Самая главная награда
- Олег Павлович, объясните, что случилось с вашими коллегами по творческому цеху? Почему они, раньше считавшие за честь быть в оппозиции к власти, теперь чуть ли не в очередь выстраиваются - за орденами, званиями, премиями?
- Знаете, а ведь и я тоже мечтаю, чтобы Владимир Владимирович Путин выделил время на личную встречу со мной (смеётся). Чтобы я мог ему объяснить, как это необходимо сегодня - построить филиал для Художественного театра. Это ведь крайне важно для молодых актёров: чтобы они выходили на одну сцену с людьми, умеющими играть хорошо. Вот как я в молодости играл на сцене «Современника» с Олегом Николаевичем Ефремовым, Женей Евстигнеевым, Галей Волчек. Развитие молодого актёра в этом случае чрезвычайно ускоряется.
Но пока премьер очень занят. На самом деле! Говорю это не снисходительно, а с уважением: он очень много работает. Тогда решил попытать счастья на приёме по случаю вручения Госпремий в области культуры. Медленно я перемещался к шатру, где стояли лауреаты и премьер. И вдруг увидел, как одновременно человек 10-15 протягивают руки к телу Владимира Владимировича. И так мне муторно стало от происходящего, что я раздумал подходить к Путину…
Я не считаю это проявлением моих оппозиционных настроений - просто достоинство надо сохранять. Да и потом… Мне в профессии довольно рано всё доставалось - иногда даже быстрее, чем я того заслуживал. И поскольку сегодня мне на самом деле ничего не надо, то, может быть, это и позволяет мне соблюдать дистанцию.
- Но я всегда считал, что у интеллигенции кроме первичных чувств - поесть, прославиться и т. п. - есть ещё нечто такое в голове ли, в сердце, что заставляло её выходить на площадь, поднимая голос и за крестьян, и за другие сословия.
- Я не теоретик - я эмпирик, поэтому скажу так: главной проблемой нашего бытия должно стать не выстраивание взаимоотношений с властью, а последовательная, шаг за шагом, работа по улучшению уровня жизни людей, за которых ты отвечаешь.
Могу сказать, что у меня на этом пути есть успехи. Скромные достаточно, но всё равно это важно и зримо. Например, в «Табакерке» - театре на ул. Чаплыгина - последние 5 лет 100 %-ная посещаемость, причём не только в подвале, что естественно - там зал маленький, но и на больших сценах, которые театр арендует. Если вы заметили, я нарочно говорю не о высоких материях. Нет, сначала надо заполнить зрительный зал. Потому что театр - это не просто культурная институция. Это театрально-зрелищное предприятие. И зрителю битком набитый зал дарит больше, чем обычную, готовность удивиться прекрасному. Да и у актёра, который к переполненному залу выходит, пульс чаще становится.
В ответе за всё
- Полные залы-то по-разному собирают. Можно поставить спектакль с мощной актёрской игрой, шикарными декорациями. А можно позвать двух-трёх раскрученных телевидением персон - и аншлаг обеспечен! Где эта граница? Вы ведь тоже таких артистов из кино к себе в театр пригласили. И этим навлекли на себя много критики.
- Какая же это критика? Я как-то был на дне рождения у одного богатого человека, и он мне говорит: «Олег Павлович, да что ж это такое! Ты где ни увидишь что-то замечательное, сразу к себе тащишь!..» Ну дак Кот Матроскин, понимаете, тоже всё к себе в хозяйство тащит! (Смеётся.) Нет, это не жадность. Это по-другому называется - хозяйственность. Так вот я - хозяин. И вообще всем лучшим русским крестьянам, ремесленникам, предпринимателям это свойственно - быть ответственным за всё происходящее.
Это в морали русского человека - заботиться о тех, кто слабее. Моя бабушка - её мама, кстати, была крепостной - рассказывала, как в деревне, где они жили, процентов 20 были алкоголики. А сход деревенский посылал учиться не только детей из крепких семей, но и тех детей, чьи родители пили по-чёрному. Потому что деревенский голова отвечал за всех.
- И куда делся этот класс хозяев сейчас? Потому что складывается ощущение, что нынешним хозяевам жизни слово «ответственность» незнакомо.
- Ну а что вы хотели получить в стране, где 70 с лишним лет любая инициатива последовательно уничтожалась? Как уничтожили, к примеру, Александра Чаянова, блестящего писателя и учёного, занимавшегося экономикой крестьянства. Это называлось - не высовываться. Вернее, высовываться, когда тебе велят. А не велят - так встань в строй!
Но могу сказать и то, что сегодняшние богатые люди помогают театрам - в том числе и моим. Эти традиции, к счастью, не меняются. Понимаете, дело-то в чём - если ты достигаешь определённых успехов, но ни о ком при этом не заботишься, скудеет душа твоя. И скудеет результат того, чем ты занимаешься. Это метафизическое понятие - «совесть», его же выращивать надо: в семье, начиная с самого детства. Меня, к примеру, бабушка научила говорить «спасибо». А это одна из очень важных привычек.
- Да, вы - хозяин. Но вы же и режиссёр, и актёр высочайшего уровня. И накануне юбилея какие мысли вас будоражат - если заглянуть чуть дальше от гримёрок, ремонта, гонораров?
- Самое главное - я в этом году набрал первый курс в театральном колледже, открытия которого долго добивался. Это не оригинальная идея. Существовало в России Императорское Тенишевское училище. После него девица Ермолова дебютировала в возрасте 16 лет, а девица Яблочкина - в 15 лет.
И у нашего колледжа цель - помочь российским молодым талантам становиться на ноги по возможности раньше.
Олег ТАБАКОВ, актёр, режиссёр, худрук МХТ им. Чехова (с 2000 г.), основатель и худрук Театра п/р О. Табакова (с 1987 г.), лауреат Госпремий СССР и РФ. Родился в Саратове в 1935 г. в семье врачей. По окончании Школы-студии МХАТ с 1957 по 1983 гг. - ведущий актёр театра «Современник». В 1983 г. по приглашению О. Ефремова переходит во МХАТ им. Чехова. Женат. Отец четверых детей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть