4917

Оскарас КОРШУНОВАС - режиссер, который не дает спектаклю умереть

№ 44 от 28 октября 2014 года 28/10/2014

В этот раз Коршуновас привез спектакль «Чайка» по Чехову. Эта постановка, как и другие спектакли режиссера, - поиск новой театральной реальности, радикальное сближение актеров со зрителями: ведь актеры, произнеся свои реплики, не уходят за кулисы. Они сидят здесь же, на полупустой, почти лишенной декораций сцене, пребывая за гранью образа, живо реагируя на события пьесы. Таковы «тотальная коммуникативность», провозглашенная Коршуновасом, психологизм и Чехов, освобожденный от фальшивых интонаций, стереотипов и клише. «Спектакль, с которым хочется оставаться подольше», - так пишут о «Чайке» критики.

Весь спектакль, который длится три часа, Коршуновас находился в зале и наблюдал за реакцией публики. После того как действо закончилось, стихли восторженные аплодисменты, а актеры ушли за кулисы, режиссер вышел пообщаться со зрителями.

Режиссерам трудно

Оскарасу Коршуновасу явно неловко, когда его сравнивают с самим Создателем. Вопрос о том, трудно ли быть богом, он перефразировал: «Наверное, трудно ли быть режиссером?» И искренне ответил:

- Трудно! Я ведь создал свой театр, чтобы у меня была возможность находиться в постоянном процессе работы над спектаклями, выпуска премьер… Но это и вдохновляет, потому что в государственном театре с выходом премьеры спектакль начинает умирать, а у нас продолжает жизнь, в которой многое может меняться. Сегодня важно, чтобы театр был живой, подвижный… Например, я думаю, что завтра (спектакль «Чайка» литовского театра ОКТ/Вильнюсского городского театра в Минске играли два дня. - Авт.) мы по-другому сделаем сцену диалога Дорна и Полины Андреевны. А фразу: «Теперь ты мой!» Аркадина скажет по-русски… (спектакль шел на литовском языке с русским переводом, но некоторые фразы актеры говорили по-русски. - Авт.).

- А кто, по-вашему, талантливее: Тригорин или Треплев?

- Я давно хотел ставить «Чайку», но интуитивно понимал: надо дожить до возраста Тригорина, чтобы понять Треплева… А кто талантливее? Когда я только задумал постановку «Чайки», хотел делать спектакль о Тригорине, но вышло - о Косте Треплеве...

«Что за профессия - актер?»

- В Вильнюсе вы играете этот спектакль в непосредственной близости от зрителя, практически без декораций…

- ОКТ/Вильнюсский городской театр существует 16-й сезон: за это время было сделано много спектаклей, сформировался костяк актеров. И все это время мы пытаемся ответить на вопросы: «Что это за профессия - актер? Насколько глубоко можно погрузиться в роль и остаться самим собой?»

Да, мы играем этот спектакль на очень близком расстоянии от зрителя. Это трудно, но все же преодолимо, если у актера есть внутреннее понимание себя, своего отношения к роли.

- Чехов говорит о рутине… Что рутина для вас?

- В театре много рутины - ее сложно избежать, но бороться с нею можно. Как? Бросать вызов самим себе!

Рутина засасывает в репертуарном театре. Нет, я не говорю, что репертуарный театр - это плохо: он тоже должен существовать. С другой стороны, если бы не было системы репертуарного театра, то не было бы возможности появляться театру экспериментальному.

- Любите ли вы ставить современную драматургию?

- Я ставлю много современных пьес. Например, в нашем театре есть драматический спектакль «Изгнание», который длится 6 часов. В нем затрагивается актуальная для Литвы тема эмиграции: из нашей страны сегодня много людей уехали. Надо сказать, что этот спектакль очень популярен и востребован.

Что касается планов, то сегодня у меня много работы со студентами: мы с ними будем ставить Хармса.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно