Что происходит на автомобильном рынке Беларуси? Стоит ли ожидать падения цен на новые и подержанные автомобили? В этих и других вопросах «АиФ» разбирался вместе с членами правления Автомобильной ассоциации «БАА» Андреем ПРОВОТОРОВЫМ и Сергеем МИХНЕВИЧЕМ.
Сегодня уже нет смысла пригонять автомобиль из России. Если еще два года назад там можно было выгодно купить машину, то сейчас цены на автомобили в наших странах сравнялись. А вероятность наткнуться на проблемную машину – «перебитую», угнанную, «убитую» российскими дорогами, – достаточно высока. Причем даже покупка машины в специализированном салоне не гарантирует безопасности, отметил Сергей Михневич. Дело в том, что в России, кроме официальных дилеров, которые более или менее контролируются производителями этих марок, есть салоны, связанные с теневым бизнесом. Там общение с клиентом происходит по принципу «одноразовой встречи».
Что же касается покупки машины в Западной Европе, выгадать на цене здесь также не получится. За счет высоких таможенных пошлин стоимость бюджетного авто вырастет до 50%. Да и изначально цены на западноевропейском рынке автомобилей выше примерно на 30%, так как там выше покупательская способность. Все эти факторы, несомненно, отражаются и на состоянии нашего авторынка.
Потенциал есть
По данным БАА, в течение последних трех лет в Беларуси официально ежегодно продавалось в среднем по 25 тысяч новых автомобилей - меньше 5 автомобилей на тысячу человек. Для сравнения: в США, Западной Европе этот показатель составляет более 20-40 машин. На российском рынке эта цифра в два раза выше, чем у нас. Значит нам есть куда расти.
По официальной статистике, парк автомобилей в Беларуси превышает 3 млн. Учитывая, что в стране ежегодно должно утилизироваться по причине ДТП или износа не менее 5% автопарка, можно говорить о том, что рынок автомобилей должен постоянно пополняться на 100-150 тысяч единиц в год, причем неважно, новыми или старыми автомобилями.
- По данным Белстата, в 2016 году в страну было ввезено около 55 тысяч автомобилей. Из них новых - около 33 тысяч. Это рекордно низкий показатель по числу ввезенных автомобилей, но рекордно большой по соотношению новых автомобилей к общему числу ввезенных. Такого раньше никогда не было. Это говорит о том, что рынок меняется, - отметил Андрей Провоторов.
– Произошло это в основном из-за уменьшения «серого» сегмента, в то время как официальным дилерам удалось сохранить объемы продаж. Люди начинают понимать выгоду покупки новых автомобилей в Беларуси, - говорит Сергей Михневич.
В 2014 году из-за девальвации и падения российского рубля автомобили европейских производителей, собранные в России, подешевели почти в два раза: в среднем цена бюджетного седана упала с 17 до 9 тысяч долларов. Это ударило и по рынку подержанных автомобилей.
Люди, покупавшие трехлетние машины, не хотят продавать их так дешево. Арифметика простая. Автомобиль, купленный за 18 тысяч долларов, сегодня принимают с 40%-м дисконтом, но уже к нынешней стоимости. Итого получается 7 тысяч долларов.
Кроме того, по прогнозам экспертов, в ближайшие 2-3 года ожидается оживление на рынке «трейд-ин».
- Сегодня дефицит подержанных 3-5-летних автомобилей, - пояснил Сергей Михневич. – Люди хотят, но не могут поменять машину, чтобы купить новую. Если нет наличных денег, то придется брать кредит. Поэтому еще один фактор, характеризующий ситуацию на автомобильном рынке, – увеличение периода эксплуатации. Раньше машины меняли раз в три года: заканчивалась гарантия, и человек покупал новое авто. Был выбор «бэушных» машин в том же ценовом диапазоне. Сейчас же автовладельцы эксплуатируют транспорт до 5-7 лет, что в принципе создает отложенный спрос на новый автомобиль, а также усиливает дефицит среди подержанной техники.
Россия «рулит»
Несмотря на то что покупательская способность населения упала, это никак не сказывается на тренде цен. Новые и подержанные автомобили дорожают.
- Если вы хотите успеть купить машину по хорошей цене, то надо было это делать вчера, - отметил Сергей Михневич. - Только за прошлый год подорожание российского рубля к белорусскому рублю и доллару привело к тому, что цены в рублях РБ уже выросли на 30-40%. В 2017 году также стоит ожидать повышения еще на 10-15% при условии, что российский рубль не будет дальше укрепляться к доллару и белорусскому рублю. Скорее всего к концу 2017 года цены на новые автомобили бюджетного класса в долларах еще приблизятся к уровню 2014 года.
Что же в итоге? Были времена, когда автомобиль было выгодно покупать в Западной Европе. Еще год-два назад можно было существенно сэкономить, пригнав авто из России. Сегодня же у белорусов выбор автомобилей резко ограничен. 90% новых машин, которые продаются в Беларуси, - российской сборки. По сути, Россия диктует нашему автолюбителю, что и за сколько покупать. С одной стороны, новые машины стали доступнее для белорусов. Но есть и другая сторона медали - нам приходится выбирать из того, что предлагает российский автопром. А выбор там небогатый. Каждый белорусский автодилер сократил предложение автомобилей в своем модельном ряду почти в 2 раза.
- Мы потеряли больше половины моделей. Например, если раньше «Фольксваген» предлагал 13 моделей, то сейчас их 7. Все из-за того, что в Российской Федерации они не производятся. А для того чтобы расширить производство, нужны инвестиции. Мы знаем, что сейчас по ряду экономических и политических факторов вряд ли стоит их ожидать, - резюмировал Михневич. - Конечно, при желании можно пригнать свежую модель авто из Западной Европы. Но это обойдется в копеечку. А лишних денег у людей нет.
И еще один неприятный момент, который также повлияет на стоимость автомобилей: необходимость оборудовать свое транспортное средство системой экстренного оповещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС.
С 1 января 2017 года «экстренная кнопка» должна находиться во всех машинах, выпускаемых для стран ЕАЭС. Вот только если в России своя система уже была запущена, то в Беларуси пока только создается инфраструктура для ее функционирования. Получается, что новые автомобили подорожают на стоимость установки «тревожной кнопки» - приблизительно на 300-400 долларов США. Во-вторых, необходимость оборудования транспортного средства системой ЭРА серьезно сократит модельные ряды. Ведь разработка устройства для разных автомобилей отличается, что вынудило производителей задуматься о невыгодности поставки ряда моделей на рынок ЕАЭС.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть