Жерар Депардье, французский актёр с российским паспортом, - герой новостей (после встречи с Александром Лукашенко он заявил, что с удовольствием пожил бы в Беларуси «среди крестьян»). Он прилетел в Иркутск, куда его вместе с Фанни Ардан сыграть в премьерном спектакле на своем фестивале «Звёзды на Байкале» пригласил пианист Денис Мацуев. Корреспондент «АиФ» побеседовал с Депардье.
Звучание тишины
- Господин Депардье, почему для фестиваля «Звёзды на Байкале» вы выбрали именно эту пьесу?
- Этот спектакль - «Музыка» - очень созвучен тому, о чём говорил Денис Мацуев, рассказывая о манере игры Рихтера: сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота соль. Это история разведённой пары, которая встретилась после разлуки... Понимаете, любые отношения, любовь - это всегда музыка. Маргерит Дюрас, написавшая пьесу, - особенный автор. У неё есть чувствительность, присущая именно музыкантам. В спектакль вплетены моменты тишины или звучание тихого голоса, и это тот случай, когда тишина многозначна.
- Режиссёр спектакля и ваш партнёр по площадке - Фанни Ардан. Легко ли работать под руководством женщины?
- Фанни - невероятный, прекрасный партнёр по сцене: такая мягкая, послушная. Но когда она становится режиссёром, то превращается в подобие Валерия Гергиева. Она становится очень сильной, жёсткой. И непременно получает то, что ей от вас нужно.
Мне очень нравится, когда режиссёр - женщина. Вообще нравится, когда мною руководит женщина! Мы сняли уже 6 фильмов с драматургом Маргерит Дюрас, и мне кажется, что у представительницы прекрасного пола всегда есть смелость, возможность соблазнять и мощная сила, которая позволяет ей командовать. У меня были разные режиссёры-женщины, и я уверен, что женская режиссура интереснее мужской, потому что иногда у женщин, что называется, крепче яйца. (Смеётся.)
Защитить своё
- Наши зрители любят французские фильмы за то, что они сняты с большим вкусом, чувственностью и тонким юмором. А как бы вы сегодня оценили кинематограф?
- С появлением эры Интернета очень многое изменилось. Сейчас мы всё чаще видим фильмы, которые больше похожи на клипы. Или же большие зрелищные картины, главные герои которых - выдуманные персонажи вроде Бэтмена. Это многим интересно, несмотря на то что там полно насилия. Зачастую обилие таких фильмов совершенно не оставляет места для исторического кино или небольших картин о любви, таких как фильм «Соседка», который все любят и в котором как раз мы играли вместе с Фанни Ардан. Или как другие картины Франсуа Трюффо.
Американские фильмы заполонили экраны, и многие даже не знают, что в такой стране, как, например, Нигерия, производят 800 фильмов в год. Американская киноиндустрия достигает своей цели, потому что молодые люди потребляют не только американское кино, но и огромное количество местной продукции типа колы. Однако эта индустриализация кинематографа приводит к тому, что всё становится до жути одинаковым, и здесь очень важно защищать свою культуру.
Особенно это актуально для вас. У вас богатейшая культура - и музыка, и кино. Когда вы смотрите «Александра Невского» и другие ленты Эйзенштейна с прекрасной музыкой Прокофьева, на вас это оказывает совершенно другое действие, чем чудовищные фильмы про каких-то инопланетян, которые борются непонятно за что. Я люблю фильмы, на которых я могу плакать. А от этой бесконечной борьбы я не плачу. Сегодня очень важно сохранить культурную идентичность. У вас были такие потрясающие режиссёры, как Тарковский. Его вообще нужно крутить на экранах всё время.
Недавно я посмотрел фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского. Это чудесное кино, но очень трудно привести на него людей в зал. Однако я уверен, что очень важно смотреть эти фильмы и приводить детей в кинотеатры именно на них.
- В Сибири вы впервые. Какие впечатления?
- Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и, конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами. У нас в голове есть какие-то штампы о разных местах в мире. Например, мы думаем, что здесь должны быть большие поля, или мы что-то читали о ГУЛАГе и представляли себе эти места так, как они описаны в литературе. Но я должен вам сказать, что красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать, - красота этих лесов, озера Байкал.
Мне кажется, что Сибирь - это та часть Земли, где хорошо жить. Доказательство этому - опыт француза Сильвана Тессона, который поселился в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно теперь подумываю о том, чтобы приехать сюда вновь и побыть здесь подольше.
А ещё не могу не отметить мужество Дениса Мацуева - он привозит сюда, в Иркутск, музыкантов со всего мира, «перемешивает» великих исполнителей и знакомит их друг с другом. А исполнителям из разных стран так важно узнавать своих коллег, смотреть, кто как работает! Потому что, например, Рихтер, насколько я знаю, не имел возможности ездить, путешествовать; очень мало иностранцев видели, как он играет. И это огромная потеря для мира.
Дарья ГАЛЕЕВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть