Не все вспомнят его фамилию. За 45 лет карьеры заслуженный артист Алексей Миронов сыграл восемь десятков ролей. А в памяти зрителей навсегда остался шофером старенького «Фердинанда» в фильме «Место встречи изменить нельзя».
— Куда? Куда ты?!
— В кабинете у себя командуй, Глеб Егорыч. А тут — я!
— Потеряем! Потеряем, Копытин!
— Никуда мы его не потеряем! Куда он денется... Вот он!
— Копытин, милый, не отставай!
— Как же, Глеб Егорыч, «не отставай»? У «Студера» мотор втрое... Глеб Егорыч, ещё немного, и мои баллоны не сдюжат! Я сколько раз говорил...
— Давай! Давай, отец! Не время сейчас. После переговорим.
— В Сокольники он, гад, рвётся! Там есть, где спрятаться…
Фердинанд против Студебекера
Сцена погони с диалогом Копытина и Жеглова — одна из самых напряженных в фильме. И вот, казалось бы, роль шофера совсем маленькая — ну сколько у него там фраз? Парочка в каждой серии, быть может. Однако миссия у персонажа совсем не второстепенная. А в эпизоде с погоней и вовсе главная. От него сейчас зависит судьба всей опергруппы, успех важного дела.
Копытин управляет стареньким автобусом «Фердинанд», пытаясь выиграть схватку с американским автомобилем повышенной проходимости «Студебекер», на котором увозят Фокса (Александр Белявский). И ведь выигрывает! Хоть и с помощью Жеглова (Владимир Высоцкий), убивающего водителя грузовика.
У братьев Вайнеров в «Эре милосердия» шофер, к слову, описан скупо. И если бы Говорухин строго придерживался задумки авторов, Копытин получился бы, как говорит о нем Жеглов, созданным «по образу и подобию автомобиля». Но Копытин не растворился в милицейской саге среди четырех десятков актеров. Он тут — словно умудренный опытом глава семейства, хотя бы и МУРовского — с характером, мнением, житейской мудростью: то хмыкнет осуждающе, когда Шарапов попросит Варю Синичкину доложить о выполнении задании, то по-отечески предложит: «Володь, давай я тебя отвезу…» И они поедут сначала в роддом за подкидышем, а потом к Варе Синичкиной, опередившей Шарапова в желании забрать малыша…
Прошел всю войну до Берлина
Речь в фильме о послевоенном времени. И играть шофера, прошедшего горнило Великой Отечественной, Миронову было несложно. Он и сам дошел до Берлина. Даже до офицера дослужился. Почем фунт лиха, ему рассказывать не надо было. И, может быть, даже ордена и медали на парадном костюме в кадре не бутафорские, а его собственные.
22 июня 1941-го Алексею было всего 17, на фронт его не брали. Тогда он приписал себе лишний год и попал сразу в пекло… Командовал огневым взводом артполка. Воевал на Воронежском, Северо-Западном и 1-м Украинском фронтах. Бился за Москву, Курск, Днепр. Освобождал Украину. Штурмовал Берлин. После Победы продолжил военное дело — служил в Центральной группе войск, преподавал в школе сержантского состава в Вене. И тихонько мечтал о театре, которым был болен с детства. Даром что судьба хладнокровно выписывала свои виражи.
Работать локтями не научился
Переехав из смоленской деревушки в Москву, семья Алеши поселилась на Маломосковской улице. Рядом, на Ярославском рынке, был небольшой зверинец с клоуном. И так нравились его номера мальчику, что загорелся он тоже выступать на сцене. Подготовил с одноклассником клоунаду. Имел успех. После чего записался в школьный театр, где переиграл едва ли не всего Антона Палыча. Потом — в театральную студию Дома пионеров…
А потом была война. О мирных мечтах пришлось забыть. Но в 1947-м, уволившись из армии, Миронов поступил в театральный институт. Студентом третьего курса уже выходил на сцену Театра Революции, позже посещал лекции Андрея Гончарова, чтобы научиться ставить спектакли…
Вот только расталкивать конкурентов локтями не научился. И плести интриги не умел. Характер проявлял исключительно в ролях. Если они того требовали.
Год после ГИТИСа Алексей Миронов прослужил в калининградском театре, потом перебрался в Мурманск. А в 1953-м вернулся в Москву, чтобы на долгих 35 лет связать творческую жизнь с Театром Советской Армии. И… разочароваться в театре как таковом.
Фельдшер, попутчик, продавец рыбок
С кино, к счастью, ничего подобного не случилось. Снимался Алексей Иванович с 1954 года — эпизод в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова сыграл студентом. А последняя картина — «Свадьба» Павла Лунгина, где Миронов перевоплотился в участкового, — вышла уже после его смерти.
Швейцар Федор в «Собачьем сердце», Аникей Елизаров в «Вечном Зове», муж Анисьи в картине «Белый Бим, Черное Ухо», Тихон Стрешнев в «Юности Петра», пассажир в фильме «Три тополя на Плющихе». Роли были в основном небольшие, часто безымянные: фельдшер, продавец рыбок, железнодорожник, телеграфист, попутчик… Но даже чтобы сыграть крошечный эпизод, Миронов всегда готовился. Порой импровизировал, придумывал что-то эдакое, чтобы герой запомнился — ведь и у маленького человека есть судьба, характер. Не стеснялся и у великого Чаплина смешное перенять. Например, Гуськову в «Простой истории» Юрия Егорова актер добавил своеобразную походку, сигаретку и подглядывание за купающимися женщинами.
Он и про Копытина понимал, может быть, больше самих авторов и режиссера. Чувствовал, что не может шофер-муровец быть отстраненным: сказали — завел баранку — поехал. Он должен быть в гуще событий. И помалкивать только до поры до времени. Не случайно же милиционеры так любили актера.
Единственной главной роли Миронов дождался только к 67 годам. Это был фильм «Маэстро с ниточкой», который актер очень ценил. Хотя не стала картина ни выдающейся, ни любимой зрителями…
Главным для Миронова было профессионально исполнять свой долг. В данном случае — на экране. Оценили его труд поздно — звание заслуженного артиста он получил в 61 год. В Союз кинематографистов и Гильдию актеров кино России был принят и вовсе в 73. Хотя даже в 1990-е, когда многие народные сидели без работы, домашний телефон Алексея Ивановича не умолкал. Он продолжал сниматься. Чтобы кормить семью.
Она ушла к другому, он — в работу
Личную жизнь актера, как и творческую, особо бурной не назовешь. С первой супругой Миронов познакомился в ГИТИСе. После окончания вуза молодые уехали в Калининград. А вот в Мурманск жена перебираться не пожелала. Пару лет Мироновы прожили врозь. Судьба брака была предрешена — жена подобрала Алексею замену. Миронов же с головой окунулся в работу на новом месте — в театре Советской Армии. А через шесть лет встретил музыканта Галину Анисимовну. Театр выделил молодой семье квартиру. Они вырастили сына, дочь, дождались внуков. Прожили тихо-мирно 40 лет. И дальше бы жили…
10 ноября 1999-го Алексей Иванович выступал перед сотрудниками московской милиции в честь их профессионального праздника. Пел, плясал. А через шесть дней они провожали его в последний путь. Как «своего». Выделили транспорт, венки, эскорт сотрудников. Алексею Миронову было 75 лет…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть