620

Фанфан, Анжелика и мушкетеры-комики. Популярные в СССР фильмы из Франции

Луи де Фюнес в роли жандарма (1964).
Луи де Фюнес в роли жандарма (1964). Commons.wikimedia.org

Французский продюсер Вассим Бежи (Wassim Beji) приобрел для кинокомпании SND права на экранизацию приключений культового персонажа по прозвищу Фантомас. Как пишет Variety, Бежи планирует снять полнометражный фильм и сериал про этого суперзлодея, но пока подробности будущих проектов неизвестны; сам продюсер обещает, что история Фантомаса будет показана в мрачных красках, как было в оригинальных романах Марселя Аллена и Пьера Сувестра.

Аллен и Сувестр придумали Фантомаса в 1911 году, и вскоре он появился на экранах в первой экранизации. Всего ему посвящены 43 романа, о нём было снято несколько фильмов, а также сериал, который в 1980 году сделали Клод Шаброль и Хуан Луис Бунюэль.

В СССР огромной популярностью пользовалась трилогия Андре Юнебеля — «Фантомас» (1964), «Фантомас разбушевался» (1965) и «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1967). Роль Фантомаса в нем сыграл Жан Маре, а комиссара Жюва — комик Луи де Фюнес. В отличие от других фильмов, это была пародия и на литературный первоисточник, и на серьезные криминальные фильмы с суперзлодеями. Настоящего Фантомаса советские зрители не знали — они восприняли фильмы Юнебеля на полном серьезе и даже начали совершать преступления, подражая главному антигерою; борьбе с этим явлением посвящен советский «деревенский» детектив «Анискин и Фантомас».

Впрочем, французское кино не всегда приводило к столь разрушительным последствиям после показа в СССР. Многие картины становились в каком-то смысле народными — какими были, например, фильмы Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая или Георгия Данелии. «АиФ» вспоминает о завезенных из Франции хитах советского проката.

«Фанфан-тюльпан», 1952 год

Историко-приключенческий фильм режиссера Кристиан-Жака про события XVIII века рассказывает об очередной войне короля Людовика XV. Главный герой — Фанфан (Жерар Филип), который случайно оказывается в армии, попадает в различные неприятные ситуации, но с честью выпутывается из них с помощью шпаги и верных друзей. «Тюльпаном» Фанфан стал после того, как получил награду за спасение маркизы де Помпадур и дочери короля — брошь в виде одноименного цветка. Во Франции фильм не стал особым хитом, а вот в СССР, куда он попал в 1955-м, его посмотрели 33 млн зрителей — по некоторым данным, это сотый результат за всю историю советского проката.

Цикл про Анжелику

Анжелика — это главная героиня целого цикла исторических авантюрных романов французской писательницы Анн Голон (она писала под псевдонимом «Анн и Серж Голон»), которые издавались с 1956 года. Она — дочь бедного дворянина, которую выдают замуж за уродливого, но богатого графа Жоффрея де Пейрака, после чего она становится невольной участницей противостояния аристократа и короля Людовика XIV, попадает на самое дно Парижа, возвышается снова, становится любовницей монарха и вновь обретает мужа, которого считала умершим. В 1960-х во Франции режиссер Бернар Бордери снял пять фильмов по книгам Голон, которые постепенно проникали и в СССР, но в странном порядке. Например, в 1968-м показали картины «Анжелика и король» — третью часть серии (восьмое место по году, 43,3 млн зрителей), в 1969-м — ленту «Анжелика — маркиза ангелов», которая была первой экранизацией романов (четвертое место по году, 44,1 млн зрителей). И уже в 1980-е вышли «Великолепная Анжелика» — вторая часть (22,9 млн зрителей в 1985 году, 14-е место) и «Неукротимая Анжелика» — четвертый фильм Бордери (24,8 млн зрителей в 1987-м). Впрочем, такой странный прокат не помешал советским зрителем искренне полюбить актрису Мишель Мерсье (Анжелика) и актера Робера Оссейна (Жоффрей де Пейрак).

Фильмы с Луи де Фюнесом

Серия про Фантомаса познакомила советскую аудиторию с французским комиком Луи Де Фюнесом (который, правда, по происхождению — испанец). В 1967 году были показаны сразу две части этой пародии Юнебеля — «Фантомас» и «Фантомас разбушевался», которые заняли пятое и шестое места в советском прокате (45,5 млн и 44,7 млн зрителей); лидером в том году, напомним, была комедия Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Третью часть «Фантомас против Скотланд-Ярда» выпустили уже через год — и даже с низким количеством копий (прокат картины ограничивался из-за преступников-подражателей) её посмотрели 34,3 млн зрителей. Но, помимо «фантомасной» серии, в прокате СССР шли «Разиня» и «Большая прогулка» Жерара Ури, «Замороженный» и другие картины. И, разумеется, целый цикл про незадачливого жандарма из курортного города Сен-Тропе.

Пьер Ришар и его фильмы

В 1970-е в СССР увидели комедии с участием актера Пьера Ришара. В первую очередь это, конечно, дилогия о высоком блондине — «Высокий блондин в черном ботинке» и «Возвращение высокого блондина», но были «Укол зонтиком», «Игрушка», «Он начинает сердиться». Любопытно, что сейчас Ришара чаще вспоминают не как «высокого блондина», а по его комедийным работам в паре с Жераром Депардье — «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы», которые, к слову, прошли в советском прокате не слишком успешно. Впрочем, дело было уже в 80-е, когда в СССР пришли видеомагнитофоны, так что многие западные фильмы, которые попадали на советские экраны с запозданием на несколько лет, интереса особого не вызывали.

Мушкетеры от Шарло

Комик-группа «Шарло» (Les Charlots) была создана в конце 60-х и пользовалась большой популярностью на протяжении следующего десятилетия. В кино они появились в 1971-м в фильме «Большая Ява», а следом вышла комедия «Безумные новобранцы» про группу недотеп-солдатиков. В СССР их узнали после очень вольной экранизации «Трех мушкетеров», где главными героями стали не сами мушкетеры, а их слуги (в исполнении «Шарло», разумеется) — фильм Андре Юнебеля назывался «Четыре мушкетера» и в 1978 году стал четвертым в прокатном рейтинге советских кинотеатров (56,6 млн зрителей). Тогда же «Новобранцы идут на войну» (одна из частей цикла про новобранцев) показали чуть худший результат — 50,1 млн зрителей и шестое место.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно