- Секреты?.. Я, например, с самого начала решил для себя, что никого не увольняю. Хотя очень внимателен к проявлениям «нетворческого», нерабочего поведения и актёров, и других сотрудников.
Бациллы звёздности
- Вы давно сами не ставили спектаклей. А в этом сезоне?
- Есть у меня такое режиссёрское сочинение, моя собственная композиция из «Птиц» Аристофана и нескольких чеховских произведений (повести «Чёрный монах», рассказов «Попрыгунья», «Хористка»), сцен из пьесы «Леший». Существует, как мне кажется, некая фантасмагорическая связь между миром Аристофана и чеховским миром.
- А такие модные «эксперименты», как мат и обнажёнка, для вас допустимы?
- Нет, нет, вот этого я точно не приемлю! Хотя было и у меня как у режиссёра такое: когда мы ставили спектакль «Вор» с Евгением Павловичем Леоновым, то я отчаянно бился на всех уровнях за то, чтобы он произнёс со сцены необходимое, по-моему, тогда слово «заср...ц», уж извините. И добился. Но вот сегодня, когда непечатное восторжествовало в театре, почему-то как раз не хочется терять литературное достоинство печатного слова. То же самое и с обнажёнкой. Да и первоначальный интерес к этому некогда запретному плоду как-то очень быстро угас, по-моему.
- Как вы, многоопытный худрук, со звёздами управляетесь?
- Я ведь сам по образованию артист, играл в театрах, поэтому многое об этой профессии понимаю. Отношения с актёрами - дело очень тонкое, связанное с их особой нервной организацией. Я и сейчас стараюсь всех называть по имени-отчеству, иное дело - не все отчества запомнишь. И есть лишь 2-3 человека, с кем я на «ты». Стараюсь держать дистанцию, она необходима. Знаете, в американских ВВС, если в экипаже какого-нибудь военного бомбардировщика все начинают дружить очень крепко, семьями, домами, то этот экипаж расформировывают. Что очень правильно, по-моему, потому что такая близость может помешать в экстремальных ситуациях. А в театре ведь примерно то же самое - экстремальных ситуаций у нас предостаточно. И ещё, наверное, ангел-хранитель мне помог, когда я по совету жены отказался в Театре сатиры в своё время быть сразу и актёром, и режиссёром, как предложил мне Плучек, главный режиссёр. Жена сказала: как это ты будешь со всеми вместе гримироваться, выходить на сцену и тут же - командовать?
Важно и то, что я довольно быстро понял, что такое для актёра, особенно начинающего, кино, съёмки. И стараюсь гибко выстраивать графики спектаклей, давая возможность моим артистам сниматься. Иной вопрос - сегодня актёр может очень много сниматься, а радости никакой: на улице его всё равно не узнают и имени не знают. И такой огромной славы, любви действительно всенародной, как, скажем, у Леонова, Янковского, Абдулова, ни у кого из них сегодня быть не может. Никогда! К сожалению, не все это понимают, не все отдают себе отчёт в том, что в реальности стоит за их звёздностью. И я серьёзно опасаюсь за психику таких актёров, стараюсь как-то подготовить их к тому, что они «широко известны в узких кругах». Надеюсь, что звёздная болезнь, которой артистам очень трудно не заболеть, в нашем театре не приобрела характера эпидемии. Хотя бациллы - да, летают…
Свобода оказалась тяжела?
- Шукшина на Западе как-то спросили: почему у вас такая невероятная цензура, а искусство такое мощное? А он, отвечая, сравнил это искусство с грибом, проросшим сквозь асфальт: раз уж пробился, значит, такой мощный! И Чехов, и Тарковский одинаково, пусть и в разное время, опасались: что будут делать со свободой те, кто её вдруг получит?
- Всё равно надо понимать и принимать то, что произошло и происходит с приходом свободы, и как-то спокойнее относиться. И я сам всё время делаю над собой усилие, чтобы не ворчать, не впадать в старческое брюзжание, не сравнивать, что было и что стало. Это тоже опасно!
Беседовала Марина МУРЗИНА
ДОСЬЕ
Марк ЗАХАРОВ родился в1933 г. в Москве. Лауреат Госпремии СССР и трёх Госпремий России. Окончил актёрский факультет ГИТИСа. Режиссурой начал заниматься в 1956 г. С 1973 г. главный режиссёр Театра им. Ленинского комсомола («Ленком»).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть