30-летие Победы в Великой Отечественной войне в Советском Союзе отмечали с уже сложившимся размахом. Несколько городов — Керчь, Минск и Новороссийск — получили звания «город-герой», на карте Москвы появилась Площадь Победы, была выпущена юбилейная медаль, по Красной площади прошла молодежь, а вечером состоялся праздничный салют. Но только этими мероприятиями праздник не ограничился. Еще в начале 1974 года было принято решение снять еще один, масштабный, фильм о войне.
Эту работу доверили заслуженному Сергею Бондарчуку, который умел снимать массовые батальные сцены (он делал «Войну и мир» и «Ватерлоо»), но умел и показать героизм простого солдата («Баллада о солдате»). По первоначальному плану Бондарчук должен был экранизировать книгу маршала Гречко (в то время — министр обороны СССР) «Битва за Кавказ»; но режиссер воспротивился и выбрал для сценария другую основу.
Роман «Они сражались за Родину» Михаил Шолохов писал на протяжении четверти века — работу над ним он начал еще во время войны, дважды возвращался к рукописи в 1949-м и 1969-м, но так и не завершил её. По другой версии, роман был закончен, но по цензурным соображениям опубликованы лишь отдельные главы, причем после правки редакторами. Саму рукопись, по свидетельству родственников, Шолохов сжег незадолго до смерти (он умер в 1984-м); впрочем, исследователи не теряют надежды найти полный текст романа в каком-либо из архивов.
Бондарчуку удалось уговорить всех — и партийное начальство, и самого писателя. Шолохов поставил лишь одно условие — чтобы экранизацию «Они сражались за Родину» снимали в тех же местах, где проходит действие романа, то есть в донских степях. Именно там летом 1942 года Красная Армия отступала, с боями и потерями, и именно там и в то время начиналась Сталинградская битва. Фильм снимался с размахом — было около пятидесяти героев первого плана, около восьмидесяти — второго, а для массовки привлекли местных жителей и сводный полк с кавалерией, пехотой и саперами. Была задействована и военная техника — танки и самолеты, а также огромное количество взрывчатки.
Фильм впервые был показан в СССР 12 мая 1975 года; через десять дней состоялась и международная премьера — в основном конкурсе 28-го Каннского кинофестиваля. Правда, в Канне призов картине не досталось, а вот советские зрители картину приняли очень тепло — в том году его посмотрело более 40 миллионов человек. Многие отмечали реалистичность показанного на экране — но это было как раз вполне объяснимо: Бондарчук и сам воевал и на главные роли выбирал актеров, которые знали о войне не понаслышке.
Сергей Бондарчук — рядовой Иван Звягинцев
Бондарчук до войны закончил театральное училище, работал в театре в Грозном, а с 1942-го по 1946-й служил в Красной Армии; среди его наград — полученная в годы Великой Отечественной медаль «За оборону Кавказа». Уже после войны он окончил ВГИК (актерская мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), много и активно снимался; в 1959-м начал снимать сам, поставив «Балладу о солдате» (по рассказу Шолохова). За эпопею «Война и мир» Бондарчук был удостоен премии «Оскар» (лучший фильм на иностранном языке). Его герой в «Они сражались за Родину» до войны был комбайнером, он тяжело переживает вид горящего пшеничного поля, а при контратаке получает тяжелые раны.
Василий Шукшин — рядовой Пётр Лопахин
Шукшин был одним из самых молодых актеров, исполнявших главные роли в картине. Он родился в 1929-м, во время войны учился в школе в Сибири; по призыву служил на флоте, но был комиссован по болезни. Тоже окончил ВГИК, но режиссерский факультет (мастерская Михаила Ромма); впрочем, он активно снимался и как актер — его карьера в кино началась с небольшой роли в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. Сниматься в фильме Бондарчука Шукшина почти вынудили — за исполнение роли балагура и весельчака, бывшего шахтера ему пообещали разрешить постановку фильма о Степане Разине. Но реализовать эту задумку Шукшин не успел — он умер 2 октября 1974 года, незадолго до завершения съемок картины. В недоснятых сценах его дублировал актер Юрий Соловьёв, а озвучивал Лопахина Игорь Ефимов.
Вячеслав Тихонов — рядовой Николай Стрельцов
К началу Великой Отечественной Тихонову было 13 лет. Он выучился на токаря, работал на военном заводе, а сразу после войны поступил во ВГИК. В кино он дебютировал в фильме Герасимова «Молодая гвардия», но успеха добился лишь к концу 50-х; в 60-е и 70-е Тихонов снимался много, сыграв самые яркие роли в своей карьере — Андрея Болконского в «Войне и мире» и Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». Одной из таких ярких ролей стала и роль рядового Стрельцова — бывшего агронома, который получил тяжелую контузию во время боя, но потом сбежал к своим товарищам из медсанбата, несмотря на полную глухоту.
Юрий Никулин — рядовой Некрасов
Никулин был призван в Красную армию в 1939-м, воевал с финнами, участвовал в обороне Ленинграда и закончил войну в Курляндии; среди его наград — медаль «За отвагу». Он пытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но его не взяли — посчитали, что актерских способностей у Никулина нет. Он доказал обратное — сначала прославился как цирковой артист, потом с одинаковым успехом играл как комических, так и трагических персонажей. Никулин был известен по роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая (где он играл вместе с Евгением Моргуновым и Георгием Вициным), но его знали и по фильмам «Ко мне, Мухтар!», «Старики-разбойники», «Двадцать дней без войны». Его Некрасов из «Они сражались за Родину» — вроде бы веселый солдат, который может рассмешить сослуживцев, но дома у него остались жена и четверо детей, к которым он очень хочет вернуться.
Николай Губенко — лейтенант Голощёков
Губенко родился в самом начале Великой Отечественной, в августе 1941-го, в катакомбах под Одессой. Его отец погиб в 1942-м, мать повесили немцы; после войны он учился в Суворовском училище. На актера Губенко учился во ВГИКе, после окончания которого в 1964-м был принят в труппу Театра на Таганке. В кино он снимался не слишком много — но в его фильмографии есть «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, а также роль лейтенанта Голощёкова у Бондарчука — последнего офицера в полку, который отходит к Волге; герой Губенко в картине погибает, и его хоронят на берегу Дона.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть