3183

Главное - личность. «Важно показать спектакли, которые оказались на «обочине»

№ 40 от 29 сентября 2015 года 29/09/2015

Рассказать, по каким критериям происходил отбор спектаклей, «АиФ» попросил театрального критика Людмилу ГРОМЫКО:

- Главное, на чем был сделан акцент при составлении программы «Belarus Open», - личности режиссеров. В последнее время часто говорят о размытости индивидуального почерка и о том, что режиссеры и актеры в основном нераспознаваемы для публики. Несколько десятилетий назад театральные премьеры становились яркими событиями, которые привлекали всеобщее внимание. В конце ХХ века ньюсмейкерами были режиссеры Валерий Раевский и Борис Луценко: их постановки определяли развитие белорусского театра на много лет вперед. Например, после выхода спектакля «Что тот солдат, что этот» засияла звезда Августа Милованова, после «Трибунала» - Геннадия Овсянникова. Но потом все стало нивелироваться…

Когда около десяти лет назад я брала интервью у народного артиста Беларуси Виктора Манаева, он признался, что его перестают узнавать на улице. А теперь, как мне кажется, не узнают вообще никого. Но самое печальное, что молодое поколение, которое пришло в театр, имеет весьма смутное представление о таких личностях как Виктор Тарасов, Стефания Станюта… Это неправильно. Даже у наших соседей театр существует совершенно по другим законам, и театральная публика ходит на спектакли тех режиссеров и с теми актерами, которых знает и любит.

Новые идеи

Людмила Громыко обратила внимание на две особенности современного белорусского театра:

- Молодые режиссеры часто уходят из профессии, потому что им платят мало и возможности самовыражения не дают. С другой стороны, есть личности, которые много лет пытаются «бежать впереди паровоза»: они создали свои независимые театры, добились успеха среди зарубежной публики, но на родине вынуждены доказывать свою состоятельность. Сегодня белорусский андеграундный театр развивается по принципу «на сколько хватит сил». Когда силы заканчиваются, о людях очень скоро забывают. Поэтому для нас было важно пригласить в программу спектакли тех режиссеров, которые оказались на «обочине», вывести их под софиты, в зону общественного интереса.

Спектакли и персоналии

Евгений КОРНЯГ, «Интервью с ведьмами» (Белорусский государственный театр кукол)

- Талант Евгения Корняга раскрылся сразу. Все, что делает этот режиссер, начиная с первого спектакля «День рождения» - ярко, необыкновенно интересно и пользуется успехом у публики. У Корняга - четко выраженный индивидуальный почерк с точно сформулированной мыслью. Он предлагает совершенно иной сценический язык, где все имеет значение - визуальная составляющая, музыка, пластика. С ним всегда работают замечательные актеры.

Вячеслав ИНОЗЕМЦЕВ, «Доступ к телу» («ИнЖест»)

- Существующий более 30 лет Пластический театр «ИнЖест» даже не имеет статуса профессионального коллектива и собственного помещения, но у этого театра есть прекрасные спектакли. Получив международное признание, Вячеслав Иноземцев, тем не менее, не уехал за границу: он живет и осуществляет свои идеи здесь, в Беларуси.

Александр МАРЧЕНКО, «Мабыць?» (Республиканский театр белорусской драматургии)

- Центр белорусской драматургии (ЦБД), которым руководит Александр Марченко, не заявлял о себе громко, и лично мне было непонятно, почему ЦБД так блекло существует. Но в нынешнем году все изменилось. Спектакль «Мабыць?» в постановке Марченко задает новый тренд, это искренний разговор глаза в глаза со зрителем. Мне кажется, впервые за много лет с публикой решили просто поговорить, посмеяться над пороками, с которыми можно расстаться, только смеясь. Уверена: еще несколько подобных спектаклей, и в театр будет невозможно попасть!

Елена СИЛУТИНА, «Участковые, или Преодолеваемое противодействие» (ЦБД при РТБД)

- Елена Силутина делает в профессии первые шаги, но мы решили включить в программу ее работу, потому что ее спектакль представляет собой разговор со зрителем о жизни, на который сегодня не все в нашем театре отважатся: он касается социальных проблем, отношений милиции и граждан. Почему, собственно, нужно делать эти темы табу? Это тоже попытка открыть и понять себя…

Татьяна ТРОЯНОВИЧ, «Иллюзии» (совместный проект Центра современных искусств и Центра экспериментальной режиссуры БГАИ)

- Спектакль «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева интересен прежде всего способом актерского существования: актеры ничего не изображают, просто переживают мгновения чужой жизни, а зрители при этом думают о своей. Попытка, по-моему, очень удачная.

Спектакли, которых ждали

Искандер САКАЕВ, «Чехов. Комедия. Чайка» (Белорусский государственный молодежный театр)

- Искандер Сакаев приехал из России и поставил подряд три спектакля, которые перевернули сознание белорусских зрителей. Аншлаги и споры вокруг его постановок действительно  удивляют, потому что, казалось, нашу публику ничем невозможно «зацепить». У нашего театрального сообщества есть особенность: что ни посмотрят - все плохо! И это своеобразный симптом, сигнализирующий, что с театром не все в порядке.

О спектакле «Чехов. Комедия. Чайка» и среди критиков, и среди зрителей нет единого мнения, и мы решили, что будет интересно показать его на «ТЕАРТе», чтобы разобраться: хорошо это или плохо?

Саулюс ВАРНАС, «Женитьба», «В маленькой усадьбе» (Могилевский областной драматический театр)

- Саулюс Варнас ставит необыкновенные спектакли, его театр действует на зрителя гипнотически. Способ существования в профессии удивительный: Варнаса отличают высокие и красивые мысли, абсолютная внутренняя независимость. Атмосфера спектаклей эстетически утонченна, соткана из визуальных, звуковых, пластических нюансов.

Тимофей ИЛЬЕВСКИЙ, «На дне» (Брестский академический театр драмы)

- Глубокий и думающий режиссер, который долго шел в профессию и добивался признания. Когда Ильевский работает над спектаклем, то знает об авторе пьесы все. Он создает интеллектуальное поле, основанное на исследовании литературы, особенностей эпохи, царивших нравов.

Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ, «Тартюф» (Белорусский государственный театр кукол), «Самозванец» (Брестский театр кукол)

- Особенность нашей театральной реальности - кукольный театр лучше драматического. Об Алексее Лелявском можно сказать, что он работает на яркий результат, на развитие режиссуры как самостоятельной театральной системы. И ему это удается. Кроме всего прочего, Лелявский никогда не ставит себя в зависимость от существующей конъюнктуры, не сетует на сложные обстоятельства, которые якобы невозможно преодолеть.

Юрий и Татьяна ДИВАКОВЫ, «Ораториум» (Лаборатория фигур Оскара Шлеммера), и Ольга ЛАБОВКИНА, «Vasen-Extasen» (театр танца «Каракули»)

- Диваковы представляют достаточно новое для Беларуси театральное направление: своего рода театрализованный перформанс, существующий на стыке разных видов искусств. Театр танца Ольги Лабовкиной - тоже не в чистом виде хореография, а соединение элементов драматического и пластического искусства. Он очень популярен в мире и активно развивается в Беларуси - многие его представители добились признания за рубежом. На наш взгляд, отобранные два спектакля заслуживают самого пристального внимания.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно