3966

Почем «Опиум»? Все, что в этой пьесе, - правда

Виталий Королев написал пьесу о том, что происходит здесь и сейчас. Главные персонажи - братья из Рогачева, один из которых готовится к поступлению только на бюджетное отделение (потому что денег для оплаты учебы нет), второй, потеряв работу, отправляется в Украину, где идет война, чтобы заработать.

Было интересно наблюдать за реакцией публики, которая оживлялась, когда герои обсуждали принятие в Беларуси «закона о тунеядцах» и недавнее повышение «коммуналки». Затаив дыхание зал следил за спором друзей о событиях в Украине… Все, что окружает нас на работе, дома, на улице, - люди, проблемы, разговоры - перенесено на театральную сцену…

Немного истории

В Беларуси нет своего литинститута, в котором драматурги могли бы освоить азы и отточить мастерство. Но силами ЦБД уже пятый год проводится лаборатория по написанию пьес на темы современности, где на протяжении пяти дней в парах работают 6 драматургов и столько же режиссеров. Пьеса «Опиум» родилась во время проведения прошлогодней лаборатории: Виталий Королев работал в паре с художественным руководителем московского «Театр.doc» Михаилом Угаровым. После пьеса вошла в тройку лучших по итогам зрительского голосования на портале kultprosvet.by. Но кто бы мог взяться за постановку пьесы в Беларуси? Звезды сошлись: «Опиум» привлек внимание руководителя Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелики Крашевской и режиссера Александра Марченко.

О нас сегодняшних…

КОММЕНТАРИЙ

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, театральный критик:

- «Опиум» - это шедевр. У нас редко появляются спектакли по подобным пьесам, а если и появляются, то в условной символической манере. Поэтому я был очень огорчен, когда узнал, что сам Михаил Угаров ставить спектакль не сможет, ведь у него очень большой опыт постановки именно таких «дистиллированных» текстов, где нет истории как таковой, сквозных сюжетных сверхзадач, а идея спектакля нависает над действием.

Но «Опиум» оказался одним из немногих подробных психологических спектаклей. Актеры, условно говоря, играют на первом плане, но этот первый план выписан так жирно и эмоционально, что «забивает» весь фон, все свободное пространство сцены. Парадоксальным образом это начинает играть против пьесы. Потому что в ней есть символизм, который режиссер Марченко аккуратно демонстрирует. Условная «Украина» должна показать определенную судьбу героев, от которой не увернуться, не скрыться, но этого ощущения нет. Оно ушло глубоко «в песок», из которого, кстати, пресловутый «Опиум» (духи. - Авт.) и достают.

…Актеры в этом спектакле играют гениально, все до одного.

За час до спектакля во время нашего разговора с Александром Марченко исполнитель одной из ролей Артем Курень сначала «пристраивал» на сцене «реквизит» - черный хлеб. Потом поливал из опрыскивателя землю…

- На этом примере вы можете видеть, чем, собственно, репертуарный театр отличается от независимого проекта, - смеется режиссер. - С одной стороны, мы делаем спектакль как хотим. С другой стороны, в репертуарном театре у режиссера все, что необходимо для работы, под рукой, а здесь мы совмещаем полезное с приятным, потому что для этого нет специальных служб. Безусловно, это вызывает определенные трудности, но это такая мелочь по сравнению с тем, что «АРТ Корпорейшн» делает для того, чтобы у белорусского театра, белорусской драматургии была возможность представить себя на мировой арене!

- Могу предположить, что не каждый артист согласится на роль, где много обсценной лексики, поскольку для этого нужно преодолеть себя…

- Артистов, которые играют в этом спектакле, - Юлианну Михневич, Максима Брагинца, Антона Жукова, Артема Куреня и Анну Семеняко - вряд ли можно было заманить в постановку чем-то, кроме интереса, потому что бешеных заработков тут нет. Я поделился с ребятами материалом и получил согласие работать над ним, думать на эту тему, рассуждать… Пьеса находит отклик, потому что она - о нас сегодняшних. Все, что в ней написано, - правда! Предназначение театра - все-таки не столько развлекать, сколько заставлять зрителя рефлексировать, задумываться о своем месте в жизни…

- Отзывы о спектакле в соцсетях читаете? Часто это занятие небезопасно для психики, потому что порой интернет-сообщество готово растоптать и испепелить любого. А зрители еще отличаются тем, что шаг вправо или влево от знакомой им схемы построения спектакля воспринимают как личное оскорбление.

- Если что-то попадается на глаза, то читаю. Например, один зритель посчитал, что наш замысел вынести в титры места действия, которые прописаны у автора, - кладбище, кафе, квартира - «для дебилов». Но это известный прием, заимствованный из хроники и широко используемый в документальном театре.

- Вы обращаетесь к жанру документального театра и в спектакле Республиканского театра белорусской драматургии «Гульня без правілаў і з невядомай мэтай», созданном на основе текстов альманаха «Монолог».

- Идея возникла в связи с 20-летием альманаха: главный редактор «Монолога» Алексей Андреев осмыслил накопленный журналом материал в драматургической форме, обобщил его и собрал из монологов авторов и своих текстов диалог двоих персонажей, который может жить в пространстве сцены.

Постановка сделана в форме игры: героям за час и сорок минут нужно найти ответы на вопросы, которые их беспокоят. Спектакль рассчитан на людей неравнодушных. Например, к Минску, его архитектуре, к специфике нашего времени, к Родине… К попыткам понять, где наше место в череде поколений. Если такого интереса нет, то и спектакль, скорее всего, не затронет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно