26195

Кто не успел. Чтобы купить машину недорого, надо было покупать ее... вчера

"Аргументы и факты" в Беларуси № 17 25/04/2017

Что происходит на автомобильном рынке Беларуси? Стоит ли ожидать падения цен на новые и подержанные автомобили? В этих и других вопросах «АиФ» разбирался вместе с членами правления Автомобильной ассоциации «БАА» Андреем ПРОВОТОРОВЫМ и Сергеем МИХНЕВИЧЕМ.

Сегодня уже нет смысла пригонять автомобиль из России. Если еще два года назад там можно было выгодно купить машину, то сейчас цены на автомобили в наших странах сравнялись. А вероятность наткнуться на проблемную машину – «перебитую», угнанную, «убитую» российскими дорогами, – достаточно высока. Причем даже покупка машины в специализированном салоне не гарантирует безопасности, отметил Сергей Михневич. Дело в том, что в России, кроме официальных дилеров, которые более или менее контролируются производителями этих марок, есть салоны, связанные с теневым бизнесом. Там общение с клиентом происходит по принципу «одноразовой встречи».

Что же касается покупки машины в Западной Европе, выгадать на цене здесь также не получится. За счет высоких таможенных пошлин стоимость бюджетного авто вырастет до 50%. Да и изначально цены на западноевропейском рынке автомобилей выше примерно на 30%, так как там выше покупательская способность. Все эти факторы, несомненно, отражаются и на состоянии нашего авторынка.

Потенциал есть

По данным БАА, в течение последних трех лет в Беларуси официально ежегодно продавалось в среднем по 25 тысяч новых автомобилей -  меньше 5 автомобилей на тысячу человек. Для сравнения: в США, Западной Европе этот показатель составляет более 20-40 машин. На российском рынке эта цифра в два раза выше, чем у нас. Значит нам есть куда расти.  

По официальной статистике, парк автомобилей в Беларуси превышает 3 млн. Учитывая, что в стране ежегодно должно утилизироваться по причине ДТП или износа не менее 5% автопарка, можно говорить о том, что рынок автомобилей должен постоянно пополняться на 100-150 тысяч единиц в год, причем неважно, новыми или старыми автомобилями.

- По данным Белстата, в 2016 году в страну было ввезено около 55 тысяч автомобилей. Из них новых - около 33 тысяч. Это рекордно низкий показатель по числу ввезенных автомобилей, но рекордно большой по соотношению новых автомобилей к общему числу ввезенных. Такого раньше никогда не было. Это говорит о том, что рынок меняется, - отметил Андрей Провоторов.

– Произошло это в основном из-за уменьшения «серого» сегмента, в то время как официальным дилерам удалось сохранить объемы продаж. Люди начинают понимать выгоду покупки новых автомобилей в Беларуси, - говорит Сергей Михневич.

В 2014 году из-за девальвации и падения российского рубля автомобили европейских производителей, собранные в России, подешевели почти в два раза: в среднем цена бюджетного седана упала с 17 до 9 тысяч долларов. Это ударило и по рынку подержанных автомобилей.

Люди, покупавшие трехлетние машины, не хотят продавать их так дешево. Арифметика простая. Автомобиль, купленный за 18 тысяч долларов, сегодня принимают с 40%-м дисконтом, но уже к нынешней стоимости.  Итого получается 7 тысяч долларов.

Кроме того, по прогнозам экспертов, в ближайшие 2-3 года ожидается оживление на рынке «трейд-ин».

- Сегодня дефицит подержанных 3-5-летних автомобилей, - пояснил Сергей Михневич. – Люди  хотят, но не могут поменять машину, чтобы купить новую. Если нет наличных денег, то придется брать кредит. Поэтому еще один фактор, характеризующий ситуацию на автомобильном рынке, – увеличение периода эксплуатации. Раньше машины меняли раз в три года: заканчивалась гарантия, и человек покупал новое авто. Был выбор «бэушных» машин в том же ценовом диапазоне. Сейчас же автовладельцы эксплуатируют транспорт до 5-7 лет, что в принципе создает отложенный спрос на новый автомобиль, а также усиливает дефицит среди подержанной техники.

Россия «рулит»

Несмотря на то что покупательская способность населения упала, это никак не сказывается на тренде цен. Новые и подержанные автомобили дорожают.

- Если вы хотите успеть купить машину по хорошей цене, то надо было это делать вчера, - отметил Сергей Михневич. - Только за прошлый год подорожание российского рубля к белорусскому рублю и доллару привело к тому, что цены  в рублях РБ уже выросли на 30-40%. В 2017 году также стоит ожидать повышения  еще на 10-15% при условии, что российский рубль не будет дальше укрепляться  к доллару и белорусскому рублю. Скорее всего к концу 2017 года цены на новые автомобили бюджетного класса в долларах еще приблизятся  к уровню 2014 года.

Что же в итоге? Были времена, когда автомобиль было выгодно покупать в Западной Европе. Еще год-два назад можно было существенно сэкономить, пригнав авто из России. Сегодня же у белорусов выбор автомобилей резко ограничен. 90% новых машин, которые продаются в Беларуси, - российской сборки. По сути, Россия диктует нашему автолюбителю, что и за сколько покупать. С одной стороны, новые машины стали доступнее для белорусов. Но есть и другая сторона медали - нам приходится выбирать из того, что предлагает российский автопром. А выбор там небогатый. Каждый белорусский автодилер сократил предложение автомобилей в своем модельном ряду почти в 2 раза.

- Мы потеряли больше половины моделей. Например, если раньше «Фольксваген» предлагал 13 моделей, то сейчас их 7. Все из-за того, что в Российской Федерации они не производятся. А для того чтобы расширить производство, нужны инвестиции. Мы знаем, что сейчас по ряду экономических и политических факторов вряд ли стоит их ожидать, - резюмировал Михневич. - Конечно, при желании можно пригнать свежую модель авто из Западной Европы. Но это обойдется в копеечку. А лишних денег у людей нет.

И еще один неприятный момент, который также повлияет на стоимость автомобилей: необходимость оборудовать свое транспортное средство системой экстренного оповещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС.

С 1 января 2017 года «экстренная кнопка» должна находиться во всех машинах, выпускаемых для стран ЕАЭС. Вот только если в России своя система уже была запущена, то в Беларуси пока только создается инфраструктура для ее функционирования. Получается, что новые автомобили подорожают на стоимость установки «тревожной кнопки» - приблизительно на 300-400 долларов США. Во-вторых, необходимость оборудования транспортного средства системой ЭРА серьезно сократит модельные ряды. Ведь разработка устройства для разных автомобилей отличается, что вынудило производителей задуматься о невыгодности поставки ряда моделей на рынок ЕАЭС.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно