Акт первый
Будущая звезда российской и мировой оперы голодает.
- Елена Васильевна, нынешняя молодёжь Великую Отечественную видит словно сквозь туманную дымку. А для вас война была страшной явью. Блокада, обстрелы, студень из варёных ремней - «блокадный деликатес»...

- Эти воспоминания навсегда со мной. Дед умер в блокаду... Рядом с нами была больница, туда свозили трупы. Горы трупов... Сначала было страшно, а потом привыкли. Улицы, конечно, не убирались. Счастье, что Господь послал тогда 40-градусные морозы, и по городу не разнеслось никакой заразы. Поначалу при воздушной тревоге мы бегали в бомбоубежище, перескакивая через трупы на лестнице, а потом уже и не ходили никуда, тоже привыкли, сидели дома и не прятались.
Голод был страшный. Всё, что было из натуральной кожи, - ремни и прочее - варили и ели. Но я очень хорошо помню, как моя бабуля, получая 100 г хлеба на сутки, сумела уберечь кошку... Кенка её звали... Я и сейчас кошек и собак на улицах подкармливаю.
Однажды мы ехали на трамвае, и он вынужден был остановиться: из здания, где была мукомольня, тянулась к Неве целая река крыс - пить воду. Крыс было ужасающе много, и они были такие злые... Да и после войны этих тварей хватало, моя сестра порой в обморок падала от их количества...
Акт второй
Примадонна влюбляется.
- Елена Васильевна, вы очень тяжело уходили от первого мужа - учёного-физика Вячеслава Макарова. Два года, любя другого, сохраняли семью ради дочери... Чем вас покорил дирижёр Альгис Жюрайтис? Красиво ухаживал?
- Да не ухаживал он за мной! И я не ухаживала. Всё случилось в одну секунду, и ничего нельзя было уже изменить. Начался какой-то амок.
- Амок?
- Это когда тебя несёт неизвестно куда и ты не можешь остановиться. Как я говорю, оперетта нас повенчала... Мы с Альгисом тогда именно оперетту исполняли, когда влюбились друг в друга... Без сомнений, весь зал это чувствовал. Была какая-то особая атмосфера, мы купались в любви - и публика тоже... Любовь вдохновляет на творчество и работу. Особенно нас - в опере мы поём про страсть, и, когда всё это сочетается со счастливыми моментами в жизни, это потрясающе...
- На фотографиях вы выглядите идеальной парой. Но, мне кажется, когда две такие большие творческие личности живут в одном доме, конфликтов не избежать.
- Мы и ругались, и спорили. Поссориться могли из-за чего хочешь, как и все пары. Я отстаивала, предположим, свою музыкальную интерпретацию, а Альгис мне говорил, что надо по-другому. Знаешь, когда говорят: у нас всё так хорошо, живём, как два ангела, значит, врут! Всегда есть и ссоры, и примирения. «Болота» у нас никогда не было. Жизнь кипела.
- Ваша дочь Елена Макарова была ученицей великой Монтсеррат Кабалье. Как сложилась её судьба?
- Мы с Ленкой поём сейчас вместе концерты. Я рада, что её всё больше и больше узнаёт русская публика. Елена вернулась в Россию, привезла себе мужа-испанца, родила от него ребятёнка - мою внучку Элию. (У Елены Образцовой также есть внук Александр Макаров 1988 г. р. - Ред.) Девочка занимается балетом, очень музыкальна, замечательная растяжка. Хочу показать её в театре, но немножко позже, пока что она совсем малышка. Но я не хотела бы, чтобы внучка стала профессиональной балериной, очень тяжёлый это труд. Говорит Элия на трёх языках - на русском, каталонском, испанском. Так смешно: начинает за здравие, кончает за упокой, начнёт фразу на русском, кончает каталонским.
А учёба... Ленка была счастлива учиться у Монтсеррат, тем более что Кабалье и со своей-то дочкой не занималась.
- Странно...
- Знаешь, нет пророков в своём отечестве! Так же, как Ленка почти никогда не занималась со мной (сейчас только начинается у неё просветление мозгов), так и дочка Монтсеррат тоже у матери не училась никогда. Бежала к другим педагогам.
Монтсеррат очень категоричная, с ней сложно. Я могу мягко-мягко что-то объяснять ученику. А она сразу начинала кричать, ругаться. И Ленка моя её боялась. Может быть, поэтому и выучилась.
Акт третий

Примадонна слепнет.
- Елена Васильевна, был период, когда вы пели только старые оперы. Ваши поклонники недоумевали: почему?
- Я очень люблю велосипеды - порой могла всё лето из седла не вылезать. Но как-то на ровной дорожке чуть не проехала свой поворот к даче, резко затормозила и выпала - прямо бровью на асфальт. Половина лица была такого страшного синего цвета, что я всё лето просидела дома. Я тогда как раз должна была закончить съёмки в фильме «Весёлая вдова», мы выкручивались, как могли... Потом один экстрасенс мне сказал: «Ты никогда - никогда! - не должна ехать в Южную Америку. Там с тобою случится несчастье». Конечно же, судьба мне тут же такую поездку и подстроила - через месяц после падения я полетела в Аргентину исполнять «Аиду». Пою на сцене и вдруг соображаю: я не вижу дирижёра... Одним глазом вижу, другим - нет. У меня случилось отслоение сетчатки глаза. Сделали операцию, после неё началась катаракта в обоих глазах. Я не видела почти ничего в течение 5 лет. Альгис меня водил за ручку всё время. Ну без несчастья не было бы и счастья - эти годы все дирижёры подстраивались под меня, а не я под них. Хоть какое-то удовлетворение, сатисфакция. Но слабое!
Я писала огромными буквами. Когда строчки стали в два сантиметра высотой, моя подружка в Испании сказала: «Больше не могу на это смотреть». И нашла мне врача. Сделали в Барселоне замечательную операцию на один и на другой глазки. Я разрыдалась, когда сняли повязки и я увидела, что птички не серые, а чёрненькие, беленькие, конопатенькие - я за эти годы успела забыть, что мир разноцветный. Разглядывала все рекламные объявления на улице и радовалась: и близко вижу, и далеко, и через улицу. Вот бумажка: наверху сдаётся квартира, и я это тоже вижу... Читала всё время номера на машинах. Для меня это было счастье. Вот так и учишься ценить то, что дано Богом...
- Елена Васильевна, вы никогда не скрывали того, что делаете пластические операции...
- Я делала подтяжки, но сейчас уже нет. Стала бояться анестезии. А вот уколы время от времени делаю, убираю морщинки. И кремами пользуюсь. Считаю, что, даже когда мы старимся, должны следить за собой.
Подготовила Ольга ШАБЛИНСКАЯ
Фото «Фонд Елены Образцовой»
Николай Басков: «Сына не вижу»
Тамара Гвердцители: «Или муж, или сцена»
Две жены, девять детей и миллионы поклонниц. История успеха Фёдора Шаляпина
Никита Джигурда: если бы не Анисина, свалил бы в Тибет и молился
Эдита Пьеха: «Звание народной артистки мне присвоили только с третьего раза»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть