3156

Они знали войну. Фильмы, которые сняли режиссеры, воевавшие на фронте

"Аргументы и факты" в Беларуси № 18. З Днём Перамогi! 05/05/2020

Талантливых фильмов о войне на территории СССР снято немало – в особенности в 1955-1980-х гг., когда плодотворно работало поколение фронтовиков.

Для каждого из них фильмы о войне были не только воспоминанием, но и высказыванием о мирном периоде. А Великая Отечественная представлялась не только временем трагедий и побед, но и испытанием личности, когда в человеке высвечивается главное, когда отброшены ложные условности рутинного мира.

Поколение фронтовиков – самое терпеливое и крепкое. Они уходят, а заменить их невозможно. Но остаются книги, заводы, корабли и фильмы.

Вспомним несколько из картин, которые сняли люди, воевавшие на фронте.

«Баллада о солдате» (1959 г.)

Рядовой Алёша Скворцов (актер Владимир Ивашов) не похож на бывалого солдата, который в огне не горит и в воде не тонет. Он совсем мальчишка, улыбчивый, чистый. В начале фильма совершает подвиг – подбивает немецкие танки. А потом – шесть дней отпуска и дорога к матери. На встречу у них всего несколько минут. И – дорога. Мы знаем, что больше он не вернётся с фронта.

О своей удивительной фронтовой судьбе режиссер Григорий Чухрай рассказывал как о чем-то обыденном: «На второй день войны я был в первый раз ранен. Воевал в Украине, на Тамани, защищал Сталинград, выходил из окружений, прыгал в тыл врага (я служил в воздушно-десантных войсках), был четырежды ранен. Последнее ранение получил в апреле 1945-го в бою на пути к Вене. День Победы встретил в госпитале. Демобилизован в конце декабря 1945 г. по ранению.  На войне я не стал героем, каких было немного. Я был обыкновенным солдатом, а потом и офицером, каких были миллионы. Я любил свою армию. О такой гадости, как «дедовщина», мы и слыхом не слыхали. На войне мне везло: у меня были верные друзья, которые не предадут и не бросят в беде. Я мог тысячи раз погибнуть, но мои ранения не сделали меня калекой (во всяком случае, внешне)».

баллада о солдате
 

На вступительных экзаменах во ВГИКе он сказал: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же».

«Судьба человека» (1959 г.)

Боль войны и послевоенного времени – это сиротство, дети, потерявшие родителей. А главные герои – те, кто способен заменить им родителей. Как солдат Андрей Соколов. Крестьянский сын, прошедший через все круги испытаний. Фронт, ранение, плен, гибель жены и детей, неприкаянность после войны и, наконец, отчаяние. И вот он встречает такого же неприкаянного – маленького сироту. И к нему возвращается сила, прежде всего душевная. Он снова  человек-глыба. Отец и сын – не по крови, а по судьбе – плачут в кабине грузовика. А машина трясется по бесконечным русским хлябям.  Финальная сцена этого фильма незабываема.

Режиссёр Сергей Бондарчук ушёл на фронт в 1942-м, судеб человеческих повидал немало. Почти вся его творческая жизнь связана с войной, с героическим эпосом. Шолохов, Толстой, Пушкин. Он добавил к их художественным мирам солдатский опыт.

«Майские звёзды» (1959 г.)

Усталый генерал никак не может выспаться. Война закончилась, а он всё не может побороть этот груз перенапряжения. Во сне он урывками вспоминает письмо жены: «Мы живём… как все ленинградцы». И всё. Больше ничего объяснять не нужно. Так, за несколько секунд, рассказать о судьбе человека можно только в кино. В фильме несколько коротких новелл о мае 1945-го. В каждой есть эпизод, переворачивающий душу.

Режиссер Станислав Ростоцкий вернулся с фронта инвалидом. 11 февраля 1944 г. под деревней Дубно получил тяжелое ранение. Сам он так рассказывал об этом: «Я увидел стены крепости, церковь, возвышавшуюся над городом, танки, нескольких бойцов и вдруг рядом с собой, несмотря на окружающий грохот, ясно услышал: «Танк!» – и сразу вслед за этим из канонады и рева ночного танкового боя ясно выделился нарастающий звук мотора. Я хотел вскочить, но в это время что-то крепко схватило меня за пятку и потащило назад. Что-то огромное, неумолимое и жесткое навалилось на меня, сжало грудную клетку, обдало жаром и запахом бензина и жженого металла, стало на мгновение очень страшно, именно из-за полной беспомощности и невозможности бороться.

«Готов парень. Отвоевался…» – громко и ясно сказал кто-то рядом. Стало обидно и страшно, что бросят. А я ведь жив. Жив или нет? Только дышать очень трудно, и рука не шевелится, и нога. Но надо встать. Встать во что бы то ни стало. Я с трудом оторвался от весенней слякоти, простоял, как мне показалось, очень долго и начал падать, но чьи-то руки подхватили меня. Я узнал фельдшера Аронова. «Э, брат, раз встал, значит, жив будешь», – сказал он мне. И тут же раздался голос майора Симбуховского: «Бричку! Мою бричку!» Мало кто знал, что у этого преуспевающего режиссера протез в полноги. Он водил автомобиль, скакал на лошади, рыбачил…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно