анатолий Гурьев тоже известен в мире искусства - он ведущий актер Театра-студии киноактера.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно