4519

Из одежды — только волосы. Как снималась первая советская обнаженка

Светлана Тома. Кадр из фильма «Табор уходит в небо», 1976 г.
Светлана Тома. Кадр из фильма «Табор уходит в небо», 1976 г. Кадр из фильма

Июль 1915 года можно считать днем рождения мирового эротического кино. В этот день состоялась премьера черно-белого американского немого фильма режиссёра Герберта Бренона «Дочь богов».

Ту самую дочь богов сыграла Аннет Келлерман — австралийская профессиональная пловчиха, актриса и писательница. В нескольких эпизодах Аннет предстает абсолютно обнажённой, интимные части тела прикрыты только длинными волосами. Кстати, актриса продвигала свободу взглядов и в жизни — Келлерман прославилась борьбой за право женщин носить купальный костюм, тогда как в начале XX века женщины должны были купаться в платьях и панталонах.

"АиФ" решил вспомнить, какими были первые опыты «обнажёнки» в советском кино. А эротика в нем встречалась  и довольно часто.

«Бриллиантовая рука», 1968 г.

Безусловно, все помнят сцену, где блондинка Анна Сергеевна соблазняет Горбункова в отеле. Знаменитый эпизод с «лопающимся» бюстгалтером и криком «Не виноватая я!» актриса Светлана Светличная вспоминала с содроганием, она боялась, что на съемки сбежится масса народа — по тем временам актриса с голой спиной считалась едва ли не порнографией. В итоге она подбила Юрия Никулина на разговор с Гайдаем — он просил оставить на площадке только их со Светличной, оператора и осветителя.

Кстати, стриптиз-сцену приемная комиссия строго-настрого сказала вырезать. Но Гайдай огромными усилиями её отстоял.

Светлана Светличная в фильме «Бриллиантовая рука», 1969 г.
Светлана Светличная в фильме «Бриллиантовая рука», 1969 г. Кадр из фильма

«Табор уходит в небо», 1976 г.

В центре сюжета фильма режиссёра Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» была пара влюбленных молодых цыган, конокрад Лойко Зобар (Григор Григориу) и красавица Рада (Светлана Тома). Сюжет основан на ранних рассказах Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Главная героиня после купания в одежде снимает блузку — её надо высушить. Грудь актрисы прикрыта только мокрыми волосами. Фильм стал лидером проката в СССР 1976 года.

«Подранки», 1977 г.

Николай Губенко снял пронзительную картину, в основу которой легло собственное детство актёра и режиссёра. Отец Николая Николаевича погиб на войне, мать повесили фашисты, а сам он попал в детский дом. «Подранки» повествуют о жизни сирот в Одессе после войны.

Мальчик-детдомовец Алёша Бартенев (Алексей Черствов) читает книгу, а потом наблюдает за учительницей биологии. В роли учительницы выступила жена режиссёра — актриса Жанна Болотова. Её героиня изящно взбегает на покатую крышу, снимает легкую блузку, под которой ничего нет, демонстрируя упругую грудь прекрасной формы, и ложится с книгой загорать, болтая при этом босыми ногами. Алеша, затаив дыхание, смотрит на красавицу учительницу. Картина принимала участие в программе Каннского кинофестиваля. Фильм получил главный приз на Всесоюзном кинофестивале и многие международные награды на МКФ в Чикаго, Тегеране, Сантарене.

Жанна Болотова, «Подранки», 1977 г.
Жанна Болотова, «Подранки», 1977 г. Кадр из фильма

«Экипаж», 1979 год

Картина «Экипаж» режиссёра Александра Митты стала кинодебютом для актрисы Александры Яковлевой. Она сыграла бортпроводницу Тамару, девушку бортинженера Скворцова (Леонид Филатов)

Первая советская картина-катастрофа принесла создателям всесоюзный успех — «Экипаж» посмотрело более 71,1 миллиона человек. Интерес к фильму был вызван ещё и наличием смелой по тем временам постельной сценой.

«Несмотря на то что у советских актёров опыта съемок в эротических сценах не было, на съемочной площадке всё шло прекрасно, — рассказывал «АиФ» Митта. — Разве что приходилось дополнительно подогревать павильон — на дворе стояла зима и лютый мороз, −42 градуса. Яковлева тогда была невероятно красива и прекрасно сложена, для неё было в удовольствие показать себя во всей красе. А Лёня, наоборот, вёл себя зажато, поставил условие, что под одеялом будет в джинсах и только торс открыт. Поэтому обнажённая Яковлева вокруг него «танцевала». Кстати, в фильме остался лишь намёк на эротику. После того как мы сняли постельную сцену Яковлевой и Филатова, чиновники от культуры урезали и сокращали её 8 раз, до тех пор, пока всю практически не вырезали. Но всё равно публика была рада даже такому жалкому «остатку» — народ очень хотел такие сцены видеть. Поэтому смотрели так, как будто эта сцена есть. Но другая часть публики ругала меня, Яковлеву и Филатова. Пенсионеры писали гневные письма, очень много жалоб было, мол, «Экипаж» развращает наши нравы. Это негативно повлияло на нашу судьбу — картину вначале представили к награде, хотели дать государственную премию, а потом убрали из списков. Кстати, на премьере «Экипажа» Александра Яковлева спросила бабушку: «Как тебе?» А та ответила: «Шумно очень».

Кстати, изначально Митта хотел снять в роли Тамары Елену Проклову, её уже утвердили на роль. Но она оказалась из-за занятости в театре.

Кадр из фильма «Экипаж», 1979 г.
Кадр из фильма «Экипаж», 1979 г.

«Зимняя вишня», 1985 год.

Мелодрама режиссера Игоря Масленникова «Зимняя вишня» повествовала о разведенной женщине с ребенком Ольге (Елена Сафонова). Много лет она состоит в отношениях с женатым (Виталий Соломин), который кормит её обещаниями быть вместе. В фильме есть эротическая сцена: полностью обнаженная Ольга рано утром подходит к окну домика на озере и любуется пейзажем. Но, как мы знаем из продолжения «Зимняя вишня-2», к сожалению, прекрасная фигура и терпение так и не помогли героине обрести семейное счастье с героем Соломина.

Кадр из фильма «Зимняя вишня», 1985 год.
Кадр из фильма «Зимняя вишня», 1985 год.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно