Светлана Светличная могла сыграть жену Штирлица, но прославилась благодаря роли женщины с «низкой социальной ответственностью» в «Бриллиантовой руке». 15 мая артистка отмечает 80-летие.
Роль прибавила ей лет
Светличная родилась в городе Ленинакан Армянской ССР в семье военного. В кино Светличная заявила о себе сразу. Ещё не окончив ВГИК, Светлана сыграла у Татьяны Лиозновой главную роль в кинодраме 1963 года «Им покоряется небо» — Нину Колчину, жену летчика-испытателя Алексея Колчина (эту роль исполнил Николай Рыбников). Светлана Афанасьевна и по сей день благодарит в своих интервью Лиознову за то, что та поверила в неё, совсем ещё «девчонку», и дала возможность воплотить на экране такую сложную женскую судьбу: «До меня ведь многие актрисы пробовались, но режиссер почему-то на мне выбор остановила», — говорит она.
Как вспоминала Светличная, её для роли Нины «старили», а Рыбникова, наоборот, «омолаживали». В итоге получилась красивая пара. По этой картине Светлана защищала диплом во ВГИКе, и её мастер Михаил Ромм поставил оценку «отлично». По признанию Светличной, роль Нины ей «помогла самоутвердиться в профессии», хотя и далась ой как непросто, буквально перевернув всю душу: «Чтобы сыграть героиню после того, как она потеряла мужа, я неделю отказывала себе в обеде и ужине, лишь утром бутерброд с чаем. Так голодала целую неделю. Похудела на шесть килограммов».
Также для погружения в роль Светличная летала в настоящем реактивном самолете — причем «убитом». Дело в том, что Лиознова хотела максимальной достоверности в кадре, поэтому потребовала, чтобы в фильме «снимался» настоящий МиГ-9 1946 года, который уже давно был снят с производства. Самолет искали в Китае, куда СССР в свое время отправлял МиГи. А потом вдруг летательный агрегат был найден совсем рядом, в подмосковном Монино. Состояние его было плачевным. Когда после ремонта МиГ-9 взял разгон на взлетной полосе, съемочная группа затаила дыхание от волнения. Самолёт взлетел на небольшую высоту и сразу сел. «Все на площадке были счастливы, будто мы ракету в космос запустили, — рассказывала в одном из интервью Светличная. — Между прочим, поднимая эту рухлядь в воздух, летчик-испытатель Игорь Кравцов рисковал ничуть не меньше, чем его коллеги при создании самолета. Увы, впоследствии, говорят, Кравцов тоже погиб во время испытаний».
После выхода в прокат картина «Им покоряется небо» была удостоена ряда международных призов. Но «лучшей рецензией своей жизни» Светличная считает слова вдовы летчика-испытателя: «Как могла такая юная девочка точно передать состояние, которое испытала я сама, когда муж не вернулся с аэродрома?»
Любовь со Штирлицем
Второй ролью, которую сыграла у Лиозновой Светличная, стала Габи Набель в «Семнадцати мгновениях весны» — стенографистка, квартирантка в доме фрау Заурих, работавшая за столиком в кафе «Элефант». Кстати, обеих этих героинь нет в романе Юлиана Семёнова. Став «мамой Штирлица», режиссёр захотела добавить образу разведчика «человечинки» и придумала двух женщин. Первой была пожилая немка фрау Заурих, с которой господин Бользен (Штирлиц) ведет философские беседы и играет в шахматы. Второй — молодая красавица Габи, явно влюбленная в главного героя. По оценке Лиозновой, сцена их медленного танца получилась «исключительной». Нет ни слова о чувствах, ни поцелуя, но происходящее — в рамках фильма «Семнадцать мгновениях весны», конечно же! — можно назвать едва ли не любовной сценой. Полные обожания глаза женщины, лёгкая улыбка мужчины, явно симпатизирующего своей партнерше по танцу, но вынужденного сдерживать себя...
Медленный танец Штирлица-Бользена с Габи получился действительно настолько «человечным», что Лиознова впоследствии стала ждать ударов именно по этой сцене: «Кто-то мог заявить, что Штирлиц вообще голубой или импотент. Я очень этого боялась». Она даже придумала ещё одну сцену, как Исаев спит на поляне, а Габи собирает цветы, а дальше он во сне по-русски говорит: «Мама». Но от этой ветви сюжета Татьяна Михайловна сама же и отказалась, чуть-чуть подумав: побоялась «уйти в дебри».
Как говорит в своих интервью Светличная, она предлагала режиссёру себя на обе роли — Габи и жены Штирлица, но сыграла бы их с разными прическами и макияжем. По её задумке, у обеих женщин должен был быть один типаж. Таким образом, становилось бы понятно, почему полковник Исаев положил глаз на немецкую стенографистку. «Идея Лиозновой понравилась, но я её поздно озвучила — на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею — получилось бы очень интересно».
В интервью «АиФ» Светлана Афанасьевна сказала, что своему мужу актёру Владимиру Ивашову она призналась: «Знаешь, чтобы хорошо сыграть Габи в „Семнадцати мгновениях весны“, мне надо влюбиться в Славу Тихонова». Кстати, муж меня в роли Габи очень любил и относился к профессии с пониманием, разделял кино и реальную жизнь». И всё же надо сказать, что однажды, приехав со съёмок, актриса узнала, что муж оформил с ней развод без её ведома — Ивашов устал терпеть её влюбленности. Это шокировало Светлану Афанасьевну, и она разом изменила свой стиль поведения, умолив мужа не уходить от неё и уговорив обвенчаться.
«Теперь все мужики твои!»
Но вернемся к кино. В каких бы картинах и у каких бы режиссёров Светличная ни снималась — в фильмографии актрисы более 40 работ у Ростоцкого, Хуциева, Данелии, Говорухина и др., — для зрителя она в первую очередь ослепительная блондинка Анна Сергеевна из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Надо сказать, роль досталась Светличной по счастливому совпадению. Анну Сергеевну, соблазняющую героя Юрия Никулина в номере гостиницы «Атлантика», должна была играть Клара Лучко — в интернете, кстати, есть её пробы. Но после долгих раздумий Лучко сочла подобную киноработу несерьезной. Следующей режиссёр утвердил на эту роль Наталью Кустинскую, но она отказалась от съемок ради роли Женечки Земляникиной — младшего сержанта-связистки в картине «Женя, Женечка и «катюша». Там её привлекал и сюжет, и партнерство с Олегом Далем. Однако, сняв несколько сцен, режиссёр Владимир Мотыль отстранил Кустинскую от роли, о чем рассказывал потом в интервью: «Она хорошая актриса... в опереточно-водевильном плане. Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину». Артистка осталась в картине только на общих планах. Впоследствии Кустинская во всех своих беседах с журналистами рассказывала, что роковую красотку в легендарной ленте «Бриллиантовая рука» должна была играть именно она.
Как бы то ни было, после отказа Кустинской Гайдай провёл пробы на роль для трех актрис — Светличной, популярной в то время эстонской актрисы Эвы Киви и Лилии Юдиной, звезды Малого театра, известной телезрителю по ролям Панночки в фильме «Майская ночь, или Утопленница» Александра Роу.
Светличная рассказывала в интервью, что для проб на неё надели яркую блузку и белые брюки, прикрепили шиньон. В павильоне её ожидали Леонид Гайдай, Андрей Миронов и Анатолий Папанов. «Вот тут у меня коленки и затряслись, — признавалась артистка потом. — Но я взяла себя в руки — не вздумай опростоволоситься, Светка! Всё получилось — и «хаза», и «ксива». Единственное, чего у неё не вышло, — дать пощёчину Миронову. Гайдаю это не понравилось. И тем не менее Леонид Иович сказал: «Ладно, годится». И уже на следующий день костюмеры Мосфильма снимали мерки для знаменитого халатика.
Легендарную сцену с обнажением Светличная вспоминает в интервью так: «Я очень боялась этих съемок, думала, что сейчас сбежится весь Мосфильм. Слух-то прошел, что я буду с голой спиной стоять, а в то время это была почти порнография». Добавило волнений и то, что для постановки танца в номере Гайдай пригласил двух известных танцоров, которые должны были поставить соблазнительные «па» Анны Сергеевны и проконтролировать всё на съемках. Но Светличная сказала Юрию Никулину, который очень поддерживал её на съемках, что придумает и станцует всё сама, лишь бы было поменьше народу вокруг... Никулин долго уговаривал режиссёра, чтобы с площадки во время стриптиз-сцены ушли все, кроме тех, кто непосредственно осуществляет съемку.
Раздраженный Гайдай, устав бороться с Никулиным, согласился. Нонна Мордюкова, увидев потом отснятый материал, сказала: «Ну, Светка, теперь все мужики твои!»
Надо сказать, что сцену, которая сделала Светличную мечтой всех советских мужчин, едва не вырезали. В интервью «АиФ» жена Гайдая Нина Гребешкова и исполнительница роли жены Горбункова говорила: «Из Лёниных картин часто вырезали интересные куски. Поэтому в финале Бриллиантовой руки» он «приклеил» атомный взрыв... Когда люди из приемной комиссии смотрели фильм, они записывали: бутылки в кадре — нельзя, пьяных не надо, проститутку (помните, «русо туристо облико морале») — вырезать, а Светличная, которая раздевается, — это вообще караул. Так не может вести себя советская женщина. У нас в стране нет продажных девок. Кончилась картина — и вдруг... атомный взрыв. Романов, который главным был в Госкино, говорит: «А это что такое?» — «Всё предыдущее было сказкой, это пародия. А это — жизнь. Американцы в Хиросиме. Такова наша современность». — «Но это ни с чем не вяжется». — «Это принципиально!» — стоял на своём муж.
Леонид Иович приходит домой, рассказывает мне всё. Я в шоке: «Лёнь, зачем ты приклеил атомный взрыв? На черта он тебе?» — «А он мне не нужен. Пусть они подумают: зачем он приклеил взрыв?» На следующий день директор картины Ашкенази приезжает: «Они разрешили оставить в кадре бутылки. Но отрежьте взрыв». — «Нет, взрыв показывает мою гражданскую позицию». Следующий день: «Леонид Иович, разрешили оставить одну проститутку — иностранную. Уберите только нашу. Нельзя портить образ советских женщин. И взрыв вырежьте». — «Нет!»
Через пару дней таких «переговоров» режиссёра с цензорами-чиновниками Гайдай послал директора фильма в Госкино с новостью: «Скажите, что я скрепя сердце согласился отрезать взрыв». Оказалось, что это была Лёнина хитрость.
К сожалению, после выхода на экраны знаменитой картины режиссёры особо не звали Светличную на главные роли — слишком уж запоминающимся вышел образ в «Бриллиантовой руке», а фразу «Не виноватая я!» не цитировал разве что ленивый. Это, безусловно, огорчало актрису. Но не мешало наслаждаться своим новым образом. По признанию Светланы Светличной, после выхода «Бриллиантовой руки» у неё «снесло крышу» — где бы она ни появлялась на публике, тут же начинала «играть» Анну Сергеевну. Впрочем, и сегодня, стоит актрисе появиться в её любимом мини и шляпе с широкими полями, становится ясно: Светлана Афанасьевна — роковая женщина и по сей день.



Династии в кино. Кто из талантливых детей пошел по стопам родителей
О чём молчали звёзды? 10 известных актёров-фронтовиков советского кино
Бегущая от любви. Как актриса Людмила Нильская вышла замуж от отчаяния
Опаленные войной. Судьба актеров фильма «Они сражались за Родину»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть