3218

Разрушили и построили. Как советским городам создавали новый облик

"Аргументы и факты" в Беларуси № 48. Полезного аппетита! 01/12/2020
Группа архитекторов у строящегося Дома правительства в Минске. 6-й справа – автор проекта, архитектор Иосиф Лангбард, 1931-32 годы.
Группа архитекторов у строящегося Дома правительства в Минске. 6-й справа – автор проекта, архитектор Иосиф Лангбард, 1931-32 годы. Commons.wikimedia.org

Города советских социалистических республик, в том числе столица БССР Минск, приобретали свой облик в соответствии с определенной концепцией.

Подробности о том, как в первые годы после революции формировался облик населенных пунктов, «АиФ» узнал у искусствоведа, историка архитектуры ХХ века, директора по исследованиям Института модернизма, преподавателя Московской архитектурной школы МАРШ Анны БРОНОВИЦКОЙ.

- Официальным гимном РСФСР и СССР до 1944 года (а БССР - до 1959 г. – Прим.) был «Интернационал». В отличие от французского оригинала, в тексте на русском языке есть следующие слова: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем…» Слова «разрушим и построим» - очень сильная метафора, а также заявка на физическое преобразование земли, страны, городов, - рассказывает Анна Броновицкая. – Если бы ресурсов для «разрушить» было больше, то от наших городов осталось бы намного меньше исторических деталей, чем сохранилось. Потому что строителям коммунизма казалось: будущее гораздо прекраснее прошлого. Метафорика новой земли, чистого листа чрезвычайно важна как отправная точка развития советской архитектуры, в том числе градостроительства. Немаловажно и то, что в названии страны «СССР» нет никакой географической привязки, поскольку революцию планировали распространить на весь мир, который бы стал единым Союзом социалистических республик.

Стратегии и приемы

Советская власть сразу отменила частную собственность на землю и довольно скоро национализировала недвижимость в городах, за исключением небольших построек в частном секторе. Это дало возможность осуществлять радикальные преобразования и реализовывать крупные проекты.

Обкатка стратегий и приемов, которые потом распространялись в других городах союзных республик, в том числе Минске, происходила в Москве.

Идеи градостроительства

В первые годы после революции советская власть допускала и даже поощряла развитие жилищных кооперативов, многие из которых были устроены по принципу поселка-сада, где у каждого дома на одну или две семьи есть свой садик. Одной из особенностей советского градостроительства было обильное и разнообразное озеленение. В центрах городов природу пытались включить в общественное использование разными способами: в парках гуляли, в реках купались и катались на лодках. Но во второй половине 20-х годов произошло изменение идеологии: оказалось, что поселки-сады в чистом виде неприемлемы для советской власти. Что иметь свои дома – это все-таки мелкобуржуазно: советский человек должен жить в больших многоквартирных зданиях. Во дворах должны быть условия для занятий спортом, в пешей досягаемости – обязательно рабочий клуб и фабрика-кухня, освобождающая женщин от приготовления еды. Клуб – это учреждение дополнительного образования, главной функцией которого была ликвидация неграмотности. Там же занимались спортом и музыкой, смотрели кино, спектакли. В начале 20-х, когда рабочие клубы только принялись внедрять, никак не могли добиться их большой посещаемости, потому что люди после работы все-таки стремились домой. В 1926 г. нашли выход: обязали все профсоюзы 10% бюджета выделять на строительство клубных зданий необычной архитектуры, которые привлекали внимание. Но более эффективным оказалось открытие в клубах столовых, где можно было быстро и дешево поесть, а потом приобщиться к чему-нибудь культурному.

В социальную инфраструктуру также входили бани: активно пропагандировалась идея, что их нужно посещать не один раз в неделю, а чаще. В банях можно было мыться, плавать в бассейне, заниматься спортом. В условиях, когда не у всех дома был доступ к горячей воде и ванным, душевые появлялись на производстве, в общественных местах, например, в парках Москвы, устанавливали душевые павильоны.

В архитектуре новых домов принципиально обходились без декора, а балконы были обязательны. Окна большей части квартир выходили на обе стороны, чтобы были сквозное проветривание и обильное дневное освещение. Этот доступ к свежему воздуху и солнечному свету должен был контрастировать с «проклятым темным прошлым», когда, как считалось, рабочие жили в казармах и подвалах. Кроме того, преследовалась практическая цель – победить эпидемию туберкулеза, которая разгорелась в начале ХХ века. Поэтому архитекторы стремились обеспечить приток свежего воздуха и много солнечного света. 

Смена стратегий

- Радикальная смена архитектурных стратегий произошла в конце 20-х годов, – продолжает эксперт. - Глубинной причиной стала неэффективность советской экономики: прошло 10 лет после победы революции, а люди все еще жили хуже, чем до Гражданской войны. Раз невозможно обеспечить всех граждан адекватным жильем, можно эту задачу отложить, а вместо этого направить усилия на создание парадных ансамблей, которые будут символизировать достижения нового строя и вдохновлять людей на дальнейшие свершения. Другое важное обстоятельство – победа Сталина над Троцким, который продвигал идею перманентной революции, настаивал на развитии СССР в теснейшей связи с другими странами, в частности способствовал выезду советских архитекторов за границу для обмена опытом. Для Сталина современная архитектура была неприемлема не только потому, что она ему не нравилась, но и потому, что он тесно связывал ее с теми политическими силами, которые раздавил, а потому хотел уничтожить память о них.

В начале 30-х годов началось переобучение архитекторов, за которым последовало формирование нового стиля, основанного на «освоении классического наследия». Одновременно началась масштабная работа по подготовке планов реконструкций городов, которая должна была их превратить в целостные архитектурные ансамбли. Новое строительство было сосредоточено на центральных площадях и магистралях. Все, что оставалось между ними, предполагалось обновить в будущем, когда появится возможность. От исторической застройки должны были остаться только самые выдающиеся памятники архитектуры.

План Минска

План реконструкции столицы БССР был готов только в 1941 году, к его осуществлению не успели приступить. На довоенный облик советского Минска больше всего повлиял архитектор Иосиф Лангбард из Ленинграда, выигравший в 1929 году конкурс на проект Дома правительства. Параллельно с Домом правительства он построил в 1930-1933 гг. здание Театра оперы и балета. В обоих сооружениях черты конструктивизма соединены с отсылкой к классической традиции: их композиции основаны на симметрии и статике. Дом офицеров, спроектированный Лангбардом позже, в 1934 году, когда уже произошел поворот к «освоению классического наследия», имеет выраженную ордерную структуру: фасад оформлен чередой полуколонн, увенчанных аттиком.

После войны план восстановления разрушенного города составлялся при участии московских архитекторов и планировщиков, в том числе одного из основных авторов Генерального плана реконструкции Москвы Владимира Семенова. В результате была сформирована радиально-кольцевая структура, сделавшая Минск более похожим на Москву.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно