706

Александр МАРЧЕНКО: Надо создавать больше возможностей для творческих людей

"Аргументы и факты" в Беларуси № 44. Перспективы есть? 03/11/2020
«Провокация в спектакле нужна не для подначивания людей, а для обсуждения важных тем».
«Провокация в спектакле нужна не для подначивания людей, а для обсуждения важных тем». Из личного архива

С 9 по 12 ноября в столичном культурном центре «Корпус» состоится форум Homo (Im)Perfectus, где будут рассуждать о человеке, медицине и технологиях. В последний день форума пройдет читка пьесы «#Ничего святого».

«АиФ» поговорил с режиссером пьесы Александром МАРЧЕНКО и узнал несколько интересных фактов о создании документального спектакля и о том, каково сегодня приходится актерам, играющим в альтернативных постановках.

Свободный творец

- Александр, в прошлом вы - актер и режиссер репертуарного театра, а сейчас работаете над альтернативными проектами. Ощущаете больше свободы?

- Да, но в этом есть свои плюсы и минусы. Когда я работал в Республиканском театре белорусской драматургии, у меня были стабильная зарплата, материально-техническая база, оснащенная площадка для проведения спектаклей. Вместе с постоянной театральной труппой мы чувствовали себя единым организмом.

А свобода - это определенная ответственность. После того как я ушел, я начал сам придумывать занятость и искать творческую мотивацию внутри себя. Ведь есть постоянная неопределенность в плане площадок и организации репетиций, нужно каждый раз собирать более-менее новую команду, чтобы поставить спектакль. У всех актеров есть основная работа, бывает непросто свести графики. В этом сложность и прелесть работы в альтернативных проектах.

Сейчас я художественный руководитель ТОК театра, который возник в рамках деятельности организации Art Corporation. Также преподаю студентам. Вместе с коллегами мы запускаем программу по актерскому мастерству. А читку пьесы «#Ничего святого» мы организуем с продюсерской компанией HomoCosmos.

- Правда ли, что в большинстве альтернативных постановок актеры работают за идею?

- Можно и так сказать. Во время репетиций у актеров нет зарплаты, они получают только процент от продажи билетов. Но это неправильно: актеры работают с большой отдачей, и их труд должен быть оценен по достоинству.

Думаю, нужно менять законодательство в сфере культуры и создавать больше возможностей для творческих людей. Почему у нас нет грантов на театральные проекты, не привлекаются инвестиции, нет спонсорской помощи?

«Человек - тоже документ»

- Расскажите простыми словами, о чем пьеса «#Ничего святого»?

- Речь пойдет о том, как мы формируем этическое отношение к медицинским биотехнологиям. Наша команда собрала реальные истории людей, которые не понаслышке знают, например, об ЭКО, суррогатном материнстве, протезировании. Люди стремятся улучшить свою жизнь с помощью науки, но у них не всегда есть ответы: что хорошо, а что плохо, где границы допустимого, не являются ли подобные модернизации вмешательством в планы Господа.

- Каким образом вы собирали материал для спектакля?

- Документальный театр предполагает работу с документами. Документом может быть не только бумажный или электронный носитель, но и человек или вещь. Например, предмет быта - тоже документ.

Мы проводили интервью, а также искали информацию в различных научных источниках. Потом драматург Дмитрий Богославский это скомпилировал, обработал. Пандемия усложнила нам жизнь: с некоторыми героями пришлось общаться с помощью интернет-связи. Хочу обратить внимание: интервью, которые брали у реципиентов наши актеры, - не совсем журналистские. Нам было важно передать не то, что говорит человек, а то, как он это делает. Мы внимательно фиксировали малейшие эмоциональные колебания, слова-паразиты, паузы в речи. Этот метод дословного отображения называется «вербатим». Благодаря тому что актер будет передавать лексику, мимику и все «охи-ахи» реципиента, информация обретет дополнительный эмоциональный окрас.

- На читке пьесы будет представлен итоговый материал спектакля?

- Не совсем. Читка - это промежуточный этап, а уже после нее начнется подготовка к спектаклю. Во время сценического чтения мы получим обратную связь от слушателей, которая поможет нам визуализировать спектакль. В процессе читки много жизни и энергии, потому что устанавливается тесная связь со зрителем. Мы понимаем, что его увлекает, а что оставляет равнодушным.

- Будет ли в спектакле что-то провокационное?

- Сложный вопрос. Например, у меня нет сформированного отношения к научным экспериментам над клетками человеческого организма. А вот кто-то считает, что это за пределами человеческой компетенции. Или возьмем суррогатное материнство - благодаря ему кто-то становится счастливым, но в то же время кто-то эксплуатирует собственное тело и берет за это деньги. Где границы допустимого?

На мой взгляд, весь спектакль будет пропитан провокацией. Но это нужно не для подначивания людей, а для обсуждения. Так создается консенсус насчет отношения к подобным вопросам.

- Вам было сложно работать с темой биоэтики?

- Были только технические сложности, когда мы искали героев. А насчет темы - мне интересно проникать на неизведанные территории. Для меня гармонично, когда это происходит с помощью профессионального инструмента. Я работаю и раздвигаю границы своего мировоззрения, начинаю понимать разных людей. И этот опыт я передаю зрителям. Моя жизнь давно наполняется таким способом.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно