3804

Бэтмен вместо любви. Жерар Депардье - о клипах, кино, женщинах и слезах

№ 39 от 22 сентября 2015 года 22/09/2015

Жерар Депардье, французский актёр с российским паспортом, - герой новостей  (после встречи с Александром Лукашенко он заявил, что с удовольствием пожил бы в Беларуси «среди крестьян»). Он прилетел в Иркутск, куда его вместе с Фанни Ардан сыграть в премьерном спектакле на своем фестивале «Звёзды на Байкале» пригласил пианист Денис Мацуев. Корреспондент «АиФ» побеседовал с Депардье.

Звучание тишины

- Господин Депардье, почему для фестиваля «Звёзды на Байкале» вы выбрали именно эту пьесу?

- Этот спектакль - «Музыка» - очень созвучен тому, о чём говорил Денис Мацуев, рассказывая о манере игры Рихтера: сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота соль. Это история разведённой пары, которая встретилась после разлуки... Понимаете, любые отношения, любовь - это всегда музыка. Маргерит Дюрас, написавшая пьесу, - особенный автор. У неё есть чувствительность, присущая именно музыкантам. В спектакль вплетены моменты тишины или звучание тихого голоса, и это тот случай, когда тишина многозначна.

- Режиссёр спектакля и ваш партнёр по площадке - Фанни Ардан. Легко ли работать под руководством женщины?

- Фанни - невероятный, прекрасный партнёр по сцене: такая мягкая, послушная. Но когда она становится режиссёром, то превращается в подобие Валерия Гергиева. Она становится очень сильной, жёсткой. И непременно получает то, что ей от вас нужно.

Мне очень нравится, когда  режиссёр - женщина. Вообще нравится, когда мною руководит женщина! Мы сняли уже 6 фильмов с драматургом Маргерит Дюрас, и мне кажется, что у представительницы прекрасного пола всегда есть смелость, возможность соблазнять и мощная сила, которая позволяет ей командовать. У меня были разные режиссёры-женщины, и я уверен, что женская режиссура интереснее мужской, потому что иногда у женщин, что называется, крепче яйца. (Смеётся.)

Защитить своё

- Наши зрители любят французские фильмы за то, что они сняты с большим вкусом, чувственностью и тонким юмором. А как бы вы сегодня оценили кинематограф?

- С появлением эры Интернета очень многое изменилось. Сейчас мы всё чаще видим фильмы, которые больше похожи на клипы. Или же большие зрелищные картины, главные герои которых - выдуманные персонажи вроде Бэтмена. Это многим интересно, несмотря на то что там полно насилия. Зачастую обилие таких фильмов совершенно не оставляет места для исторического кино или небольших картин о любви, таких как фильм «Соседка», который все любят и в котором как раз мы играли вместе с Фанни Ардан. Или как другие картины Франсуа Трюффо.

Американские фильмы заполонили экраны, и многие даже не знают, что в такой стране, как, например, Нигерия, производят 800 фильмов в год. Американская киноиндустрия достигает своей цели, потому что молодые люди потребляют не только американское кино, но и огромное количество местной продукции типа колы. Однако эта индустриализация кинематографа приводит к тому, что всё становится до жути одинаковым, и здесь очень важно защищать свою культуру.

Особенно это актуально для вас. У вас богатейшая культура - и музыка, и кино. Когда вы смотрите «Александра Невского» и другие ленты Эйзенштейна с прекрасной музыкой Прокофьева, на вас это оказывает совершенно другое действие, чем чудовищные фильмы про каких-то инопланетян, которые борются непонятно за что. Я люблю фильмы, на которых я могу плакать. А от этой бесконечной борьбы я не плачу. Сегодня очень важно сохранить культурную идентичность. У вас были такие потрясающие режиссёры, как Тарковский. Его вообще нужно крутить на экранах всё время.

Недавно я посмотрел фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского. Это чудесное кино, но очень трудно привести на него людей в зал. Однако я уверен, что очень важно смотреть эти фильмы и приводить детей в кинотеатры именно на них.

- В Сибири вы впервые. Какие впечатления?

- Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и, конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами. У нас в голове есть какие-то штампы о разных местах в мире. Например, мы думаем, что здесь должны быть большие поля, или мы что-то читали о ГУЛАГе и представляли себе эти места так, как они описаны в литературе. Но я должен вам сказать, что красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать, - красота этих лесов, озера Байкал.

Мне кажется, что Сибирь - это та часть Земли, где хорошо жить. Доказательство этому - опыт  француза Сильвана Тессона, который поселился в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно теперь подумываю о том, чтобы приехать сюда вновь и побыть здесь подольше.

А ещё не могу не отметить мужество Дениса Мацуева - он привозит сюда, в Иркутск, музыкантов со всего мира, «перемешивает» великих исполнителей и знакомит их друг с другом. А исполнителям из разных стран так важно узнавать своих коллег, смотреть, кто как работает! Потому что, например, Рихтер, насколько я знаю, не имел возможности ездить, путешествовать; очень мало иностранцев видели, как он играет. И это огромная потеря для мира.

Дарья ГАЛЕЕВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно