В мировом кино есть немало примеров тому, как актеры-мужчины играли женщин. Чаще всего, конечно, речь шла о переодевании — как, например, в американской комедии «В джазе только девушки» или в отечественном фильме «Здравствуйте, я ваша тётя!». Но даже в этом ряду фильм 1982 года «Тутси» стоит особняком — режиссеру Сидни Поллаку удалось создать очень драматичный портрет актера, который от безысходности примеряет женский образ. Но получился этот эффект стараниями Дастина Хоффмана, который стал фактическим соавтором этого фильма.
Быстрый путь к «Оскарам»
К тому времени, когда снимался «Тутси», Дастин Хоффман был не просто очень известным актером — у него уже было немало престижных наград и весомый авторитет в киносреде. Правда, добиться этого оказалось непросто.
Хоффман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе, в еврейской семье, а его предками были выходцы из Российской империи и Румынии. После школы он хотел стать врачом, но ушел из медицинского колледжа, чтобы обучать в колледже «Театр Пасадена». Одним из его учителей был режиссер и театральный педагог Ли Страсберг, который также обучал Аль Пачино, Мэрилин Монро, Роберта де Ниро и Марлона Брандо. Но все полученные навыки не особо помогли в поиске работы — Хоффман долго мыкался без ролей, потом вместе со своим приятелем перебрался в Нью-Йорк. Играл в бродвейских постановках — не на первых ролях, — снимался в телесериалах и в эпизодах полнометражных фильмов. Часто проваливал пробы — например, в мюзикл «Яблоня» его не взяли, потому что он не умел петь; но режиссер этого бродвейского спектакля приметил актера и взял его в свой новый фильм. На главную роль.
Фильм назывался «Выпускник» и рассказывал историю отношений взрослой женщины и недавнего школьника; 30-летний Хоффман сыграл 20-летнего персонажа — и сделал это настолько достоверно, что сходу получил номинацию на «Оскар» в главной актерской категории. Ещё одна номинация досталась ему за «Полуночного ковбоя», через пять лет следующая — за «Ленни», байопик комика Ленни Брюса. К середине 70-х почти каждый фильм с Хоффманом становился событием. «Вся президентская рать» Алана Пакулы, «Марафонец», «Крамер против Крамера» (за эту картину ему наконец дали «Оскар»). «Оскар» присоединился к приличной коллекции — у Хоффмана уже были по два приза BAFTA и «Золотой глобус», не считая различных номинаций.
И вот после этого Дастин Хоффман подписался на «Тутси».
Трудно быть женщиной
«Я горжусь, что на мою долю выпало счастье быть женщиной, оставаясь при этом мужчиной».
В этот проект Хоффман попал в самый разгар рабочего процесса. Сам фильм начался с пьесы Дона Макгуайра «Стал бы я лгать тебе?» (Would I Lie to You?). Пьеса несколько лет предлагалась голливудским студиям, пока её не купил продюсер Чарльз Эванс; впрочем, съемки буквально буксовали — менялись сценаристы, режиссеры, а на главную роль пробовались Питер Селлерс и Майкл Кейн.
Для Хоффмана приглашение в этот проект давало шанс попробовать себя не только в роли актера. Он настоял на полном творческом контроле производства, предлагал различные идеи, которые в основном принимались. Например, название фильма — это кличка собаки его матери, а сыгранная режиссером Сидни Поллака роль агента — инициатива Хоффмана; Поллак, кстати, вернулся к актерской игре чуть ли не впервые с начала 1960-х. Также по настоянию Хоффмана роль получил и его друг Билл Мюррей.
Фильм стал сенсацией 1982 года. В прокате он собрал $240 млн — более чем в десять раз больше своего бюджета и получил 10 номинаций на «Оскар» (одна из них — у Хоффмана). Правда, Американская киноакадемия в тот год отдала предпочтение эпику Ричарда Аттенборо «Ганди» (8 призов из 11), а «Тутси» досталась лишь одна награда — за лучшую женскую роль второго плана (актрисе Джессике Лэнг). Но именно «Тутси» регулярно входит в различные рейтинги зрительских предпочтений; отметим, что его полюбили и зрители из СССР — он стал 5-м в 1984 году, его посмотрели 34,8 млн человек
Жизнь после «Тутси»
Карьера Дастина Хоффмана, разумеется, на этом не завершилась. В 1989 году он получил свой второй «Оскар» за «Человека дождя» — истории страдающего аутизмом человека, который оказывается на попечении своего циничного брата (его сыграл молодой Том Круз). В его фильмографии были и «Эпидемия» Вольфганга Петерсена, и «Плутовство» Барри Левинсона, которое принесло Хоффману очередную номинацию на «Оскар».
Но актер словно устал от трех десятилетий гонки — в 60-е он стремился к большим ролям, а потом, прославившись, постоянно доказывал, что его талант много шире того, что видят зрители на экране. В «Тутси», кстати, он показал это максимально широко — две ипостаси его героя максимально разные и одновременно похожие.
«Когда ко мне пришел успех, я перестал бояться смерти. Если вы становитесь звездой — вы мертвы. Вы забальзамированы», — признавался актер.
Правда, Хоффман «забальзамировался» в очень хорошем состоянии. Даже обвинения в домогательствах, которые появились на волне движения «#MeToo» в 2017-м, не оставили на нем следа — что-то оказалось неправдой, а что-то было улажено ещё в стародавние времена, когда он только начинал свой путь в звезды.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть