3290

Упадок авторынка. Цены растут, а ассортимент сокращается

"Аргументы и факты" в Беларуси № 11 14/03/2017

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), за прошлый год автодилеры продали 26 511 новых автомобилей. Это на 1,2% больше, чем показатель 2015 года.

Казалось бы, при таких результатах доходы дилеров и дальше ждет рост, но на самом деле они зарабатывают мизерную маржу, а сам авторынок переживает серьезное падение.

ПРОШЛОГОДНИЕ ИТОГИ

Как сообщил журналистам председатель БАА Сергей МИХНЕВИЧ, в 2016 году авторынок столкнулся со многими проблемами. Например, если в 2015 году в нашей стране были реализованы 50 тысяч легковых и легковых коммерческих автомобилей, то в 2016-м это число серьезно уменьшилось и составило 33,6 тысячи. «За последние годы это самое большое падение. Произошло оно в основном из-за уменьшения «серого» сегмента, в то время как официальным дилерам удалось сохранить объемы продаж», - говорит Сергей Михневич.

ГОРЬКАЯ ПРАВДА

К негативным факторам, которые повлияли на падение рынка, в первую очередь относится рост стоимости транспортных средств. «В связи с тем, что около 85% автомобилей, ввозимых в страну, - российской сборки, цены на них выросли и у нас. В целом это привело к подорожанию новых авто на 30% в долларовом эквиваленте», - отметил Сергей Михневич. Кроме того, за последние годы вследствие формирования единого таможенного и экономического пространства белорусская сторона столкнулась с введением НДС на стоимость покупаемого транспортного средства, антидемпинговых пошлин, утилизационных сборов и необходимостью внедрения системы ЭРА РБ в ближайшем будущем.

Единственным плюсом ситуации на белорусском авторынке эксперты считают вынужденное изменение потребительских предпочтений. Если раньше большинство автолюбителей выбирали подержанные автомобили из западных стран, то сейчас их больше интересуют новые бюджетные иномарки российской сборки. Это позволяет «омолаживать» автопарк Беларуси и повышать его безопасность.

НОВАЯ ЭРА

Среди последних автоновостей больше всего вопросов у белорусов вызвала необходимость оборудовать свое транспортное средство системой экстренного оповещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС или ЭРА-РБ. Как недавно стало известно, с 1 января 2017 года «экстренная кнопка» должна находиться во всех машинах, выпускаемых в обращение на территории стран ЕАЭС. Вот только если в России своя система уже запущена, то в Беларуси пока только создается инфраструктура для ее функционирования.

Для белорусского потребителя это означает две вещи. Во-первых, новые автомобили теперь подорожают соизмеримо со стоимостью установки «тревожной кнопки» - приблизительно на 300-400 долларов США. Во-вторых, необходимость оборудования транспортного средства системой ЭРА серьезно сократит модельные ряды. Ведь разработка устройства для разных автомобилей различается, что может сделать невыгодной для  производителей поставку ряда моделей на рынок ЕАЭС.

С необходимостью устанавливать систему ЭРА в старых автомобилях, порядком прохождения новой сертификации и будущим ввоза подержанных иномарок из-за границы пока не все ясно. На данный момент Минтранс не комментирует эту тему, так как в Беларуси система еще не разработана. А Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь принял решение о возможности выпуска автомобилей в обращение на территории страны без оснащения их «экстренной кнопкой» до 31 декабря 2018 года.

ПРОГНОЗЫ

Если говорить о белорусском автомобильном рынке, то БАА прогнозирует два варианта развития событий. По оптимистичному сценарию в стране будут реализованы порядка 31 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. В сравнении с прошлым годом снижение составит приблизительно 8%. А в худшем случае падение будет еще большим, что может стать причиной сокращения количества представленных автомобильных марок и уменьшения модельного ряда.

«Сегодня рынок продаж в Беларуси формируют всего несколько продавцов автомобилей. Остальным же приходится буквально выживать. Если продажи дилера составляют менее 100 автомобилей в год, то у него не хватает финансов содержать автоцентр, рабочую команду и СТО. Поэтому сейчас продавцы стремятся держаться на плаву за счет роста клиентской базы», - отмечает Сергей Михневич. В таких условиях 2017 год может стать последним для непопулярных брендов.

Среди положительных тенденций эксперты отмечают появившуюся возможность приобрести автомобиль в кредит, лизинг, а также с отсрочкой платежа без увеличения окончательной суммы. Кроме того, члены БАА отмечают дефицит на рынке качественной подержанной техники, что позволяет внедрять систему «трэйд-ин».

Евгений ГОНЧАР

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно