«В 15 лет один человек на пляже посмотрел на мою руку и сказал: «У тебя будет судьба, отличная от судьбы всех жителей этого города».
Народная артистка России Светлана Крючкова представила во МХАТе им. Горького свою книгу «Я у жизни — ученица...» и достаточно откровенно рассказала о своей жизни.
«Учусь всё время»
— Ну, очень обо мне искорёживают, искажают факты. Кто во что горазд. Я от этого устала. Поэтому начала издавать книги и рассказывать про свою жизнь. Решила: пока я жива, а жить мне осталось не так много, между прочим, будем смотреть правде в лицо — пока я тут, я ещё, может быть, успею сказать о том, как всё было на самом деле, с кем меня сталкивала жизнь, по каким ухабам меня носило и как я могла выстоять на этой дороге без всякой поддержки.
«Я у жизни — ученица...» — так говорила Анна Андреевна Ахматова. Могу повторить за неё эти слова, потому что учусь всё время. Я не считаю, что процесс закончен и вообще закончится когда-нибудь. Я беру, как говорили древние, своё там, где его нахожу. Каждый день у любого человека можно чему-нибудь научиться, и это формирует твою личность.
В советской школе нас часто просили написать сочинение под названием «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Могу абсолютно чётко сказать про себя именно это. Я была ребёнком, никому не нужным, абсолютно! В 5 лет научилась читать. Читала сначала газеты, потом роман прочла, найденный на чердаке у тётки.
Я чувствовала себя не такой, как все. И запомнила слова Александра Степановича Грина: «Люди могут простить друг другу всё — равнодушие, трусость, даже подлость. Кроме одного: непохожести на себя». Я другая немножко была, ото всех отдалялась с книжками и читала своего «Гадкого утёнка». Гадким утёнком я себя чувствовала всю жизнь. Но в 15 лет один человек на пляже посмотрел на мою руку и сказал: «У тебя будет судьба, отличная от судьбы всех жителей этого города». Можно было не поверить — а я поверила. И запомнила.
Город солнца и тепла
Город, в котором человек родился и вырос, оказывает сильное влияние на человека. Кишинёв был городом потрясающим. Когда я в последний раз приехала туда, была в шоке. Слава богу, хоть арка и собор не тронуты никем. Раньше там были тенистые улицы, крепкие деревья с огромными кронами, росла шелковица — розовая, чёрная, белая...
В Кишинёве родился Юра Николаев, он был активный участник театрального кружка во Дворце пионеров. А режиссёр Николай Лебедев, снявший фильмы «Звезда», «Легенда № 17», «Экипаж», жил в соседнем дворе со мной. Представляете? Саша Олешко тоже из Кишинёва. Вот какая земля, каких рождала неплохих людей!
Для певицы Ротару, может быть, это «цветок из камня», а для меня Кишинёв был из деревьев, солнца, тепла и других людей. Почему я люблю Одессу, почему я люблю Кишинёв — там все со всеми разговаривают. Это чудесно! Без Кишинёва никогда бы не было моей тёти Песи из одесского двора в сериале «Ликвидация». Потому что Кишинёв — это многонациональный город был, где жили евреи, русские, украинцы, молдаване, гагаузы, болгары.
«Влюбилась и бросила всё»
Я ужасно не люблю играть красавиц, никогда себя не чувствовала красавицей. Красавица — это другое ощущение себя.
Сейчас у меня седые волосы, они не крашеные, просто седые. А вообще у меня рыжий волос, белые ресницы. Меня дразнили «рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой», «рыжий пёс на паре колёс». Я сейчас смотрю на свои фотографии в молодости и думаю: а что, такая хорошенькая, всё в порядке. Мне же всё время пытались внушить, что я страшная толстая дура. Какое толстое? 65 кг! Вот сейчас уже да, гормонами набитая...
То, что я себя считала гадким утёнком, никогда не мешало мне влюбляться. Я вообще фаталистка — считаю, что всё случается так, как должно быть. Меня вынесет туда, куда должно вынести. И даже если что-то задуманное не случается, говорю себе: значит, так должно быть. Всё будет так, как должно быть, — даже если это будет иначе.
В отношениях с мужчиной не бывает хорошего и плохого — бывает твоё и не твоё. Это как пазл: входит или не входит.
Мой первый муж — актёр Михаил Стародуб. Он должен был играть Ганжу в «Большой перемене», но потом роль отдали Саше Збруеву. Миша расстроился и попросил меня вернуть сценарий на «Мосфильм». Там меня и увидел режиссёр «Большой перемены» Алексей Коренев. Так что, считай, благодаря первому мужу я попала в кино.
Отец моего старшего сына — замечательный оператор Юрий Векслер (снял фильмы «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и др. — Ред.). Познакомились мы, когда я поехала в Ленинград к режиссёру Виталию Мельникову. Это была любовь с первого взгляда. Я бросила всё — Москву, МХАТ. Был август, я позвонила Олегу Николаевичу Ефремову: «Олег Николаевич, я ухожу из театра». — «Ты что, с ума сошла?» — «Я выхожу замуж!» Он, зная мою влюбчивость — я каждый раз влюблялась насмерть, — выдержал паузу и так иронично спрашивает: «Ну и за кого?» Я говорю: «За Векслера». «За Векслера? За Векслера — выходи», — сказал Олег Николаевич. Они работали на картине «Здравствуй и прощай», и он хорошо знал Юру.
Помню, Юра с Динарой Асановой делали фильм «Пацаны» по сценарию Юрия Клепикова. Замечательная картина, знаковая. Снимали мальчишек, в основном из неблагополучных семей. И Юра очень хорошо с ними контачил, так же, как и Динара, у нас всё время в доме были эти мальчишки. Наш сын Митечка был маленький ещё, и они пели ему песни. Помню, на Новый год мы вызвали одного Деда Мороза на четверых детей нашего двора. Когда дошла очередь до Митьки спеть Деду Морозу песенку, он выдал: «Что-то мою пулю долго отливают! Что-то мою волю прячут, отнимают!» Наобщался. Знаю, потом у этих ребят по-разному складывалась судьба...
«Боль не оставляла 75 суток»
То, как я попала в мою любимую «Ликвидацию», — тоже история. У меня была клиническая смерть, две операции (актриса боролась с онкологией. — Ред.). Боль, которая не оставляла меня 75 суток. Я врать не люблю, играла всегда открыто, честно. И вот мне позвонили из одной картины, предложили роль. Я сказала, в каком нахожусь физическом состоянии. Позвонили из другой — тоже честно сказала. Они все отказались. А потом мне предложили сыграть у Сергея Урсуляка в «Ликвидации». Я говорю — вот так и так, мне нужен трейлер на площадке, чтобы стоял отдельно и был только мой. Нужна квартира, и каждый вечер после съёмки чтобы я обязательно могла плавать. И они мне всё это обеспечили...
С третьим мужем я развелась в 2014 г., 7 лет назад (Александр Молодцов — художник-декоратор, отец младшего сына Александра. — Ред.). Инициатором развода была я, хотя мы прожили 25 лет. Но я сказала: «Довольно, до свидания!» Он ушёл. Я как-то лежу через полгода у себя в комнате — мне так хорошо, так дышится легко! Думаю — боже, какое счастье! Тишина, никто не конфликтует. Помните, Квашня в пьесе Горького «На дне» говорит гениальную фразу: «Как издох мой милый муженёк — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему».
Знаете анекдот? «Сара, вы у нас такая умная, такая умная». — «Да брось, если бы я была такая умная, я б не была такая опытная!» Вот я опытная.
Нет-нет, я сейчас не доверяю мужчинам. Я верю только себе. И своим детям, своим внукам. Очень малому количеству друзей — у меня очень мало друзей. Таких друзей, на которых я могу положиться. В институте есть такое упражнение: ты падаешь, не смотришь назад, но знаешь, что тебя подхватят. А мужчинам — нет. Разве им можно верить? Они сами не понимают, чего хотят: сегодня он хочет одно, завтра — другое. Кто может сегодня из мужчин держать слово? Сказал — и забыл. И ещё смотрит тебе в глаза: «Я это сказал? Я этого не говорил».
Я тихо сейчас живу, очень хорошо. У меня кот мой любимый. Рядом сын младший, ему 31 год, его девушка, моя подруга ближайшая — они все со мной. Вот такой у нас неожиданно оптимистичный финал разговора получился!

Неудачная жизнь, нелепая смерть. Почему не везло Елизавете Никищихиной?
Красотой не торговала. Полвека Пилявская хранила верность умершему мужу
Вечная «старушка». Почему королева эпизодов выбирала вязать, а не готовить?
Он подставил Марти Макфлая. Лучшие проекты Роберта Земекиса
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть