Города советских социалистических республик, в том числе столица БССР Минск, приобретали свой облик в соответствии с определенной концепцией.
Подробности о том, как в первые годы после революции формировался облик населенных пунктов, «АиФ» узнал у искусствоведа, историка архитектуры ХХ века, директора по исследованиям Института модернизма, преподавателя Московской архитектурной школы МАРШ Анны БРОНОВИЦКОЙ.
- Официальным гимном РСФСР и СССР до 1944 года (а БССР - до 1959 г. – Прим.) был «Интернационал». В отличие от французского оригинала, в тексте на русском языке есть следующие слова: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем…» Слова «разрушим и построим» - очень сильная метафора, а также заявка на физическое преобразование земли, страны, городов, - рассказывает Анна Броновицкая. – Если бы ресурсов для «разрушить» было больше, то от наших городов осталось бы намного меньше исторических деталей, чем сохранилось. Потому что строителям коммунизма казалось: будущее гораздо прекраснее прошлого. Метафорика новой земли, чистого листа чрезвычайно важна как отправная точка развития советской архитектуры, в том числе градостроительства. Немаловажно и то, что в названии страны «СССР» нет никакой географической привязки, поскольку революцию планировали распространить на весь мир, который бы стал единым Союзом социалистических республик.
Стратегии и приемы
Советская власть сразу отменила частную собственность на землю и довольно скоро национализировала недвижимость в городах, за исключением небольших построек в частном секторе. Это дало возможность осуществлять радикальные преобразования и реализовывать крупные проекты.
Обкатка стратегий и приемов, которые потом распространялись в других городах союзных республик, в том числе Минске, происходила в Москве.
Идеи градостроительства
В первые годы после революции советская власть допускала и даже поощряла развитие жилищных кооперативов, многие из которых были устроены по принципу поселка-сада, где у каждого дома на одну или две семьи есть свой садик. Одной из особенностей советского градостроительства было обильное и разнообразное озеленение. В центрах городов природу пытались включить в общественное использование разными способами: в парках гуляли, в реках купались и катались на лодках. Но во второй половине 20-х годов произошло изменение идеологии: оказалось, что поселки-сады в чистом виде неприемлемы для советской власти. Что иметь свои дома – это все-таки мелкобуржуазно: советский человек должен жить в больших многоквартирных зданиях. Во дворах должны быть условия для занятий спортом, в пешей досягаемости – обязательно рабочий клуб и фабрика-кухня, освобождающая женщин от приготовления еды. Клуб – это учреждение дополнительного образования, главной функцией которого была ликвидация неграмотности. Там же занимались спортом и музыкой, смотрели кино, спектакли. В начале 20-х, когда рабочие клубы только принялись внедрять, никак не могли добиться их большой посещаемости, потому что люди после работы все-таки стремились домой. В 1926 г. нашли выход: обязали все профсоюзы 10% бюджета выделять на строительство клубных зданий необычной архитектуры, которые привлекали внимание. Но более эффективным оказалось открытие в клубах столовых, где можно было быстро и дешево поесть, а потом приобщиться к чему-нибудь культурному.
В социальную инфраструктуру также входили бани: активно пропагандировалась идея, что их нужно посещать не один раз в неделю, а чаще. В банях можно было мыться, плавать в бассейне, заниматься спортом. В условиях, когда не у всех дома был доступ к горячей воде и ванным, душевые появлялись на производстве, в общественных местах, например, в парках Москвы, устанавливали душевые павильоны.
В архитектуре новых домов принципиально обходились без декора, а балконы были обязательны. Окна большей части квартир выходили на обе стороны, чтобы были сквозное проветривание и обильное дневное освещение. Этот доступ к свежему воздуху и солнечному свету должен был контрастировать с «проклятым темным прошлым», когда, как считалось, рабочие жили в казармах и подвалах. Кроме того, преследовалась практическая цель – победить эпидемию туберкулеза, которая разгорелась в начале ХХ века. Поэтому архитекторы стремились обеспечить приток свежего воздуха и много солнечного света.
Смена стратегий
- Радикальная смена архитектурных стратегий произошла в конце 20-х годов, – продолжает эксперт. - Глубинной причиной стала неэффективность советской экономики: прошло 10 лет после победы революции, а люди все еще жили хуже, чем до Гражданской войны. Раз невозможно обеспечить всех граждан адекватным жильем, можно эту задачу отложить, а вместо этого направить усилия на создание парадных ансамблей, которые будут символизировать достижения нового строя и вдохновлять людей на дальнейшие свершения. Другое важное обстоятельство – победа Сталина над Троцким, который продвигал идею перманентной революции, настаивал на развитии СССР в теснейшей связи с другими странами, в частности способствовал выезду советских архитекторов за границу для обмена опытом. Для Сталина современная архитектура была неприемлема не только потому, что она ему не нравилась, но и потому, что он тесно связывал ее с теми политическими силами, которые раздавил, а потому хотел уничтожить память о них.
В начале 30-х годов началось переобучение архитекторов, за которым последовало формирование нового стиля, основанного на «освоении классического наследия». Одновременно началась масштабная работа по подготовке планов реконструкций городов, которая должна была их превратить в целостные архитектурные ансамбли. Новое строительство было сосредоточено на центральных площадях и магистралях. Все, что оставалось между ними, предполагалось обновить в будущем, когда появится возможность. От исторической застройки должны были остаться только самые выдающиеся памятники архитектуры.
План Минска
План реконструкции столицы БССР был готов только в 1941 году, к его осуществлению не успели приступить. На довоенный облик советского Минска больше всего повлиял архитектор Иосиф Лангбард из Ленинграда, выигравший в 1929 году конкурс на проект Дома правительства. Параллельно с Домом правительства он построил в 1930-1933 гг. здание Театра оперы и балета. В обоих сооружениях черты конструктивизма соединены с отсылкой к классической традиции: их композиции основаны на симметрии и статике. Дом офицеров, спроектированный Лангбардом позже, в 1934 году, когда уже произошел поворот к «освоению классического наследия», имеет выраженную ордерную структуру: фасад оформлен чередой полуколонн, увенчанных аттиком.
После войны план восстановления разрушенного города составлялся при участии московских архитекторов и планировщиков, в том числе одного из основных авторов Генерального плана реконструкции Москвы Владимира Семенова. В результате была сформирована радиально-кольцевая структура, сделавшая Минск более похожим на Москву.
Хозяйка Москвы. Как Екатерина Фурцева до самой верхушки дошла
«Мистер Нет». Как Андрей Громыко стал легендой мировой дипломатии
Уроки прошлого. Что возмущало людей во времена СССР
Маршал, покрытый тайной. Кем на самом деле был Василий Блюхер?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть