«Семнадцать мгновений весны», «Бриллиантовая рука»», «Стряпуха», «Им покоряется небо»... Сыгравшая в этих картинах Светлана Светличная считалась одной из самых красивых актрис СССР. В откровенном разговоре с «АиФ» она рассказывает о мужчинах, которые её окружали – в жизни и в кино.
«Ревновал к Женьке Жарикову»
- Светлана Афанасьевна, недавно вам исполнилось 81. С каким настроем отметили день рождения?
- Жизнь моя удалась. И актёрская, и чисто женская, несмотря на то, что Володя рано ушёл (муж – актёр Владимир Ивашов. – Ред.). Но я человек верующий и к таким печальным событиям отношусь правильно. Надо ценить, что у меня была молодость моя, была свадьба, что именно Ивашов стал моим мужем. Я родила двоих сыновей и как женщина выполнила своё предназначение. Володя меня обожал, был предан мне, очень предан. Он мог отдать жизнь за меня, это правда, а не красивые слова.
– А расхождения у вас в чём были?
– Актрисе надо иметь своего режиссёра, потому что его можно попросить о чём угодно, особенно если ты жена. Поэтому я всё время Володе говорила: «Ты должен стать режиссёром. Знаешь, для чего? Чтобы меня снимал!» – «Ну, Светка, так же нельзя!» – «Можно, потому что я знаю, что хорошо сыграла бы. Я бы тебе даже сказала, какую роль мне дать, и подстроила её под себя».
А ещё… Знаете, если бы Володя сейчас вдруг появился рядом, я бы сказала: «Вовка, прости меня за то-то и за то-то». Хорошо знаю, за какие моменты в нашей семейной жизни я бы просила прощения.
Я была влюбчивая – я и сейчас могу влюбиться. Ивашов меня ревновал к Женьке Жарикову. У нас были потрясающие друзья – Евгений Жариков с Натальей Гвоздиковой. Мы производили впечатление крепких семей. Но я чувствовала, что Женя Жариков мог бы иметь такую жену, как я. Мы, кстати, с Гвоздиковой, если говорить о семейных делах, похожи. Я умела готовить – и Наташа умела готовить. У нас всегда было очень вкусно, к нам и к ним в дом с удовольствием приходили в гости. Нас с Наташей всегда ассоциировали с вкуснятиной и с радушным отношением к людям.
– Вам и в партнёры на съёмках всегда доставались яркие мужчины.
– Да. Поэтому, когда шли съёмки «Семнадцати мгновений весны», где мне досталась роль Габи, Володя понимал, что я могла влюбиться в Тихонова. Он всегда чувствовал, если мне кто-то понравился. Вячеслав Васильевич действительно партнёр потрясающий, особенный, для меня нужный. Очень интеллигентный человек. Конечно, я чувствовала к нему симпатию. Актёры играют в кадре – это само собой. Но очень важно и реально симпатизировать друг другу. И эта симпатия, Тихонова ко мне и моя к нему, оказывала нам помощь на съёмках. Там не надо было ничего придумывать, перестраивать себя, чтобы сыграть чувства, – просто быть натуральной. Я думала: хорошая мы пара в этом фильме. У Вячеслава Васильевича ведь тоже были неприятности семейные, и он, как и я, остался очень доволен нашим партнёрством. Я это чувствовала.
Помню, как снималась сцена, где у нас с Тихоновым происходит объяснение. Режиссёр Татьяна Лиознова сказала Вячеславу Васильевичу: «Я тебе такую партнёршу выбрала, что всё у нас получится». Сцена эта очень выразительная и очень тёплая. Практически без слов, но всё понятно. Каждый раз, когда по ТВ идёт «Семнадцать мгновений весны», я сижу и жду этого нашего эпизода. Многие зрители потом мне говорили: «Ой, как жалко! Ну что же вы разошлись в этой картине! Вы должны были быть вместе».
Я, кстати, предлагала Татьяне Михайловне дать мне сыграть две роли – Габи и жену Штирлица, но уже с другой причёской, чуть в другом гриме. Тогда было бы понятно, почему вдали от семьи его потянуло на такой типаж женщины. Лиознова сказала: «Светка, что ж ты так поздно сказала, что хочешь жену сыграть! В этом что-то есть. Но я уже пригласила другую актрису».
Это самая любимая моя роль – Габи в «Семнадцати мгновениях весны». Татьяна Михайловна была довольна, она умела хвалить: «Светка, молодец! Сделала всё, что мне сегодня было нужно». И тогда я расцветала, розовела и становилась свободной в кадре. Лиознова – очень значимый в моей жизни режиссёр.
«Гайдай был нелёгкий человек»
– А Леонид Гайдай? Какие остались впечатления от съёмок в его «Бриллиантовой руке»?
– Многие думают, что мне очень нравится моя Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке». Могу сказать, сыграть эту красавицу мне было очень просто. Но мне не хотелось больше играть таких женщин... лёгкого поведения.
А Гайдай… Если бы он меня потом ещё раз пригласил сниматься у него, я бы, наверное, придумала какую-нибудь отговорку. Он очень нелёгкий человек. Мне было тяжело с Леонидом Иовичем работать. И дело не в режиссёрских заданиях. Гайдай какой-то холодный. И без юмора. Вроде бы комедию снимал, а сам без юмора. Хорошо, что был ещё и Никулин. У меня если и получилась эта Анна Сергеевна, то в том числе и благодаря Юрию Владимировичу.
– Ваш супруг Владимир Ивашов ушёл из жизни в 1995 г., ему было всего 55… Как вы пережили его уход?
– Я даже не осознавала себя в тот период. Только одно своё решение помню: мне надо отсюда бежать. Иначе бы всё мне о Вовке напоминало. Когда осталась одна, разменяла нашу трёхкомнатную квартиру на Ленинском проспекте. Таким образом мне удалось обеспечить площадью ребят своих – Алексея, старшего сына, и Олега, младшего. А сама поселилась рядом с Битцевским парком.
– В интернете написано про вашего сына – передозировка, умер.
– Ушёл младший сын, Олега нет уже. Но никакой передозировки не было. Просто пришло его время.
А Алексей, старший, болен, у него было два инсульта. Он всё время под наблюдением врачей – так же, как и я.
– А где вы находите в себе силы, чтобы переживать все эти несчастья и по-прежнему выходить с улыбкой к зрителю на творческих встречах?
– А другого выхода нет. Ты и мозгами понимаешь, и душой своей чувствуешь, что вот тебя Господь оставляет здесь ещё, на земле. Для чего-то. И ты размышляешь – для чего? Так как я человек духовный и верующий, уверена: так я служу Господу. Испытываю благодарность за то, что Он мне столько дал. Я много получила – и мужа хорошего, настоящего человека, и родителей замечательных. А ещё у меня есть внучка Машенька. Маша Ивашова, дочка Алёши. Маша меня ценит, бережёт.
Конечно, порой очень тяжело бывает. Но я понимаю, что должна через испытания проходить. Я мудрая становлюсь с возрастом, думаю: ну что ж ты хотела, чтобы у этой семьи – беда за бедой, а у тебя – роль за ролью, а испытаний никаких?
Только через испытания можно двигаться к совершенству. Человеческому совершенству. Это моё кредо. Я не хвастаюсь, просто говорю, что я сделала жизненные выводы и остаюсь человеком искренним, честным и добрым.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть